Известный аргентинский экономист, соучредитель банка ALBA и бывший советник объединения "Петрокарибе" Андрес Пьерантони дал эксклюзивное интервью Pravda.Ru. Главные темы интервью - кризис чавизма в Венесуэле, действия США в Латинской Америке и ситуация на Кубе.
- Неожиданным ли для вас было поражение чавизма в Венесуэле? Ясно, что это не кризис боливарианской идеи — социальной справедливости, суверенитета и объединения Латинской Америки. Но тогда с чем это связано?
- Основная позиция команданте Чавеса (с точки зрения социальной справедливости, суверенитета и так далее) не обсуждается, до сих пор большая часть народа Венесуэлы согласна с ней. Ошибки начались в экономической политике правительства, а именно: в политике обменного курса, фискальной политике, и это породило две большие проблемы. Одна — это инфляция, другая — поставка товаров народного потребления.
Разумеется, многие в частном секторе спекулируют этой ситуацией, получая дополнительную прибыль. Но главный вопрос в том, что макроэкономическая политика не скорректирована применительно к новой ситуации на нефтяном рынке и к новой среде.
- Если бы Уго Чавес был жив, чтобы он предпринял в условиях такого падения цены на нефть?
- После поражения реформы Конституции в декабре 2006 года Чавес начал реформу "трех Р": ревизия (пересмотр, что, по сути, означало самокритику), ректифицирование (устранение ошибок в политике), а также реимпульс (новый импульс к Болеварианской революции в Венесуэле). Таким образом, я думаю, что Чавес предложил бы внести коррективы в политику.
- Каким вы видите будущее Венесуэлы?
- Часть нашего населения ни за что не откажется от идей Чавеса о социальной справедливости и суверенитете. Проблема в том, что мы должны стимулировать местное производство и инвестиции всех заинтересованных сторон: государственного, частного, общественного секторов. В стране достаточно места для всех, кто готов работать на ее интересы и потребности.
То есть, проблема лишь в том, что оппозиция попытается использовать этот кризис чавизма, чтобы вывести страну из устойчивой социально-экономической политики и удовлетворить интересы небольшой группы, изменить стратегию страны в целом.
Это в конечном счете может принести ей большие проблемы. Важнее всего для Венесуэлы сегодня, чтобы большинство сторон пришли к консенсусу и поддержали устойчивую социальную и экономическую политики, которые не могут в одночасье изменить стратегию Чавеса.
- В страны блока ALBA, помимо Венесуэлы, входят Куба, Эквадор, Никарагуа, Боливия и другие. Сохранится ли блок после поражения чавизма?
- Как я уже сказал, основная стратегия чавизма побеждена, поэтому мы скоро увидим устойчивые изменения во внешней политике, ALBA перестанет существовать. Это лично мое ощущение, так так я считаю, что Венесуэла была и до сих пор остается сердцем ALBA.
- Может ли Даниель Ортега потерять власть на волне конфликта вокруг строительства Трансокеанского канала?
- Конфликт связан с Транстихоокеанским и Трансатлантическим торговыми соглашениями, которые в настоящее время являются стратегическими целями США. В чем заключается задача Никарагуа? В том, чтобы сформировать один большой рынок. Эксперты называют его "экваториальный причал", так как здесь крупные суда и корабли без проблем проходят из Китая в Европу через Центральную Америку.
Но Штаты пытаются разделить два региона и два соглашения, чтобы лучше контролировать этот пролив. Из-за этого правительство и народ Никарагуа находятся сегодня под очень сильным давлением США.
- Рафаэль Корреа высоко оценил книгу журналистов Хайме Галарсы и Франсиско Эрреры "ЦРУ против Латинской Америки, особое дело: Эквадор". Корреа заявил, что прессинг Вашингтона испытывает не только Эквадор. На одной из встреч с журналистами он сказал: "Вы думаете, это случайность — то, что складывается вокруг Дилмы (в Бразилии), Мадуро (в Венесуэле), то, что было с Эво (в Боливии), пока он сокрушительно не победил на выборах, с Кристиной (в Аргентине), то, что происходит с Мишель Бачелет (в Чили)? Ведь все это левые правительства. А с каким правительством правого толка происходит что-то подобное?"
- Поскольку США теряют влияние на Ближнем Востоке, в Азии вообще, им необходимо держать, как они выражаются, "южные задворки" под контролем. Но поскольку эти территории вплотную прилегают к их границам, они стараются не использовать агрессию и вооруженные действия, как в случае с ИГИЛ на Ближнем Востоке. Они не станут действовать здесь подобными методами, поскольку иначе навлекут подобные проблемы на себя. Поэтому здесь работает политика "мягкой силы".
- Что вы думаете о будущем Кубы, происходит ли "нормализация отношений с США"?
- Куба кое-что предвосхитила в этой ситуации. Папа попросил Кубу открыть себя миру, а миру открыться Кубе. Куба выполнила свою часть этой просьбы. Более 380 проектов по всей стране открыты для инвестиций. Сегодня Куба готова адаптироваться к новым вызовам в экономике.
Что касается США — все зависит от исхода выборов и того, насколько правительство США сможет понять позицию Обамы, которая, с точки зрения кубинской политики, является правильной. Иначе в эти 40-50 лет кубинцы просто не выстоят.
- В чем вы видите сильные и слабые стороны присутствия России в Латинской Америке?
- Я бы сказал, что Россия смогла многое улучшить в отношениях с Латинской Америкой. Но до сих пор ни Китай, ни Россия не предприняли реальных мер в отношении интеграции с ALBA и "Петрокарибе". Многое предстоит сделать в плане энергетики, транспорта, инфраструктуры, новых технологий, альтернативной энергетики.
Перевела Светлана Архангельская
Беседовала