Каково на данный момент состояние российско-украинских отношений? Чем можно объяснить участившиеся нападки на Яценюка со стороны представителей украинского истеблишмента? Будет ли на востоке Украины очередное военное обострение? Эти вопросы в программе "Необычная неделя" обсуждают главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова и руководитель "Славянской гвардии" Владимир Рогов.
— Говорят, что примерно 80 процентов граждан Украины слушали послание Владимира Путина Федеральному собранию. И звучали претензии, что он ни разу в этом послании не упомянул Украину. Как вы думаете, с чем это связано? И какое впечатление у вас осталось от этого послания?
— В связи с обращением президента Путина к Федеральному собранию я бы хотел отметить важный момент: традиционно это происходило ближе к Дню Конституции, отмечаемому 12 декабря. Но в этом году он нарушил традицию. Если принять во внимание шаги, которые были сделаны перед этим, а именно: решение Конституционного суда России, что национальное законодательство является более важным, чем международное, и несет большие юридические последствия, то это говорит о том, что Россия сделала большой шаг к обретению истинного суверенитета.
— Смелое заявление, учитывая, что еще недавно президент говорил о том, что наша Конституция вполне современная, что мы будем жить по ней и дальше.
— Пределов совершенства нет. Российская Конституция писалась в 1993 году американскими юристами и нашими "грантоедами", которые сегодня представляют или несистемную оппозицию, или вообще сидят за границей, честно легализовавшись в роли агентов влияния.
Понять их легко: Россия "объединяется", на первый план сегодня выходят общегосударственные интересы. Приведу только один факт, который почему-то "выпал" из широкого поля зрения. Никто не обратил особого внимания на то, как быстро, буквально в течение одного года, были приняты решения по перераспределению прибыли Центробанка России. Если сначала 50 процентов, а потом 75 процентов его прибыли шло в государственный бюджет, то к концу года законодательно была установлена цифра в 90 процентов. Центробанк становится не только де-юре, но и де-факто полностью подотчетным российскому государству, а стало быть, и работать будет не в своих, а в государственных интересах.
В этом смысле показательна эмиссия, проведенная, пусть скрытым путем, весной нынешнего года, в связи с проблемами энерговооруженности Крыма. В декабре озвучено о выделении триллиона трехсот миллиардов рублей на индустриализацию. Спросите любого промышленника, представителя реального сектора экономики, что является для него главной проблемой, и он, не задумываясь, ответит — недостаток финансовых средств. Без них невозможно рефинансироваться, оживить экономику. Теперь эти средства появятся.
— Многие обратили внимание на то, что Путин в этот раз ни слова не сказал об Украине.
— Это действительно так. И сразу на украинском пространстве, контролируемом хунтой, началась истерика: "Как же так, ни слова о нас!" Это стало для них традицией: Путин говорит об Украине — истерика, не говорит — то же самое.
Насколько я могу судить со своей колокольни, молчание Путина можно объяснить просто: есть давняя русская традиция говорить о мертвых или хорошо, или ничего не говорить. О нынешней "незалежной Украине" сказать нечего, она мертва. Владимир Владимирович четко дал всем понять: все, Украина как государство снята Россией с первоочередной повестки дня, теперь мы идем только по пути восстановления единства русского народа, независимо оттого, как он называется, — украинским, белорусским или еще каким-то другим.
Что же до истерики на постукраинском пространстве, то надо понимать: там к Путину "привязывается" все, что бы ни происходило. Мы сегодня, по сути, свидетели возникновения культа поклонения, не знаю, как его позднее назовут специалисты-ученые: "путинизмом" или как-нибудь еще. Смысл его сводится к тому, что Путин — сверхчеловек, первопричина всего и вся. Почитайте украинские новости, и вы сами убедитесь в этом: в них абсолютно серьезно заявляют, что во всем: что люди плохо живут, что идет война, что нет ни света, ни газа, а квартплата зашкалила, — виноват Путин. Хотя многие простые люди на Украине уже в открытую говорят: "Что Путин? Виноваты-то на самом деле Порошенко с Яценюком!"
— Отчего же только простые люди? В Раде вот, на днях, сцена случилась красоты неземной: Яценюку и букет вручили, и с трибуны унесли. Вся страна наслаждалась.
— Видеть-то все это выдели. Даже смеялись в голос. Только простые украинцы уже давно живут в постоянном страхе, потому что изо дня в день видят примеры, когда людей практически ни за что подвергают репрессиям.
Максим Гриднюк, молодой парень, например, в феврале распечатал то ли пять, то ли шесть листовок и расклеил их на столбах. Ничего не писал, ни к чему не призывал, только указал в них уровень зарплат до переворота и после и, соответственно, уровень цен. И уже десять месяцев сидит в тюрьме по обвинению в терроризме и попытке государственного переворота. Таких примеров тысячи.
— Требования об отставке Яценюка звучат постоянно, а он все "жив". Почему?
— Вернемся к событиям января 2014 года, когда госпожа Нуланд, послав подальше Евросоюз, заявила, что Кличко и Тягнибок на роль будущего премьера "не тянут", а вот Яценюк — в самый раз. Было это еще за месяц с лишним до переворота. В американском истеблишменте, есть не один, как принято у нас говорить, а несколько "вашингтонских обкомов", и их оценка происходящих в мире процессов зачастую не совпадает друг с другом.
Так вот, "обком", курирующий Яценюка, — это американское сайентологическое лобби, структура абсолютно сектантского типа. Это все знают.
Я просто напомню некоторые вехи из биографии Арсения Петровича. Скромный, абсолютно никому неизвестный кредитный эксперт банка "Аваль" в конце 1990-х годов вступает в сайентологическую секту. А через два года он — уже зампред банка "Аваль". Еще через два — глава Национального банка Украины. Карьерный рост, от которого голова не просто закружится, ее просто сносит, если ты к нему заранее не подготовлен.
Вторая "лоббистская составляющая" Яценюка — поддержка, оказываемая ему частью сотрудников госдепратамента США, в частности, в лице госпожи Нуланд. Он ее любимчик. Может, потому что лучше других ел печеньки на Майдане, не знаю. Но она его все это время реально курирует. И перед последним приездом на Украину вице-президента Байдена она была в Киеве и встречалась с Яценюком. Нуланд объяснила ему, что ситуация несколько изменилась, так сказать, подготовила к принятию решения.
Обратите внимание: до последних дней никто не трогал Яценюка, все сидели и терпели. Максимум, какие-нибудь деятели из блока Петра Порошенко, легализованные через другие партии, могли себе позволить покритиковать его. Но все оставалось без изменений.
Почему сейчас поднялась волна? Все просто: Яценюк сделал свое дело и теперь должен уйти. Рейтинг его поддержки в стране колеблется в пределах 1-1,5 процентов — простой арифметической погрешности. Арсений Петрович выполнил свою функцию и для него американцы уже наверняка подготовлили "запасной аэродром".
Мы должны понимать: все, кто сегодня пришли к власти на постукраинском пространстве, — обычные марионетки, даже не гауляйтеры, а так, мелкие полицаи: и Порошенко, и Яценюк, и Турчинов. В политическом фаворе они оказались только потому, что победили в тендере на начало реальных боевых действий.
Как в школе — тянут вверх руку, вскакивают с из-за парты: "Можно я, можно я, начну войну с Россией!" Не с ДНР, не с ЛНР, а именно с Россией! Потому что задача, на самом деле, перед ними поставлена одна-единственная: всеми правдами и неправдами втянуть Россию в прямые боевые действия, чтобы выставить ее страной-агрессором. Просто пока это у них никак не получается.
Не получается, в первую очередь, потому, что, судя по всему, Порошенко донесли, что как только он пойдет на подобный шаг, он позавидует судьбе Михаила Саакашвили. Останавливаться на полпути уже никто не будет, за все Порошенко понесет реальную и очень строгую личную ответственность. Собственно, поэтому Порошенко, все время делая вид, что готов хоть завтра начать воевать, как это ни странно, остается самым мирным петухом из всех, запущенных американцами в украинский курятник.
Но особо обольщаться насчет этого президентского "миролюбия" все же не стоит. Вполне реальна, например, серьезная провокация в Приднестровье. Принцип англосаксов прост, как валенок: зажигать все, что горит, чтобы страны-члены БРИКС и, прежде всего, Россия и Китай не успевали тушить постоянно вспыхивающие пожары. В Одессу, например, сейчас срочно перебрасываются с фронтов Новороссии установки залпового огня. Когда люди задают вопросы, зачем это делается, потому что машины эти уже не скрыть, им на голубом глазу объясняют: "Они перебрасываются для охраны…военно-морского флота Украины". Как "грады" или "ураганы" помогут в охране кораблей, никто себе не представляет. Местные жители в том числе.
Осложняется в последнее время и обстановка и на границе Украины с Новороссией. На днях, например, через Запорожскую область проследовали 16 вагонов с ракетами для систем залпового огня. А что такое 16 вагонов с ракетами? Это не просто обстрелы, это боезапас для ведения полномасштабных боевых действий.
Не хотелось бы сгущать краски, но я убежден: киевская хунта сделает все от нее зависящее, чтобы сорвать Минские соглашения. Тем более, что формально их действие заканчивается в новогоднюю ночь. Поэтому-то Киев и заявляет постоянно нечто несуразное, типа "их надо реализовывать, но не продлевать". При этом сам же ничего не делает для их реализации.
— Давайте обратимся к более приземленной теме: поговорим об украинских финансах. Наталья Яресько на днях заявила: "Мы не будем выплачивать долги России, потому что народ Украины против этого". Понятно, что денег нет, и добровольного возврата не будет. А что будет?
— На месте России я бы предложил очень простой путь возврата этого долга: продал бы его коллекторному агентству в лице армии Новороссии.
— Идея нетривиальная.
— Отчего же, вполне нормальная идея, понятная Западу. Коллекторские агентства — это их изобретение. Так почему бы их не открыть в том же Донецке?
Это, конечно, шутка. На деле же все просто, как в украинском анекдоте. Приходят Яценюк, Порошенко и Яресько в банк за кредитом. Банкиры спрашивают — сколько нужно? Те говорят: "Ну, миллиарда три". — Хорошо, а отдавать когда будете? — В смысле, что отдавать? — удивляются Порошенко, Яценюк и Яресько …
— Посмотрим на процессы, происходящие на Украине, с другой стороны — прецедентной.
— Что случилось в Косово? Уничтожили десятки тысяч людей, сотни тысяч согнали с родных мест, уничтожили православные храмы. Если о Пальмире хоть кто-то что-то говорил, то по поводу косовских событий никто на Западе слова не сказал. В Крыму же прошел референдум, на который звали всех желающих в качестве наблюдателей: проверяйте, смотрите, спрашивайте!
Почему Германия объединилась, и никакого референдума там не было? С таким успехом Россия сейчас могла бы заявить о том, что ФРГ оккупировала ГДР и поднять вопрос о введении туда российских миротворческих войск. Если мы говорим о международном праве, то почему одним что-то можно, а другим нельзя?
Одни проводят референдум — и это считается неправильным, другие просто захватывают власть, и это нормально? А может быть, жители ГДР не хотели объединения? Нет, говорят, хотели, потому что у 68 процентов из них были родственники в ФРГ.
А что на Украине? У 75 процентов ее жителей есть родственники в России и Белоруссии. И общая граница у Украины с Россией куда больше, чем Берлинская стена. Придет время, и нынешний киевский "туман" рассеется, исчезнет, я в этом не сомневаюсь.
— Останутся только долги, которые Яценюк с Порошенко успели набрать по всему миру
— Никакие долги МВФ Новороссия или федеративная Украина, не знаю, как она будет называться после реферндума, платить уж точно не будет. Люди, которые придут к власти после изгнания оккупантов в Киеве, Запорожье, Одессе, Херсоне, Николаеве, Харькове, в тех же Житомире, Виннице, однозначно не станут правопреемниками этого долга.
Подготовил к публикации Сергей Валентинов
Беседовала