Гибель 14 человек в калифорнийском городе Сан-Бернардино Барак Обама назвал "началом новой фазы террора". Старательно избегая словосочетания "радикальный исламизм" и ничего не предлагая нового в борьбе против "Исламского государства", президент США заявил, что Америка справится с ИГ, потому что "свобода намного сильнее страха".
"Мы никогда не забываем, что делает нас исключительными. Давайте не будем забывать, что свобода намного сильнее страха, поэтому наша победа над ИГИЛ неизбежна", — сказал Обама в воскресенье. У главы государства не очень хорошо с причинно-следственными связями. Страх — это следствие той свободы, которую пропагандирует Вашингтон. Эту свободу можно охарактеризовать следующим образом: "Ворочу, что хочу, а после меня хоть потоп, отсижусь на острове".
Страх появляется от недостатка уверенности. И страх этот — следствие воспоминаний о недалеком прошлом. А что у Вашингтона в прошлом? Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия, где сейчас война, голод, разруха.
Последний раз (до воскресенья) Обама обращался к нации из Овального кабинета пять лет назад, когда он объявлял о своем намерении вывести американский военный контингент из Ирака. Вчерашнее выступление подчеркивает важность случившегося. Что же произошло? В минувшую среду некто Cайед Ризван Фарук и его жена Ташфин Малик, вооруженные двумя автоматами и двумя пистолетами, убили в Сан-Бернардино 14 человек и ранили 21. Оба были застрелены полицией через несколько часов после того, как скрылись с места происшествия. ФБР заявило, что это был террористический акт, хотя конкретной связи убийц с ИГ, по словам силовиков, нащупать пока не удалось.
Нападение в Сан-Бернардино — это часть "новой фазы" борьбы с терроризмом, сказал Обама. По мнению Белого дома, это означает, что экстремисты стали действовать более скрытно и тем самым стали более опасными. В этом году ФБР арестовала 56 таких "скрытных и опасных" индивидуумов, сообщает американская пресса.
Президент США заявил, что эти террористы используют зашифрованные приложения, программное обеспечение, соцмедиа и интернет, чтобы призвать последователей совершать террористические атаки в их родных странах. Именно такими "последователями" были пакистанец Фарук и его жена из Саудовской Аравии.
Но президент, пишут американские аналитики, не предложил ничего нового в ответ на новую тактику террористов: больше бомбежек, больше спецсил в Ираке, больше ФБР в США и не обнадежил скорой победой, а призвал готовиться к длительной борьбе. "Мы будем продолжать обучать и вооружать десятки тысяч сирийских и иракских солдат, которые борются с ИГИЛ". "В обеих странах будут действовать силы спецназа (американского)". "Мы будем работать с нашими союзниками и друзьями, чтобы остановить операции ИГИЛ, сократить финансирование и предотвратить появление все большего числа боевиков".
Заметим, что предыдущие попытки готовить бойцов "умеренной оппозиции" закончились тем, что из 500 корректировщиков огня остались воевать лишь 60, остальные дезертировали в ИГИЛ. Кроме того, сила "Исламского государства" не в том, что там лучшие воины или что у них много денег и много нефти, а в том, что там предлагают альтернативу существующему однобокому миру, где правит "американская исключительность". На эту тему — борьбы идеологий - вряд ли стоит ожидать от Обамы заявлений по существу.
Обама также призвал конгресс принять некоторые законодательные акты. Например, отменить "визу невесты", по которой въехала в США Тафшин Малик, и запретить продажу оружия тем, кому запрещено летать самолетами. Но оружие можно свободно купить через интернет, минуя всякие разрешения. А право на оружие — едва ли не основа американской демократии, где фактически закреплено, что убить может каждый.
Сейчас на сотню американцев — вне зависимости от их возраста — приходится 112 единиц оружия. По этому показателю США опередили даже Йемен, где вообще нет никакого контроля за оружием.
"И это все? — спросил один из кандидатов от республиканцев на президентский пост Дональд Трамп, комментируя речь Обамы. - Нам нужен новый президент и срочно". Трамп заметил в передаче CBS "Лицом к нации", что Америке необходима настоящая бдительность.
"Мы не выигрываем войну против ИГИЛ, угроза терроризма в США растет, — сказал сенатор от Аризоны Джон Маккейн. - Америка никогда не должна поддаваться страху. Но мы не должны бояться признать природу и тяжесть угрозы, с которой мы сталкиваемся, и сделать все, что в наших силах, чтобы противостоять ей".
"Они сначала хотели даже замолчать инцидентв Сан-Бернардино, но потом факты стали слишком очевидны", — сказал Правде.Ру Юрий Глущенко, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований.
По визе невесты или жениха в США приезжают многие, проверкам и досмотрам они не подвергаются. В США официально числятся экстремистскими более 1100 организаций. Но самое страшное, что многие экстремистские организации действуют в Сети. И их количество сложно поддается подсчету, заметил эксперт.
По мнению Юрия Глущенко, предложенные Обамой меры не способны радикально изменить ситуацию ни в Сирии, ни в Ираке. И угроза терроризма внутри США тоже будет расти.
"Сирия является одной из тех проблем, которые требуют безжалостности, четкости и реализма. Обаме реализма явно не хватает, зато его в изобилии у Владимира Путина", - сказал CNN Майкл Дэш, профессор политологии в Университете Нотр-Дам. По его мнению, без Башара Асада победа над ИГИЛ невозможна.
"Обама только делал вид, что он борется с ИГИЛ. А Россия реально вступила в эту борьбу и находится на переднем крае борьбы, — сказал Юрий Глущенко. — И это уже все понимают и на Западе, и в других уголках мира. Турецкая провокация против нашего самолета Су-24 — это как раз попытка нарушить единый фронт борьбы с ИГИЛ России и Европы.
США, конечно, дали Эрдогану согласие на эту провокацию, не в рамках НАТО, а именно на уровне Вашингтона. А цель была — создать для России, помимо украинского, западного, условно говоря, фронта, еще и южный — с Турцией. Слава Богу, мы пока еще не поддались на эту провокацию".
Читайте статью на английской версии Pravda.Ru