"Турецкого "султана" уничтожат конкуренты из ИГ"
Эрдоган: Полцарства за сирийских туркменов
Реджеп Эрдоган совершил трагическую ошибку, которая лишила его поддержки России во многих политических и экономических проектах. Мания величия, страсть к стяжательству, склонность к агрессии и шантажу, неумение мыслить стратегически привели президента Турции к краху. Запад сдал его со всеми потрохами на милость курдам, военным или ИГИЛ.
Впервые "благочестивый мусульманин" Реджеп Эрдоган был избран премьер-министром Турции в 2003 году от Партии справедливости и развития (ПСР), выросшей из "штанишек" исламистского движения "Новый взгляд" и запрещенной исламистской Партии добродетели.
Свои первые мандаты премьер (тогда еще парламентской республики) посвятил модернизации экономики и приручению (раздачей портфелей и постов) военных, которые до этого совершили четыре переворота под предлогом борьбы с исламисткой угрозой. Турция стала стабильно развиваться, основываясь на светских заветах Кемаля Ататюрка и дружественных связях со всеми соседями ("ноль врагов").
Но в 2011 году в сознании Эрдогана что-то надломилось, вероятно, сказались его салафитские убеждения, которые позволили мечтать об Османской империи. Тогда уже бушевала "арабская весна", Эрдоган рассорился с Башаром Асадом и стал одним из спонсоров исламистов, тайно лелея надежду использовать их как таран для продвижения своей идеи.
Очень мешали ему курды с их стремлением к независимости, но Эрдоган одних подкупил (Масуда Барзани, который спонсировал его избирательную кампанию через продажу иракской нефти по демпинговым ценам), а других опять стал бомбить, нарушив многолетнее перемирие.
Всех курдов и другие национальные меньшинства (более 51 процента населения) "султан" Эрдоган записал в турки и мусульман-суннитов, подавил протест в органах полиции и прокуратуры, закрыл оппозиционные СМИ, выиграл президентские выборы, переписав под себя Конституцию, а в ноябре 2015 года, умело сыграв на разобщенности оппозиции, привел ПСР к победе на внеочередных парламентских выборах.
На следующий день после формирования кабинета и программной речи в парламенте, ВВС Эрдогана сбили российский самолет "Су-24" в Сирии. Причиной агрессии стал семейный бизнес — сын Эрдогана гнал из Сирии добываемую ИГИЛ нефть в порты Средиземного моря. Но этому стала мешать российская авиация — бомбежками месторождений, хранилищ и караванов.
Конечно, Эрдоган предупредил Вашингтон, и получил добро — почему бы Обаме не стравить двух "диктаторов"? Но, вероятно, предполагалось, что самолет будет сбит над территорией Турции — не получилось. Поэтому президент Турции поставил Запад в невыгодное положение оправдывающегося и изворачивающегося. Это ему зачтется. Зачтется и то, что он поставил страну на грань гражданской войны, экономика Турции резко замедлилась, лира с января обесценилась на 25 процентов, страну заполонили беженцы, произошли теракты с огромным количеством жертв.
"То, что началось как впечатляющий политический путь, теперь есть движение к катастрофе", — сказал WSJ Суат Кыныклыоглу, бывший депутат от ПСР.
Экономические санкции со стороны России могут ускорить крах Эрдогана. Потенциально потерянная выгода огромна — 10 миллиардов в год от туризма, 20 миллиардов — российские инвестиции в "Турецкий поток" и АЭС "Аккуйа", потеря продуктового рынка России — еще около 2 миллиардов в год. Плюс — строительные контракты, поставки вооружений, кооперация в автомобильной и сталелитейной отраслях, машиностроении, легкой промышленности.
Эрдоган может получить всплеск безработицы, тысячи разорившихся предпринимателей — и вся эта масса пассионарного населения может пойти в Анкару к Эрдогану искать правды.
Успех курдской партии Демирташа, которая набрала проходной процент (10) в парламент, говорит о том, что курдский вопрос решается не так, как хочет Эрдоган. Молодые члены его партии теперь поддерживают ИГИЛ, и если станет ясно, что президент Эрдоган не обеспечил целостность страны, то ему может прийти конец и с этой стороны.
Сильна поляризация общества и по линии сохранения наследия Ататюрка. Пока Эрдоган контролирует госаппарат, но страна расколота между враждующими политическими, этническими, сектантскими и социальными группами. Это самая большая опасность для страны, особенно если США захотят поддержать протесты.
А почему бы и нет? "Эрдоган очень плохо соотносит произносимые слова с реальностью, — считает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. — У него есть привычка шантажировать другие государства. И не только Россию, но и Соединенные Штаты с Европой".
Турция заплатит большую цену за отход от наследия Кемаля Ататюрка, вмешательство во внутренние дела в Сирии и разграбление ее богатств, поддержку исламистов самого радикального толка. Россию Эрдоган потерял, а Запад не будет ставить на него, потому что он не соответствует западным ценностям и заставляет оправдываться перед "геополитическим врагом номер один".
Региональных партнеров у него тоже нет, поэтому его политическая карьера завершится довольно скоро, скорее всего с помощью армии, которая согласно Конституции вправе вмешаться в политику, если есть угроза существованию светского режима Турции.