Как будут развиваться события в Сирии и на всем Ближнем Востоке? Решится ли Вашингтон на наземную операцию в Сирии? Могли США знать о готовящемся против России теракте в Египте? Какую квазирелигию создает Вашингтон? Эти и другие вопросы обсуждают в программе "Необычная неделя" главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова и политолог Сергей Михеев.
- Журнал Charlie Hebdo опять отличился. В ответ на критику после публикации карикатур на гибель российского A321 они ответили, что для них нет такого понятия, как "кощунство". Выходит, и святого для них тоже не существует? Это что — новая европейская действительность или сумасшествие отдельно взятых персонажей?
- К сожалению, это европейская действительность. Европейские антиценности, которыми они так гордятся, сводятся в итоге к одному: доведенной до абсурда невероятной терпимости ко всему порочному. Главная их цель — заменить одни святыни на другие. Например, ценность человеческой жизни — на ценность якобы свободы слова, уважение традиционных верований — на их полное отрицание.
Charlie Hebdo просто идет в авангарде этих перемен. Хотя здесь виден, как сейчас принято говорить, двойной стандарт. Европейцы утверждают, что запретных тем для них нет. Но, на самом деле, запретные темы есть, просто они поменяли одни табу на другие. Например, им запрещено смеяться над однополыми браками. Или говорить, что это порок.
Демократию они возвели в псевдорелигиозный культ. Борьбой за нее оправдывают все, что угодно, даже войну. Это подмена одних ценностей другими, на мой взгляд, является извращенной. А если называть вещи своими именами, то они ведут себя как подонки-отморозки, которых мало били, вот и все.
Что же они, такие свободные, не нарисовали карикатуры на своих сотрудников, которых расстреляли террористы? Ведь надо же было как-то отреагировать! Такое поведение — форменное скотство.
- Они говорят: "Зато Россия ответила за Сирию!"
- Те, кто говорит, что, взорвав самолет, Россию наказали за то, что она "влезла" в Сирию, упрощают картину происходящего. Теракты случались и тогда, когда Россия и не думала входить в Сирию. Всплеск их вообще пришелся на 1990-е годы, когда мы полностью отказались от национально ориентированной внешней политики и ушли со всех внешнеполитических театров: с Ближнего Востока, из Латинской Америки, Кубы. И именно те годы были самыми опасными в террористическом отношении.
Я напоминаю об этом только для того, чтобы показать: попытки все свести к утверждению типа "до этого было спокойно, а теперь мы обречены на жизнь в постоянном страхе" — передергивание, манипуляция.
Да, есть такое опасное явление — сетевой терроризм. Но появился он, как это ни странно покажется, из-за распада биполярной системы, из-за того, что не стало страны, которая прежде отвечала за значительную часть мира — Советского Союза. Из-за того, что США повели такую политику мирового лидерства, которая позволила терроризму принять такие масштабы.
Обывателю достаточно сложно вместить все это в свою голову, он живет одним днем, сиюминутным информационным всплеском. Но тем не менее это так. Терроризм стал глобальной опасностью в результате исчезновения СССР, социалистического лагеря, если хотите. И политики США, которая поощряла хаос в разных регионах мира и в итоге позволила террористам стать теми, кем они стали.
"Западникам" сейчас выгодно вбросить "сирийскую" тему в российское общественное сознание и запустить у нас процесс дестабилизации: дескать, вы поддерживаете президента, а он вас вот как подставил! Интересно, что где-то за неделю до авиакатастрофы Эштон Картер — американский министр — заявил, что он убежден: скоро русские пожалеют о том, что сделали в Сирии.
- Госсекретарь Керри говорил примерно то же самое.
- Или они имели какую-то информацию, но не сообщили нам, или они причастны к этому и знают "кукловодов". Я уж не говорю о том, что само ИГИЛ, его происхождение и активность вызывают массу вопросов. Многие связывают его появление с американскими спецслужбами. Теперь им, конечно, хочется перекинуть "мостик" и в Россию.
Через год у нас будут выборы в Госдуму, а дестабилизировать страну в преддверии выборов — любимое занятие американцев. Правда, пока я особых успехов в этом не вижу, наше общество пока проявляет достаточно высокую сплоченность и понимание того, что происходит на самом деле. Хотя ясно, что работа уже началась.
- Действительно, стали поступать смс с предупреждениями о готовящихся терактах, пошли разговоры, что бомбу взорвут чуть ли не в Кремле…
- На самом деле, так было всегда. Вспомните события на Северном Кавказе: сколько было разных угроз от самых разных групп! Просто фокус внимания опять переместился на эту тему.
- Но россияне уже почувствовали, что что-то меняется. Полиция на вокзалах, в метро, самолеты в Египет не летают. Идут разговоры, что могут "закрыть" и Турцию, и Тунис, чуть ли не Таиланд…
- Недавно был взрыв в Ливане, ответственность за который взяло ИГИЛ, что только подтверждает: оставить его в покое — не вариант: Ливан не воюют с ИГИЛ, зачем он взорвал бомбу? И Египет с ними не воюет, а Тунис и подавно. Почему ИГИЛ проводит в теракты в странах, которые не имеют никакого отношения к антитеррористической операции? Да потому что ИГИЛ включило их в сферу своего влияния. Включил он в нее и страны Центральной Азии, хотя они стараются сидеть тише воды, ниже травы.
Что касается Египта, то я бы обратил внимание еще на один момент. Если это теракт, то у него могла быть масса причин. Могли, например, отомстить за "Братьев-мусульман". Или наказать за то, что новая египетская власть пошла на сближение с Россией и не торопится однозначно сориентироваться на американцев и европейцев.
За последнее время отношения между Египтом и Россией очень серьезно укрепились, а Египет — один из важнейших игроков на Ближнем Востоке По факту после теракта на борту A321 наши отношения стали хуже, потому что ответственность за произошедшее, как ни крути, несут все-таки египетские власти, не обеспечившие безопасность туристов.
Что же до запрета авиаперелетов, то Египет, Тунис, Турция всегда были достаточно опасными странами, потому что Ближний Восток кипит постоянно, сложно вспомнить период, когда там было спокойно. Это мистическое место, там все время идет война.
И нашим туристам об этом надо помнить. Сейчас многие обращают претензии к Кремлю: вы в Сирии воюете, а нам безопасность не можете обеспечить! А как мы можем обеспечить безопасность нашим туристам на территории иностранных государств? Никак. Люди летят туда по доброй воле, запретить им это никто не может.
Случись теракт в Сочи или Москве, тогда можно было бы предъявлять претензии. А так, что может сделать российская власть? Она идет кратчайшим путем — закрывает авиасообщение, говоря тем, кому очень хочется туда отправиться: "Можете ехать, мы не запрещаем, но учтите, что всю ответственность за собственную безопасность вы берете на себя".
- Наши СМИ писали о том, что Пентагон чуть ли не планирует провести военную операцию в Сирии.
- Начать наземную операцию в Сирии — означает максимально подвинуться к прямому конфликту, во-первых, с Россией, и, во-вторых, напрямую ввязаться в войну с Башаром Асадом. Понятно, что наземная операция Пентагона в Сирии будет иметь своей целью далеко не ИГИЛ. Они уже один раз хотели провести военную операцию под предлогом того, что Башар Асад использовал химическое оружие. Россия это предотвратила, убедив Асада отдать все, что могло быть квалифицировано как химическое оружие.
Теперь появился новый повод для наземной операции — якобы борьба с ИГИЛ. А на деле такая операция Пентагона просто расчленила бы Сирию: американские войска зайдут и обозначат какую-то зону оккупации, из которой уже не уйдут, совершенно точно. И, во-вторых, они могут перейти в прямое столкновение как с Асадом, так и с нашей авиацией. А это, конечно, крайне рискованная вещь.
Может, они вбрасывают "пробные шары" в информационное пространство, чтобы посмотреть на нашу реакцию, на реакцию других потенциальных игроков в этом конфликте. Но я думаю, что пока они к этому не готовы, потому что это слишком опасно. Но с другой стороны они нервничают, потому что видят, что при поддержке российской авиации Башар Асад чувствует себя увереннее и начинает добиваться успехов.
- В последнее время войска Асада активно наступают…
- Успехи Асада я бы не стал преувеличивать, потому что основная задача — взятие под контроль сирийско-турецкой границы — пока не осуществлена. Тем не менее кое-какие успехи уже есть. И американцев это волнует, потому что в случае укрепления Башара Асада, если большая часть территорий Сирии перейдет обратно под контроль Дамаска, это серьезно поменяет вообще всю конфигурацию в этом регионе мира, не говоря о том, что укрепит позиции России. Они пытаются что-то делать и в политическом поле, и дипломатическом, и в военном, говорят: "Нет, мы тоже сейчас стали активнее бомбить". Вот пришло сообщение, что якобы они разбомбили урода, который на камеру отрезал головы.
- Причем был он британским гражданином.
- Это о чем говорит? Это говорит о двух вещах. Первое, на самом деле это косвенно свидетельствует о наших успехах, потому что если бы успехов не было, они бы вообще не переживали, а просто наблюдали, как мы там проваливаемся. И о том, что они теряют инициативу. Поэтому пытаются делать что-то, чтобы инициатива оставалась у них в руках.
- И на фоне всего этого американский президент снимается на обложке гей-журнала. И слова: "Это наша икона, это наш президент". Что это: случайное совпадение? Или он тем самым показывает: мы все будем делать вам назло? Даже не знаю, зачем ему это было нужно…
- Здесь все просто. Америка погрузились в избирательную кампанию, и Обама работает на Демократическую партию. Демократы всегда славились более либеральными и лояльными к разным отклонениям взглядам, они борются за это гей-сообщество. Оно в США уже стало весомым куском электората. И они за него борются, пусть и самым тупым способом. То, что он снялся на обложке журнала, еще не предел. Он мог бы сняться еще в каком-нибудь журнале покруче.
Но опять же, если подняться над этой частностью, это политика продвижения псевдоценностей. Президент самого мощного государства в мире открыто поддерживает извращенцев. Вот и все. Это, на самом деле, сигнал всему миру. Обложка журнала — это ерунда.
Несколько месяцев назад в одном из своих выступлений Обама прямо сказал, что терпимость к однополым бракам является одной из ценностей, и мы будем напрямую защищать ее во всех уголках мира. То есть, миропорядок отныне будет таковым, и все, кто его принимают, имеют шанс попасть под нашу защиту или если хотите, стать нашими вассалами. Вот и все.
- А те, кто их не принимают, имеют шанс получить бомбой по голове.
- Американцы, по сути, формируют новую религию. Эта религия такова — просто верить в США, в демократию, какая бы она ни была. Почему многие люди симпатизирует им, не замечая этого наглого диктата, хотя считают себя объективными и прочее-прочее? Потому что это превращается в квазирелигию, когда человек теряет способность объективно оценивать ситуацию. Он не может ее анализировать, он начинает просто верить.
И американцы вербуют по всему миру адептов своей религии: не надо думать, надо просто верить в США, в Дом на холме, который, как ковчег, обещает спасение, и так далее.
- Просто верить или не верить — это одно. На днях прошла новость прошла о том, что США резко увеличили расходы на антироссийскую пропаганду, то есть они вкладывают в это дело конкретные деньги. Уже есть информационные центры в Литве, Латвии, в которые перебралось достаточно и российских журналистов. Забавно — он и сейчас ездят к нам в командировки…
- Здесь все понятно: они вкладывают деньги в миссионерскую деятельность, создают новую религию, вербуют новых адептов. А Россия имеет наглость качать права, да и то слабовато. Я не считаю, кстати говоря, что мы ведем какую-то непримиримую борьбу, мы просто пытаемся обозначить свои права, причем очень осторожно.
- Зато они временами "зажигают". По-моему, в Эстонии выпустили глобус, на котором нет России. Были времена, когда в Иордании выпускали карты без Израиля. Ну да ладно, Израиль — государство маленькое, можно было все списать на то, что просто картографы "не доглядели", опечатка вышла. Но чтобы на глобусе потерять Россию, — это уже за гранью разумного.
- Я повторюсь: мир все больше и больше мифологизируется. Как ни странно, современный мир — мир технических возможностей, прогресса, средств массовой информации. И люди должны быть более трезвыми, способными объективно воспринимать происходящее. Но ничего подобного, природа человека не изменилась. Она осталась мифологизированной. И эти средства массовой информации просто работают на ту или иную мифологию.
Посмотрите, мифологии становится все больше и больше. Из сознания вытесняется то, что не нравится. "Я так не люблю Россию, что даже не хочу ее видеть на карте мира!" И американцы на этом играют, причем достаточно умело, не стесняясь, ставят психологические эксперименты над огромной массой людей.
А что касается более приземленных вещей, их бесит даже попытка, когда кто-то смеет предложить какую-то альтернативу. Просто мы говорим о России, а на самом деле американцы точно такую же работу ведут в отношении других мировых центров.
В частности тот же Картер Эштон недавно напрямую назвал две страны — Россию и Китай. Он сказал: мы не позволим России и Китаю изменить миропорядок. То есть, грубо говоря, самозванцев нам не надо — командиром буду я. Они совершенно четко обозначили, что они никому не позволят с ними даже спорить.
- Они четко говорят: не позволим никому объединяться, дружить и тому подобное.
- У них на это кишка тонка. США очень мощная держава, у них есть масса добровольных и недобровольных союзников, просто циничных вассалов. Они действительно обладают огромными ресурсами, но все равно ресурсы эти не бесконечны, чтобы всем постоянно затыкать рот. От этого и информационная война, истерика, от этого попытка решить вопрос с наименьшими затратами, а именно: свернуть набок мозги этим странам — конкретно России, конкретно Китаю, конкретно еще кому-нибудь и так далее.
Также по теме:
"Вряд ли американцам удастся покомандовать в Сирии"
Подготовил к публикации Сергей Валентинов
Беседовала