Cвои доклады по гибели МН17 опубликовали Совет безопасности Нидерландов и "Алмаз-Антей". При этом от Голландии никто ничего особенного и не ожидал, так как главная цель — свалить все на РФ. Тайну гибели "Боинга" в эфире программы "Необычная неделя" обсуждают главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова и директор Института стран СНГ Константин Затулин.
— Константин Федорович, мы долго ждали доклада нидерландской комиссии, хотя подсознательно понимали, что ничего нового она расскажет. В итоге так и произошло.
— Я лично ничего особенного не ожидал и не был готов судить, будет или не будет в этом докладе сформулированы конкретные обвинения, хотя если судить по тому, как разворачивались события вокруг расследования, они вполне могли там оказаться. Это, на мой взгляд, положительный момент с точки зрения чистоты процесса.
Нидерландская сторона не стала на кого-то навешивать ярлык, сказав лишь о своих представлениях о том, откуда территориально могла быть запущена ракета, и что это был "Бук". А дальше, в части модификации этого "Бука", между нашими и международными экспертами начинаются расхождения. Мы считаем, что в этом вопросе разбираемся лучше, и, по моему мнению, для этого есть все основания, потому что эти "Буки" "растут" (или, как в данном случае, "росли") именно у нас.
Я не готов утверждать, что завтра станет известно, кто конкретно нажал на спуск. Выяснить это, конечно, очень важно, но это не главное обстоятельство. "Боинг", скорее всего, как мне кажется, сбили по ошибке, но над местом своего крушения сам самолет оказался не по ошибке, он был туда направлен. Потому что украинская сторона из конъюнктурных соображений не закрыла для полетов зону боевых действий, потому что продолжала делать вид, как будто бы в стране не идет война, которую она сама же развязала.
Поэтому главный виновник трагедии совершенно очевиден — это руководство Украины, руководство ее авиационных служб, которые разрешили пролет самолета над зоной боевых действий. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы не признать этот очевидный факт. И он должен был быть рассмотрен на любом трибунале, когда бы и кем бы он ни был создан, потому что это главная причина трагедии. Все остальное можно списать на случайности, но только не то, что гражданский самолет в тот час летел там, где шла война.
— Вы говорите "из конъюнктурных соображений". В чем, на ваш взгляд, они состояли?
— Напомню, что на протяжении всего вооруженного конфликта Украина не вводила в действие положение своего же законодательства и не объявляла в регионе военное положение. Власти придумывали миллион поводов только для того, чтобы не вводить в действие нормы для пребывания своих же военнослужащих в зоне боевых действий. Иначе люди получили бы право на материальную, социальную помощь государства в случае ранения и так далее.
Власти от всего этого ушли, потому что не называли войну войной. Но самое главное заключалось в том, что, будучи в долгах как в шелках, они желали получать деньги от западных правительств и МВФ. А он по своему уставу не может финансировать страну, которая ведет военные действия. Поэтому, а также чтобы не расплачиваться и со своими собственными гражданами за нанесенный ущерб, они отказались исполнять собственное законодательство. И объявили на весь мир, что агрессор — это Россия. Вот только что же они войну нам не объявили?
— Кто-то пытался объявить, но тут же взял свои слова обратно.
— Радикалов, в мозгах у которых эта война никогда не кончается, в нынешней Украине хватает. Но когда дело доходит до конкретики, "война" тут же прекращается. Объявишь войну, а откуда электроэнергию получать, между прочим, 1500 киловатт. А уголь для своих электростанций? А газ? И так далее, и так далее.
Украинская политика построена сегодня по принципу, знакомому всем по фильму "Свадьбе в Малиновке": "Мое — мое, и твое тоже мое". И сбитый самолет полностью на их совести.
Зря мы прилагали такие усилия к тому, чтобы не допустить создание международного трибунала. Нужно было просто предвосхитить ход событий, самим предложить создать трибунал, не ждать, пока это сделают наши противники и загодя навесят на Россию клеймо "виновная".
Нам было что сказать Европе: есть такая страна, Украина, которая ведет войну, но не признается в этом ни себе, ни миру; в результате погибают совершенно посторонние люди, в данном случае, пассажиры малайзийского "Боинга".
— Не знаю, как была бы воспринята подобная инициатива. Вот и при работе над этим докладом нидерландская сторона не учла, казалось бы, совершенно очевидные факты…
— Тут много различных обстоятельств, но кое-что меня обнадеживает. Во-первых, люди в Нидерландах обратили внимание на то, что Украина несет ответственность за гибель самолета, потому что допустила его пролет, что борт до последнего вели украинские диспетчеры, и именно они завели его в зону военных действий. На все это указано в докладе.
Второе — в нем не говорится, что ракету запустил лично Путин, доклад выдержан в очень сдержанном стиле, и мы можем реагировать на него абсолютно спокойно. Нам же надо думать, что делать дальше, потому что речь идет, повторяю, о вине целой страны, за то, что произошло над ее территорией. Она несет ответственность за это, а не мы.
— Понесет ответственность? У всех в памяти еще свежи воспоминания о том, как Украина сбила российский пассажирский самолет над Черным морем. Тогда ее буквально прижали к стенке неопровержимыми доказательствами, но она отпиралась до последнего и до сих пор никто не понес ответственность.
— Никто. Было вранье с самого начала. Я, как только это произошло, сразу сказал, что это сбила украинская ракета, и их военные знали с первой минуты, что сбили именно они. У меня есть свидетельство на этот счет, потому что председатель Верховного совета Крыма Леонид Грач был в числе приглашенных в блиндаже, откуда наблюдали за пуском. Он мне рассказывал, что с первых минут все поняли, что ракета захватила другую цель и сбила ее. Это и был российский самолет.
А они две недели при этом дурака валяли, в Сочи приезжала комиссия, которую возглавил тогдашний министр обороны Евгений Марчук, при советской власти председатель КГБ Украины, а сейчас ярый украинский националист. Он ходил с умным видом, смотрел на обломки самолета, которые все были посечены ракетой. С тех пор ничего не изменилось: украинская политическая элита какой была безответственной, такой и осталась. И лживой.
— И лживой, к сожалению. Но в расследовании инцидента с малайзийским "Боингом" принимало участие очень много людей из разных стран. Удастся ли Украине и на этот раз "замотать" расследование, скрыть тайну?
— О какой тайне вы говорите? Тайна пока состоит в том, кто конкретно сбил самолет. Давайте рассуждать: я не знаю, кто сбил самолет, и знать этого не могу. Если этого не знает ни Совет безопасности Нидерландов, ни концерн "Алмаз-Антей", то я в одиночку уж точно не в состоянии это выяснить.
Я могу допускать, что самолет сбили украинские вооруженные силы, могу допускать, что сделали это их противники, в качестве которых украинцы видят или офицеров российской армии, или ополченцев, которым этот "Бук" каким-то образом достался. Но давайте спросим себя: вы видите кого-нибудь, кто бы сбил этот самолет нарочно, точно зная, что это гражданский малайзийский лайнер?
— Ходила версия, что они рассчитывали сбить самолет российского президента.
— Это только подтверждает мою мысль, что нарочно малайзийский "Боинг" никто не сбивал. Может, кто-то и на самом деле собирался сбить Путина, а может, военно-транспортный самолет.
В любом случае "Боинг" сбили по ошибке. Это, конечно, не снимает вину с тех, кто это совершил. Но вина государства за то, что произошло, — это совсем другое. Оно должно нести ответственность за то, что не обеспечило безопасность полетов над своей территорией, за то, что, зная о боевых действиях, раз за разом направляло в их зону гражданские самолеты. И с этой точки зрения все предельно ясно — виновата Украина, как бы она ни старалась обвинить в этом других.
Подготовил к публикации Сергей Валентинов
Беседовала