Президент Южной Осетии Леонид Тибилов заявил о намерении провести референдум о присоединении к России. По мнению Тибилова, воссоединение с Россией является вековой мечтой южноосетинского народа. Такие заявления в последнее время не приветствуются Москвой на всем постсоветском пространстве, но в этом случае сделано исключение. Так в чем же дело?
"Политические реалии таковы, что мы должны сделать свой исторический выбор, должны воссоединиться с братской Россией и на долгие века обеспечить безопасность и процветание нашей республики, нашего народа",- сказал Леонид Тибилов.
Заявления о воссоединении после "крымской весны" не приветствуются Москвой на всем постсоветском пространстве и вне его (вспомним, что сербы тоже собирали в прошлом году голоса по подобной инициативе). Резко тормозились все попытки провести подобные референдумы в ДНР и ЛНР. Приднестровью тоже не было дозволено намекать на то, что надо бы наконец рассмотреть заявку на воссоединение, одобренную еще в 2006 году.
В этом свете заявление Леонида Тибилова, да еще после встречи с помощником президента Владиславом Сурковым, иначе как согласованными действиями не назовешь.
Действительно, для воссоединения осетинского народа в составе Российской Федерации созрели все необходимые предпосылки. Практически завершено экономическое интегрирование республики в состав Российской Федерации. Бюджет на 2015 год на 90 процентов формируется Москвой, в качестве валюты в Южной Осетии действует российский рубль, почти у всех граждан есть российский паспорт.
Приобретен опыт самостоятельного развития, сформирована местная элита, которая боролась с грузинским шовинизмом на протяжении 18 лет и которая не отказалась от мысли о воссоединении за девять лет независимости. То есть от эмоций перешли к здравому смыслу, который подкрепляется исторической памятью о добровольном вхождении Южной Осетии в состав Российской империи в 1774 году.
Именно поэтому после развала СССР на референдуме 1992 года народ этой небольшой кавказской республики проголосовал за "воссоединение с Россией". Еще раньше в 1990 году Южная Осетия отделилась от Грузинской ССР в ответ на ее односторонние действия по демонтажу формата своего пребывания в составе Советского Союза. Заметим, что Юго-Осетинская автономная область входила в состав Грузинской ССР именно по законодательным актам СССР. Ко времени самоопределения Грузии как независимого государства в 1992 году в ее составе ни юридически, ни фактически уже не было Южной Осетии.
Российское руководство сделало еще один очень мудрый шаг — до последнего времени границы между Грузией и Южной Осетией как таковой не существовало, и грузины и осетины свободно ее пересекали. Это позволило сформировать дружелюбную атмосферу в приграничных районах.
Представляется, что сегодня воссоединение осетинского народа в составе Российской Федерации было бы очень своевременным шагом. Таким же, как начало спецоперации российских ВКС в Сирии, поскольку это действие продолжит внешнеполитическую линию России на установление многополярного мира. Впрочем, он уже установлен - после того, как корабли Каспийской флотилии произвели залповый огонь по территории Сирии для подавления бесчинствующих там террористов. Запад потеснился на скамейке мировых игроков, и не надо давать ему передышку, а просто законодательно оформить то, что существует в реальности. Это будет мирное воссоединение, что, в принципе, самое главное.
Если же промедлить, то можно ожидать резкого обострения обстановки в условиях пронатовских настроений Грузии. Войска НАТО уже там. И Ян Столтенберг, генсек НАТО, регулярно делает сомнительные заявления по Южной Осетии.
Статус республики в составе Российской Федерации откроет возможность инвестировать в Южную Осетию в больших масштабах. Известно, что территория страны богата полиметаллами, гидроресурсами. Ряд исследований, проведенных еще во времена СССР, указывает на наличие здесь запасов угля, нефти и газа.
Наконец, воссоединение осетинского народа воодушевит непризнанные республики на Украине и в Приднестровье, прекратит разговоры о сливе "русского мира", о защите которого говорил президент Путин. И это в его духе — принимать неожиданные, но продуманные решения. Не случайным в этом плане представляется визит в сентябре лидеров Донецкой и Луганской народной республик в Южную Осетию — единственную страну, которая признала ДНР и ЛНР.
Горизонтальные связи между политическими элитами непризнанных пророссийски настроенных республик формируют определенную политическую матрицу, которая мирно и постепенно встраивается в матрицу Российской Федерации. Такой статус-кво рано или поздно будет узаконен мирным путем, подчеркнем это.
Теперь о реакции Запада. Большая часть негатива, связанного с осетинским вопросом, уже получена Россией. Попеняют, заявят протесты на уровне внешнеполитических ведомств и смирятся. Накладывать санкции на главного борца с мировым терроризмом? А как объясняться с собственным налогоплательщиком, который с облегчением встретил новость о спецоперации России в Сирии? Многие западные антироссийские статьи наполнены комментариями о том, что наконец-то за дело взялись "ребята Путина". Люди напуганы свирепостью ИГИЛ и бездеятельностью своих властей, и это не шутки — обострять их страхи.
"Южная Осетия является частью осетинской государственности, - сказал Правде.Ру Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования. — Есть еще Северная Осетия - Алания, которая входит в состав Российской Федерации. Понятно, что Северная Осетия из состава РФ не выйдет, поэтому даже просто для объединения народа логично вхождение Южной Осетии в состав РФ".
По мнению эксперта, с точки зрения экономического развития, Южной Осетии также интересно находиться в составе России. "Просто они будут жить здесь зажиточнее. То есть как минимум два момента говорят в пользу присоединения Южной Осетии к РФ: объединение народа и повышение уровня жизни", — сказал эксперт.
Также эксперт отметил, что можно ожидать ухудшения отношений с Грузией, которая будет это рассматривать как аннексию ее территории, и можно ожидать, что США используют этот элемент для антироссийской пропаганды.
"Это то, что касается издержек. Но с другой стороны, это будет достаточно четкий сигнал, в том числе, друзьям и союзникам России, что в плане их защиты Российская Федерация готова пойти до конца, не обращая внимания на определенные международные издержки", — завершил Ростислав Ищенко.