Где и как найти кадырова для Сирии?

Поскольку идеология "Исламского государства" восходит к суннизму, то если найти среди суннитской оппозиции Сирии сильного лидера, то проблема единства этой страны может быть решена по аналогии с Чечней.  Для этого надо заручиться поддержкой суннитских государств в регионе. Впрочем, она уже есть, об этом заявил президент Владимир Путин в интервью Владимиру Соловьеву, которое вышло в эфир 11 октября.

"Мы постоянно находимся в контакте с людьми (лидерами суннитских государств), — сказал Владимир Путин. - Если бы я не знал, что реально думают лидеры тех или иных государств, мы бы может быть этого всего в Сирии и не сделали бы".

"И дело не только в Египте, - продолжил президент, — Опасность терроризма маячит над многими странами региона. Один из лидеров сказал мне, что именно мы — исламские страны, являемся первыми жертвами терроризма, и мы хотим и готовы с ним бороться", - подчеркнул Владимир Путин. 

Возможно, одним из таких лидеров был министр обороны и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман аль Сауд, с которым Путин, уже второй раз за последнее время, встретился в воскресенье в Сочи. Там же и тогда же президент поговорил и еще с одним влиятельным шейхом-суннитом — командующим вооруженными силами ОАЭ, наследным принцем Абу-Даби Мухаммедом бен Заид Аль Нахайяном.

Обозначенные консультации состоялись на фоне сообщений об успехах сирийской армии в провинции Идлиб и ликвидации восьми главарей ИГИЛ в результате удара иракскими ВВС. Среди пострадавших, как сообщается в иракских СМИ, находится и главарь террористического халифата Абу Бакр аль-Багдади.

Конечно, подвижки в позиции Саудовской Аравии и Арабских Эмиратов — главных союзников США на Ближнем Востоке — очень позитивный для России сигнал. Очевидно, что ваххабистское Королевство, войдя в раж религиозной и политической борьбы с шиитами (Ираном и Сирией), не предполагало, что "Исламское государство" превратится в неуправляемую силу, стремящуюся завоевать их святыни - Мекку и Медину, то есть уничтожить саудитов.

Не ожидали, что международный терроризм придет к ним домой. Вспомним теракт в мае в мечети города Абха, предназначенной для посещения сотрудниками сил специального назначения.

Другими влиятельными суннитскими государствами в регионе можно считать Египет, Иорданию, Турцию. Египет, по словам Путина, поддерживает Россию, а кто слушал мирную "проповедь" короля Иордании Абдаллы II на Генассамблее ООН, говорившего о семи шагах к миру, поймет, что и он безоговорочно на стороне российского президента.

"Мы должны нетерпимо относиться к нетерпимости и к тем, кто ее насаждает", — подчеркнул Абдалла II. Что же касается Турции, то там уже нашли виновных в воскресном теракте — это боевики ИГИЛ.

Пройдут парламентские выборы и антироссийская риторика Эрдогана сойдет на нет, он понимает, что покровительство "Братьям мусульманам" не гарантирует ему неприкосновенность. Надо объяснить и Эрдогану, что операцию ВКС в Сирии следует рассматривать не как союз России с Ираном, а как борьбу против террористов. Он поймет, ему бы с курдами разобраться.

Очевидно из сказанного, что поиск союзников среди суннитских государств будет не таким уж сложным. Они помогут найти в Сирии ставленника определенных суннитских сил, которые найдут общий язык с Башаром Асадом и заполнят вакуум после разгрома ИГИЛ.

Именно поэтому Путин не отказывается поискать таких лидеров в Свободной сирийской армии. У России есть опыт подобного урегулирования — в Чечне с помощью лояльного к центральной власти клана Кадыровых. Именно благодаря умению договариваться, сегодня у Кремля отличные отношения с исламской общиной России — этому свидетельство атмосфера, которая царила на открытии главной обновленной мечети в Москве. Путин подчеркнул в воскресенье, что и в мировом исламском сообществе Россию уважают и ценят.

Этому плану не будут мешать на Западе, сильным вожакам не мешают охранять "свою территорию". Ракетные стрельбы с кораблей Каспийской флотилии 7 октября по целям в Сирии дали понять Западу, по словам Путина, четыре вещи. Что у России есть высокоточное оружие, что оно эффективно, что есть персонал, способный его применять и главное — есть воля, чтобы это делать при необходимости. Не будет ему мешать Запад еще и потому, что Европа с надеждой ждет, кто решит миграционный кризис.

"Суннитское сообщество Сирии, большая его часть поддерживает президента и руководство Сирии", — сказал Правде.Ру Борис Долгов, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук.

Эксперт напомнил, что жена президента Сирии суннитка, что в госструктурах и армии есть сунниты. "Есть намерения искать лидера из вооруженной оппозиции, и они правомерны. Были заявления со стороны некоторых полевых командиров Свободной сирийской армии об их желании начать переговоры, по крайней мере, по сотрудничеству с российскими военными в Сирии.

Но пока это еще не дало какого-то продолжения. Религиозный фактор, как и в Чечне, так и в Сирии — он не главный, отметил эксперт, поскольку есть "сунниты, которые поддерживают руководство Асада, есть сунниты, которые воюют в вооруженных исламистских группировках".

Борис Долгов заметил, что Башар Асад был избран в 2014 году на 7 лет и такого харизматического лидера, который мог бы заменить президента Сирии, сейчас нет.

"Здесь нужно иметь в виду, что Сирия — это многоконфессиональное государство. Там есть христиане, есть сунниты, есть шииты, есть алавиты, есть курды, есть христианские общины армянские, есть курды, поэтому выдвигать какого-то суннитского лидера, на мой взгляд, это неперспективно", - заметил Борис Долгов.

Однако, заметим, что нет дыма без огня, стоит вспомнить, что Исламское государство Ирака и Леванта появилось в результате ущемления суннитов в Ираке и Сирии. Американцы воспользовались этим.  Поэтому перспектива  политического урегулирования без поиска компромисса с недовольными суннитами выглядит обреченной на неудачу.