Европа возвращает в Африку апартеид

Европейский союз на уровне министров внутренних дел, министров юстиции и министров иностранных дел принял решение о создании в Африке фильтрационных лагерей для наводнивших Европу нелегальных беженцев. Будет ли работать политика выдворения, по сути своей, являющаяся апартеидом? Или Европу в скором времени ждет большое восстание мигрантов?

Решение было принято вчера в Люксембурге после демарша стран Восточной Европы. Чехия, Польша, Словакия, Венгрия и Латвия отклонили утвержденные миграционные квоты Брюсселя — 66 000 человек, назвав их незаконными. Прага пригрозила Брюсселю обращением в Европейский суд, а Будапешт со вторника закрыл границу с Сербией и принял закон, который карает тюремным заключением или депортацией за нелегальное пересечение границы.

Берлин подвергся резкой критике из-за одностороннего принятия решения по открытию своих границ, что привело к встречным односторонним действиям по введению пограничного контроля в странах, граничащих с Германией — в Венгрии, Сербии, Хорватии, Словении и Австрии.

Диктат Меркель был отвергнут, но тут же встал вопрос об утере единоначалия, неужели отдавать на откуп национальным правительствам миграционную проблему? И тогда Брюссель (читай Берлин) сдался. Обязательные квоты отныне отменены, они будут устанавливаться на добровольной основе. Вместо них намечено проводить депортацию "экономических беженцев" в лагеря, расположенные в Африке.

Daily Mail пишет, что лагеря, "расположенные по всему континенту", будут представлять из себя "центры содержания под стражей". Туда будут направляться лица, которые въехали в Евросоюз нелегально. В итоге в Европе останутся только четыре из десяти мигрантов, надеются брюссельские чиновники.

Первый вопрос — моральный, уж очень вся эта затея с лагерями пахнет дискриминацией, нарушением прав человека, полицейским произволом. "Мигранты не хотят возвращаться в страну, из которой бежали. Политика выдворения не будет работать", — полагает директор Statewatch Тони Баньян. Он сравнил депортацию с апартеидом, пишет Eurobserver.

"Идея о том, что депортацию можно будет отследить с помощью специально выданных "пропусков ЕС", напоминает законы апартеида", - сказал Тони Баньян.

Второй вопрос - а хватит ли заявленных средств в 800 миллионов евро на шесть лет? Только строительство пограничной стены и установление контроля стоило Венгрии 200 млн евро. Сама процедура фильтрации тоже дорогая — это идентификация по отпечаткам пальцев и пробивка по криминальным спискам сотен тысяч людей.

О перемещении таких лиц до места назначения и говорить не приходится — это дорого. А еще материально-техническое обеспечение этих лагерей и расходы на создание специального подразделения в рамках пограничного агентства Frontex, которое займется депортациями — поможет подобрать авиарейсы и подготовить необходимые документы.

В прошлом году Frontex депортировало 3 тысячи человек. Справится ли оно с потоком на порядок больше? Подписанное соглашение будет оказывать сильное давление на Францию, где близ Кале расположен 10-тысячный лагерь нелегальных мигрантов.

Кроме того, учтем, что ежегодно ЕС предписывается покинуть до 500 тысяч человек, но только около 40 процентов отправляются обратно.

Третий вопрос — как отреагируют африканские страны на подобное решение? В согласованном документе отмечается, что беженцы могут быть депортированы в "третьи страны" даже без соглашения о реадмиссии с ними. Все те, кто будет отказываться принимать таких беженцев, могут потерять на торговых сделках, финансовой помощи и других обязательствах с Европой.

"Необходимо найти баланс между стимулами и давлением", — говорится в итоговом документе ЕС. Речь идет об отмене даже льготного визового режима со странами, отказывающимися сотрудничать.

"Великобритания всегда настаивала, что мы должны отправлять экономических мигрантов обратно в страны их происхождения. Мы должны расправиться с теми, кто злоупотребляет правом на убежище", — заявила после совещания в Люксембурге министр внутренних дел Великобритании Тереза Мэй. Она подчеркнула, что использование содержания под стражей является "законной мерой последней инстанции".

"Мы решили совместно работать со странами происхождения нелегальных мигрантов, обсуждая возвращение и реинтеграцию граждан, не имеющих право на международную защиту. Параллельно обсуждаются способы улучшения социально-экономических условий, возможности получения образования, в частности, для молодых людей на родине", — сказала глава европейской дипломатии Федерика Могерини.

"Данное решение — это тактический выход из ситуации, — сказал Правде.Ру политолог Игорь Шатров. — Беженцы будут стараться растекаться по территории Евросоюза, они будут убегать из этих лагерей, не позволять себя депортировать. Проблема решается в Северной Африке и на Ближнем Востоке, а не в Европе. То есть надо прекратить будоражить этот регион, и тогда поток беженцев ослабеет.

Надо вкачивать в экономики государств, пораженных войнами, средства. Надо договариваться с режимами или правительствами этих государств. Но договариваться в Европе или не хотят, как с Асадом, либо не с кем, как в Ливии".

В лагере в венгерском городе Рёске в лагере для беженцев живет 36-летний Мустафа из ливийского города Сирт. "Нам пришлось бежать сюда из-за наступления на Сирт "Исламского государства", - сказал Мустафа корреспонденту издания "Аргументы и Факты". — Нас обещали отвезти в Германию, однако ходят настойчивые слухи о депортации. Если это произойдет, поднимется восстание. Нам терять нечего".