В конце августа Украина отпраздновала День независимости. Были набившие оскомину лозунги о единстве и независимости, которых что-то на Украине не наблюдается. Киевская власть полностью зависит от Запада: вот недавно Порошенко ездил в Берлин, просил денег. Правда, вернулся ни с чем. Об этом Pravda.Ru рассказывает украинский политолог Юрий Городненко.
— Юрий, Украина шумно, с парадом отпраздновала очередной День независимости. Звучали забористые речи, солдаты промаршировали по Киеву. Все говорит о том, что элита готова сохранить страну в целости буквально любой ценой?
— Сохранить страну? Такую задачу украинская элита перед собой никогда не ставила, у нее была совсем другая цель. Во все время во главе страны стояли люди, у которых в голове было только одно — заработать. Как это сделать, было известно всем: получить из России дешевые энергоносители, продать продукцию за границу и жить, отдыхать, держать свои капиталы в Евросоюзе и США. В этом состояла вся украинская экономическая и государственная политика.
К тому же украинской элите помимо стремления заработать капитал, желательно из воздуха, присуще преклонение перед реальной силой. Возможно, связано это с историей украинской государственности. До 1991 года ее фактически не существовало: Запорожская сечь, гетманство Богдана Хмельницкого, — все они поначалу считали себя чьей-нибудь частью, сначала Польши, а затем России.
Продолжалось это до распада СССР. Украина "откололась", и местный олигархат, увидев, что США на тот момент были реально сильнее России, быстро "переформатировал" свою философию: раз Вашингтон сильнее, ориентироваться надо на него. Что-то можно получить и от России: деньги, дешевые сырье и энергоносители? Прекрасно! Но в любом случае "двигаться" надо на Запад.
Недавно, например, был создан комитет спасения Украины, его возглавил Николай Азаров. На днях случайно захожу на "Фейсбук" и читаю его последнюю статью, профессионально написанную, аргументированную. В чем ее суть?
Оказывается, Украине надо вернуться к плану 2014 года — программе активизации экономики. Первым пунктом в ней стояла… экономическая интеграция с Евросоюзом, для чего предполагалось модернизировать почти полторы тысячи промышленных предприятий, переориентировав их под европейские регламенты. Делать это Украина собиралась, понятное дело, на заемные средства. И Азаров прямо пишет, что получить их собирались у России и Китая.
Другими словами, даже та часть украинской элиты, которая сбежала после переворота в Россию, продолжает мыслить категориями эпохи, когда она "шла в Европу", других вариантов для себя не видит и не делает из произошедшего никаких выводов.
— Хорошо, тогда за что воюют украинские олигархи, так или иначе присутствующие на Донбассе?
— На Донбассе сейчас нет олигархов.
— А как же Ахметов?
— Он не ведет бизнес на Донбассе. Донецкая и Луганская республики пока не создали собственное правовое пространство, и многие предприятия остаются юридически зарегистрированными на территории Украины. Продолжают же они работать потому, что людям надо на что-то жить, а Захарченко и Плотницкий не готовы предложить им альтернативу.
Это совсем не означает, что там чем-то верховодят олигархи. Временное сожительство, как в коммуналке: соседи друг друга ненавидят, скоро им предоставят отдельные квартиры, но пока на общей кухне хозяйничают вместе.
— Сколько давал Донбасс в ВВП страны до войны?
— Его промышленная доля составляла 25-27 процентов. И треть от всей экспортной выручки страны. Донецкая область была самой крупной и наиболее развитой. Но так было до войны. Сегодня какие-то местные предприятия продолжают с грехом пополам работать, но в целом картина, к сожалению, складывается удручающая.
— Порошенко на днях слетал в Берлин. Зачем?
— Куда-то же ему надо ездить, не все время сидеть в Киеве. Если говорить о последнем вояже президента, то надо отбросить мысль, что он поехал туда "решать" проблемы войны и мира. Отбросить по одной причине: две стороны, которые ничего не решают, договориться о прекращении войны по определению не могут.
Есть другие две стороны, которые способны что-то решать. Это Вашингтон, который фактически управляет Евросоюзом и Киевом, и Россия, на которую ориентируются Донецкая и Луганская республики, экономически полностью зависимые от нее, от гуманитарных поставок, от финансовой помощи. А встречи Порошенко или Яценюка с Олландом, Меркель, с кем угодно, не имеют никакого практического смысла.
Единственное, какой вопрос они еще могут обсуждать, так это о деньгах. Порошенко постоянно нужны деньги, только США давать их не собираются и постоянно "переводят стрелки" на Евросоюз: "Раз вы, Киев, ассоциировались с Евросоюзом, там и ищите".
Естественно, американцы дают команду Меркель: "К вам подъедет Порошенко. Вы там с ним переговорите". Но действуют при этом хитро, не отдавая конкретного приказа: "Дайте ему денег, и точка!". В итоге встречаются две стороны, одна из которых желает получить деньги, а другая давать их ни при каких условиях не собирается. Начинают друг друга обманывать, попросту говоря, разводить.
И продолжаться это может до тех пор, пока кто-то не лопухнется. Или Порошенко уедет домой с навешенной на уши лапшой, или Меркель плюнет на все и что-то даст Киеву. Я правда, сомневаюсь, что у Меркель можно вообще что-нибудь выпросить.
— Инициатива создания Комитета спасения Украины имеет хотя бы какую-нибудь политическую перспективу?
— Если рассматривать ее с позиции желания прийти к власти в стране, то на сегодняшний день я не вижу у этого комитета никакой социальной опоры внутри Украины. Его, скорее, следует рассматривать как некий инициативный клуб, общественную организацию, декларирующую собственные идеи и стремящуюся привлечь к ним внимание. Тут, правда, сразу же возникает вопрос: в чем состоит суть этих самых идей? Если судить по выступлениям руководителя комитета Николая Азарова, то они, в основном, сводятся к критике нынешних властей.
Но и без комитета спасения граждане Украины, даже самые "майданутые", прекрасно понимают, что оказались в тупиковой ситуации, что зашли куда-то не туда и натворили невесть что. Любая критика в этой ситуации теряет свой смысл, надо переходить к трансляции позитивных идей, выдвигать альтернативную концепцию дальнейшего развития Украины.
Но какую концепцию предлагает комитет спасения, я, честно говоря, не понимаю. Как должны будут выстраиваться отношения страны со своими соседями? Мы вступаем в Таможенный, Евразийский союзы или нет? Мы будем отказываться от евроассоциации? Если не будем, то это означает, что запущен механизм получения в будущем членства в Евросоюзе. Тогда каким образом Николай Азаров намеревается вводить Украину в Евросоюз, сохраняя при этом привилегированные экономические отношения с Россией?
Мир сейчас таков, что придется выбирать — или туда, или сюда, никак "двух стульев" сразу. Далее, какую социально-экономическую модель комитет предлагает стране? Азаров твердит о справедливом обществе, но, в том числе при его участии, в стране выстраивался и процветал олигархический капитализм. Сейчас он за его ликвидацию или, наоборот, сохранение? Он призывает выйти на улицы средний класс, наемных работников, а что предлагает взамен? Твердит о снижении налоговой нагрузки, но все помнят, как раньше он же выступал за ее увеличение.
Получается, его взгляды изменились, но тогда пусть хотя бы сформулирует, сколько и какие должны быть эти налоги. Лакмусовая бумажка для проведения теста — отношение Азарова к НДС, который Украине навязал Запад и который сегодня один из самых криминальных.
А что он обещает наемным работникам, прежний "дикий капитализм" или некую социально ориентированную модель? Ни на один вопрос толком ответа сегодня не слышно, одни призывы "выступать", "выходить", "проявлять гражданскую позицию". Вот только поставив цель, нельзя организовать массы, этому еще большевики учили.
— В общем, этот комитет "не тянет" на кремлевский проект?
— Давайте рассуждать логически. От имени Владимира Путина пресс-секретарь Дмитрий Песков прямо заявил, что Кремль никакого отношения к этому не имеет. Когда встал вопрос по Крыму, президент выступил и четко заявил: "Поддержать Аксенова!", даже фамилию назвал. А здесь все выглядит примерно таким образом: "Ребята, если у вас что-то получится, мы вас поддержим, но вы сперва докажите на деле, что у вас вообще что-то получится".
Читайте также:
Киев-Москва: Иммигранты создают "партию измены"
На Украине закончились мотивированные нацисты
Украина: Все дороги ведут в Москву
Подготовил к публикации Сергей Валентинов
Беседовала