Вопрос с обустройством жителей Донбасса, бежавших в Россию от войны, сегодня является ключевым. Многие беженцы хотят остаться в России, хотят получить российское гражданство, но как раз с получением паспорта РФ возникают проблемы, так как законодательство в этом плане достаточно строгое. Об этом Pravda.Ru рассказала журналист Елена Ефимова.
— Елена, Россия вроде бы должна привечать русских переселенцев, тем более в связи с последними событиями на Украине. Президент РФ не раз говорил, что мы будем защищать русский мир. На деле же очень трудно получить гражданство России. Почему-то ситуация в России с получением российского паспорта прямо противоположна европейской. Там репатриантам натурализоваться легче. Как вы считаете, почему в России с этим проблемы?
— Вы приводите в пример европейские страны, которые объявили о программах репатриации и принимают у себя соотечественников по этническому признаку, но делают исключения и для представителей других народов, например, евреев, которые пострадали во время Второй мировой войны. В России принцип этничности не действует. Согласно российскому законодательству, русские и представители каких-то других народов преференций при получении гражданства не имеют.
У нас нет программы репатриации для этнических групп, и вообще нет программы репатриации как таковой. Я думаю, это наследие 90-х годов. Тогда недоброй памяти Егор Гайдар сказал, что если миллионы русских из зарубежья переедут в Россию, это будет национальной катастрофой.
Не хотелось бы идти по этому пути — надо, чтобы русские обрели этническую Родину. Они имеют на это полное право, потому что во многих странах ближнего зарубежья они подвергаются преследованиям именно как русские, именно по этническому признаку.
— Вы переехали в Россию из Латвии в 2005 году. Это было трудно сделать? Вас там преследовали, вам было трудно?
— Смотря, что считать преследованиями. Нас лишили латвийского гражданства, присвоили статус неграждан. Это поражение в правах по сравнению с гражданами по 70 пунктам, включая запрет на профессии и лишение политических прав. Естественно, это положение нас не устраивало, как не устраивала насильственная ассимиляция русского и русскоязычного населения. После того как провалилась борьба за среднее образование на русском языке, высшее к тому времени уже все было на латышском, мы решили, что пора возвращаться на историческую Родину.
Русских там вытесняют на обочину жизни. Поэтому было принято такое решение. Нам, как оказалось, "повезло", мы имели статус неграждан, хотя это — тяжело, плохо, унизительно. Но, согласно российскому законодательству, мы имели право на упрощенное получение гражданства. Этот закон действует для неграждан, то есть лиц без гражданства Латвии и Эстонии.
В течение полугода мы получили гражданство и поехали в Россию уже с паспортами РФ, и это было самым главным. Получение гражданства для неграждан максимально упрощено. Но большие сложности ожидают людей, которые переезжают в Россию, имея гражданство другой страны.
— Сейчас многие жители Донбасса хотели бы получить российское гражданство, но для них это стало особенно сложным, так как Украина от них отказалась, но гражданства не лишает, даже если люди обращаются с заявлениями об отказе от гражданства. Как вы считаете, упрощенный порядок должен быть для всех одинаков? Может быть его унифицировать для всех граждан бывшего СССР? Или для некоторых групп — неграждан и донбассцев — должны быть дополнительные возможности и льготы?
— На Украине и в других государствах постсоветского пространства, кроме уже упомянутых Латвии и Эстонии, гражданство получили все, некоторые — в известной степени вынужденно, им просто поменяли паспорт СССР на паспорт нового государства. Но как мы теперь можем унифицировать что-либо, ведь ситуация везде разная. Существуют межгосударственные договоры, они регулируют порядок отказа от гражданства одной страны с целью получения гражданства другой, в нашем случае — России. В одностороннем порядке это не делается.
Нам надо выделить приоритеты. В Россию массово приезжают беженцы. Они спасают свои жизни, свое будущее, спасают своих детей. Неграждане Латвии или Эстонии, допустим, могут ждать, а беженцам ждать невозможно, но именно им предлагается подождать, получить гражданство России "в общем порядке" (кроме случаев участия в программе содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа).
Как только те, кого мы по закону считаем российскими соотечественниками, пересекают границу Российской Федерации, они приравниваются к обычным иммигрантам. Наше миграционное законодательство заточено под трудовых мигрантов, ориентировано на привлечение трудовых ресурсов, а вот для работы с беженцами миграционное законодательство, увы, не приспособлено.
Эту проблему надо решать немедленно, потому что люди едут в Россию с последней надеждой. Они едут сюда, чтобы остаться навсегда. Они сами об этом заявляют, они говорят: "Нам ничего не нужно: ни помощи, ни пособий, ничего, дайте нам гражданство России, ведь мы русские".
Это доверие огромной массы людей Россия не может не оправдать. Мы обязаны его оправдать, иначе вся наша национальная мифология, основы нашей культуры — "сам погибай, а товарища выручай", "блажен, кто душу свою отдаст за други своя", "русские своих не бросают" — просто рухнет, ибо перестанет быть правдой.
— Большинство жителей Донбасса собирается продолжать жить на своей родной земле, но многие хотели бы принять российское гражданство, быть связанными со своей большой Родиной. Такая возможность уже была ранее предоставлена жителям Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии. Можно ли принять такую программу, как вы считаете?
— При наличии политической воли можно принять любую программу. Но о разработке такой программы мне лично ничего неизвестно. Просто должна быть политическая воля, в том числе в отношении Донбасса. Чем мы его считаем, что это такое для нас? Мы заинтересованы в том, чтобы Донбасс был нашим или не заинтересованы? Мы заинтересованы в переселении беженцев в Россию, или мы хотим, чтобы они оставались на месте, — сейчас должно решать руководство страны.
Но и мнение народа тоже имеет весомое значение, и общество должно сказать свое слово. Конечно же, предоставление гражданства РФ жителям Донбасса можно только приветствовать.
У нас есть закон о государственной политике Российской Федерации по отношению к соотечественникам, к которым причисляется огромная масса людей — все имеющие отношение к России, любящие ее культуру, знающие язык и так далее. Но вот крупнейшая русскоязычная газета "Англия" в Великобритании, ее редактор — выходец из бывшего СССР, собирала средства для бойцов украинской армии в зоне так называемой АТО.
Нужны нам такие с сограждане? Они сознательно покинули нашу страну, сделали выбор в пользу наших противников и работают против России и русского мира.
Конечно, русские и представители народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, должны иметь преференции при получении гражданства. Надо учитывать, что именно русские часто подвергаются за пределами России дискриминации именно по этническому признаку. Русские — разделенный народ, об этом тоже не надо забывать. Самый большой разделенный народ в мире, — об этом говорил президент нашей страны Владимир Путин.
Опять-таки государство должно определиться, хочет оно объединения русского народа, или это только слова, а на деле — пусть он остается разделенным. Вспомните, как приветствовали объединение двух Германий, какая была радость во всем "прогрессивном человечестве", в России в том числе. Хотя это — наш геополитический противник, мы позволили, добровольно дали ему возможность объединиться. Почему мы не можем объединить свой же народ.
— В Закарпатье венграм и русинам выдают венгерские паспорта, хотя на Украине запрещено двойное гражданство. Как это возможно, вы не в курсе?
— Я думаю, что можно обойти любой закон. Получить паспорт другой страны и никому об этом не сообщать. Как говорится, тихой сапой.
— Российская власть как-то не очень приветствует Русский мир, не приветствует предоставление гражданства русским. Почему?
— Мы уже говорили об этом, но я дополню предыдущий ответ. Эта традиция идет еще с советских времен. Была борьба с великодержавным шовинизмом, еще недавно нас пугали русским фашизмом. Есть силы, которые опасаются усиления русских, их объединения.
Возможно, кому-то кажется, что русские начнут проявлять какие-то тенденции доминирования над другими народами, хотя этого не было на протяжении нашей истории никогда. Другие народы были как минимум равны в правах с русскими, более того, им часто предоставлялись преференции и льготы.
Вернемся к беженцам, которые больше всех нуждаются в получении российского гражданства в кратчайшие сроки. Законодательством это не предусмотрено, под "упрощенку" подпадают далеко не все. Но ведь Россия совершенно спокойно приняла в последнее время 10 миллионов трудовых мигрантов и даже этого не заметила. Я занимаюсь государственной программой содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа в Российскую Федерацию, и я знаю, что у нас огромные территории стоят пустыми.
Населения в России — очень мало. Дальний Восток — почти треть нашей территории. Там на огромнейшей территории живет всего 6 миллионов человек.
И я знаю людей, которые едут, которые буквально с боями порываются туда, хотят принять участие в программе переселения, а их не пускают, они должны оставаться где-то там в заброшенных деревнях, в них работать, хотя ФМС по закону должна содействовать отправке беженцев в тот регион, где они могут стать участниками переселенческой программы.
Нельзя подрывать доверие к России, но доверие к государству у многих порывается именно из-за этого.
Женщина приехала из Донецкой области, хочет остаться в России навсегда. И вот она пишет в отчаянии, что ей отказали в участии в программе переселения, потому что она — предпенсионного возраста. Это нарушение закона, программа не ограничивает верхний возрастной предел. Будь тебе хоть 100 лет, если можешь работать — пожалуйста.
Но при этом ей и не нужно участие в программе для упрощенного получения гражданства России, ведь она получила статус беженца, а согласно закону, беженцы имеют право на получение российского гражданства в упрощенном порядке.
Но самое потрясающее то, что эта женщина — уроженка Оренбурга. Она родилась в Оренбурге, жила там, потом вышла замуж, уехала на Украину, вернулась и опять-таки, согласно Закону о гражданстве, пункту 2 статьи 14-й, она имеет право на "упрощенку", потому что родилась в России. Но ей совершенно никто, ни один человек в миграционной службе не сказал об этом. И вообще никто и нигде не подсказал это, самое простое решение. А она об этом не знает, потому что кто же может знать наше запутанное миграционное законодательство…
Средствам массовой информации просто необходимо писать и говорить об этом, чаще и настойчивей поднимать эти вопросы. Да, там глубинка, может быть, не знают этот закон, не приходилось сталкиваться, и люди пишут жалобы вплоть до администрации президента.
Но это же не дело. Зачем тогда аппараты на местах, если все это должна решать администрация президента?… Координации усилий общества и государства, я считаю, в данном вопросе недостаточно.
Читайте также:
Граждане Донбасса станут россиянами
Гагаузы: Зря мы не воевали с Молдавией
Пришла пора понимать Россию умом
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Беседовала