В Молдавии ущемляются интересы и права автономии Гагаузия. На гагаузов давят при помощи румынских националистов, Евросоюза и НАТО. Гагаузия отстаивает свои позиции, считает себя частью русского мира, а не западного, люди выходят на митинги. Об этом Pravda.Ru рассказал Федор Терзи, известный гагаузский политик, основатель движения "Боль нации".
— Федор, вы депутат двух созывов парламента Гагаузии, основатель гагаузского движения "Боль нации". С какой целью вы сейчас приехали в Москву?
— Москва у нас была всегда столицей нашей Родины, ведь я родился в Советском Союзе. Геополитически и духовно — через православную веру — для нас ближе всего Москва, Россия и бывшее постсоветское пространство. Потом я вынужден был выехать сюда, как многие наши граждане в трудное время на заработки, тут дети наши окончили учебу, обосновались, работают. Приходится и внуков нянчить, и самим подрабатывать, чтобы помогать им.
Всегда в трудное время простой народ находит в лице России, русского народа взаимопонимание, человеческое отношение и помощь. При Советском Союзе у нас был лозунг "Человек человеку друг, товарищ и брат". Я думаю, что так будет и дальше, мы находим общий язык, и нас объединяет наше историческое прошлое и сегодняшние события.
— У гагаузов есть в Москве диаспора, какая-то организация, представительство?
— Да, есть российская общественная организация "Союз гагаузов". Она учреждена где-то года два назад, работает по своей линии, но я считаю недостаточно, надо охватывать более широкие слои гагаузского населения. В последние годы была очень большая миграция населения, по разным источникам из Гагаузии выехало от 25 до 30 процентов населения. Это очень большая катастрофа для нашей маленькой автономии.
У нас на момент создания в 1989 году Гагаузской республики по спискам было около 188 тысяч человек, они жили на территории нынешнего автономного территориального объединения Гагаузия в составе Молдавии. В соседней Одесской области, граничащей с Гагаузией, проживает еще 35-40 тысяч гагаузов. Селения идут вдоль границы. В нашем городе на юге Молдавии было шесть заводов союзного значения, мясокомбинат был известен на весь Советский Союз тем, что оттуда поставлялись деликатесные продукты в ЦК, прямо в Кремль.
То есть у людей была работа. Как развалился Советский Союз, по живому все уничтожили. В России может быть в меньшей степени, но то, что у нас произошло, это варварство. Элита, которая приходит к власти, до сих пор постоянно распродает то, что осталось от Советского Союза — приватизируют и продают, набивают карманы.
— В Гагаузии недавно были выборы башкана. Расскажите об их результатах и работе нового главы государства.
— На выборах победила Ирина Федоровна Влах, впервые женщина выиграла. Недавно было 100 дней как она руководит Гагаузией, она отчитывалась о своей работе в центре столицы, прямо на площади перед населением. Она человек новой формации, молодой политик, была депутатом молдавского парламента два созыва подряд, уже есть какой-то политический и дипломатический опыт, наработанный багаж.
Команду она сколотила по ходу уже, в основном молодежь набрала. Я думаю, что при ее напористости у нее получится хорошо руководить республикой. Хочется ей помочь, чтоб получилось, потому что народ ждет каких-то изменений. Сейчас и то положительное, что до нее было наготовлено предыдущим башканом и правительством Гагаузии, дает кое-какие плоды.
Есть соглашение о строительстве в Московской области, в Россию начала поступать продукция гагаузских предприятий, которые из-за неумелой, даже антинародной политики правительства Молдавии в последние годы были лишены российского рынка.
В начале августа было разрешено еще 17 предприятиям из Молдавии, львиная доля из них — гагаузская, поставлять продукцию в Россию. Они прошли тест Роспотребнадзора, выезжала туда комиссия, проверяла — полностью соответствует. Действительно, мало в последние годы химикатов применяется для выращивания фруктов и овощей. У нас виноград столового сорта — очень хороший, и чего бы их сюда не поставлять вместо контрафакта западного. Правильно санкции вводят на ГМО-продукцию, а у нас — натуральная продукция, крестьяне выращивают на своих гектарах.
На юге Гагаузии, прямо возле дельты Дуная, давно сидит хорошая дочерняя компания "Альфа-банка". Они несколько тысяч гектаров виноградников засадили уже около 10 лет тому назад, дают рабочие места тысячам жителей Гагаузии, разливают вина, которые поступают в лучшие магазины России и Европы.
Но давно идет тенденция — вынуждают элиту Молдавии противостоять России, евроазиатским интеграционным процессам. 1,5 года назад вынудили Молдавию подписать так называемое соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Но Гагаузия в этом не участвует, мы твердо сказали: за ваш выбор мы не отвечаем, мы на своей территории запрещаем эти вещи, проведен референдум, мы не можем идти поперек устоявшихся традиций и мнения гагаузского народа.
— Ваша самостоятельность начинает раздражать молдавское правительство. Лидера Либеральной партии Михай Гимпу выступил против создания постоянной рабочей группы создания парламентов Молдавии и Гагаузии, заявив, что парламент Молдавии и народное собрание Гагаузии не могут взаимодействовать на равных. Что это за конфликт?
— Этот конфликт имеет корни далекие, корни с развала Советского Союза. Это нацисты, националисты, прорумынские силы. Либеральная партия Молдавии финансируется из Румынии полностью и в открытую, у них есть дочерние силы: Национально-либеральная партия, альянс за объединение с Румынией и другие подобные.
Их раздражает фактор, гагаузский фактор, потому что уже более 20 лет Гагаузская автономия удерживает Молдову от слияния с Румынией. Есть статья Конституции, что в случае потери независимости Молдавии, Гагаузия имеет право выйти из ее состава.
Когда в 1994-м году была независимая Гагаузская республика, трудно нам было во время блокады, и мы не знали, как все повернется. Я тогда был депутатом, членом комиссии по выработке закона, председателем комиссии по самоуправлению. В числе последних я согласился на уговоры эмиссаров из Совета Европы и Турции вернуться в состав Молдовы. Мы хотели, чтобы войны не было там.
Но теперь мы как-то жалеем об этом, потому что все это время — больше 20 лет — урезается каждая статья закона о нашей автономии. Это компромиссный закон об особом правовом статусе Гагаузии, который был принят через 4 года после того, как Гагаузская республика жила независимо.
Каждый приходящий политик с сомнительным прошлым и настоящим может своими грязными руками залезть в наш статус, в эти статьи, кромсать их. Своими высказываниями они только отдаляют гагаузскую общественность от себя, создают конфронтацию. Может быть, это намеренно делается, чтобы отсечь гагаузов, вынудить на какие-то ответные реакции и обвинить наш народ, что он не может мирно сосуществовать с Молдовой, призвать Европу и НАТО или Румынию на помощь.
Гимпу даже говорил, что ни пяди земли румынской гагаузам не дадим, если только — метр на два, у них лозунги такие. Мы знаем, с кем имеем дело — им за это деньги платят, они отрабатывают.
Все законодательство Молдавии должно было быть подведено под закон об особом правовом статусе Гагаузии, но сколько мы не обращались в разные инстанции, в том числе в Конституционный суд, — везде одни обещания, которые длятся более 20 лет. Им это невыгодно, поэтому они не узаконивают тот статус. И постепенно урезают права нашей автономии. Это только добавляет спорные моменты. Мы направляем протесты в разные европейские комиссии, в Совет Европы.
Сейчас с первого сентября молдавские власти даже хотят русский объявить иностранным. Этим они отрезают путь выпускникам гагаузских школ во властные структуры Молдавии. Я считаю, что это будет очередным каким-то медленным, тлеющим конфликтом. Два-три года назад они уже проваливали выпускников гагаузских лицеев, школ за незнание истории румын и румынского языка. А у нас в школах их не преподают.
И у нас не воспринимаются такие псевдонаучные открытия типа "древние укры — самые древние, от них произошли люди". Но ощущение, что сейчас к власти там пришли эти самые древние. У нас другая история, мы другое учили, мы другое знаем. Нельзя переписывать историю под политику, безбожно все перевирать. Все эти вопросы надо будет решать.
— Власти Молдовы и Европы боятся народного восстания гагаузов?
— Да, возможно что-то будет. Народное восстание может плохо кончиться. Митинги в Гагаузии в последнее время уже часто проходят. Там — здравомыслящие люди, не всех эта система-каток уничтожает.
Читайте также:
Запад пока не заинтересован в вооруженном конфликте в Молдавии — мнение
Гагаузия поддержит Приднестровье в случае вооруженного конфликта — эксперт
Ирина Влах: В Молдавии очень много людей считают себя частью русского мира
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Беседовала