Президент Польши Анджей Дуда приступил к исполнению своих обязанностей. Аналитики отмечают неуверенность и неопределенность президентской концепции внешней политики. В концепции нет ни слова об Украине, о катастрофе президентского самолета под Смоленском. Имперские планы построения нового "восточного партнерства" у Дуды есть, так в чем же дело?
"Я должна сказать, что я ожидала другой речи", — сказала в интервью порталу Interia Элжбета Радзишевска, депутат Сейма от партии "Гражданская платформа". — Я ожидала, что его речь не будет продолжением предвыборной кампании с популистскими лозунгами. Господин президент говорил об усилении НАТО, ссылаясь на Европейский союз, но он забыл о польской восточной политике — политике, которая для нас очень важна. На Украине идет война, и люди умирают. И ни одного упоминания об этом. Для меня это удивительно, этого, безусловно, не хватало".
Заметим, что ранее в предвыборной борьбе Дуда заявлял, что готов отправить польские войска на Украину, чтобы закончить конфликт на Донбассе. Но на президентском посту уже надо слушать, что говорит хозяин в Белом доме, а он, по-видимому, пока не дал четких указаний.
Это говорит о некоторой растерянности Вашингтона в этом вопросе. Надо давать деньги "на реформы", оружие, но в США в разгаре предвыборные баталии, демократы не хотят делать резких телодвижений, а республиканцы не могут. Не будет этого делать и их вассал — Дуда.
Что понятно озвучил новый польский лидер — это намерение реанимировать проект "Междуморье", конфедеративный союз, который бы включал Польшу, Украину, Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, Венгрию, Румынию, Югославию, Чехословакию под эгидой, естественно, Польши.
По сути, речь идет о "санитарном кордоне" между Россией и Западом с целью "сдерживания ее экспансии". Украина жаждет войти в этот проект. "Еще бы — полумиллионная армия, полный контроль торговых путей в Азию, промышленный и сельскохозяйственный потенциал, регион стран с населением более 120 миллионов жителей. Правда, неплохо?" — пишут Виктор Шевчук и Виталий Рождаев в издании "Русский еврей".
"Это старый геополитический польский проект, который был разработан еще в 20-х годах 20 века, — сказал Правде.Ру Мартин Домогала, президент Европейского центра геополитического анализа. - Он направлен на проведение самостоятельной политики в собственных интересах, но это антироссийский проект. К сожалению для Дуды, проблема в том, что не все страны хотели бы участвовать в этом проекте, и не все страны этой части Европы видят в России врага, противника. Все они хотят делать проекты в своих интересах вместе с Россией, а не против нее".
Добавим, что польское бахвальство и кичливость, ничем не обоснованное всезнайство в отношении России мало кому нравится в Европе. Разве что украинцам, которые надеются на помощь. "Как мы можем в Польше помочь Украине? Это может быть только социальная помощь, это может быть помощь в борьбе с коррупцией, культурная помощь, когда молодые люди могут приезжать в Польшу из Украины. И это все, что мы можем сделать", — сказал Мартин Домогала.
Проблема в том, что украинцы приезжают работать. Большинство из них приезжают с Западной Украины. Но, к сожалению, для них есть у нас только низкооплачиваемая работа, завершил эксперт.
Зададим г-ну Дуде более конкретные вопросы — как Польша будет управлять развитием конфедерации, не будучи в еврозоне? При декларированной самостоятельности нужны немалые ресурсы. Есть ли они? Примечательно, что Анджей Дуда, выйдя из дворца на окраине Кракова, где он принимал присягу, говорил с избирателями не о величии Польши, а ее упадке. "Мы медленно теряем нашу страну. Исчезают культурные учреждения, школы, музеи, общинные центры, железнодорожные соединения. Вы знаете, что это у нас есть", — сказал президент.
Польское общество разделено пополам, сказала Правде.Ру Лариса Лыкошина, главный научный сотрудник отдела Восточной Европы ИНИОН РАН, специалист по современной политике Польши.
"Разное отношение к роли церкви, разное отношение к европейской интеграции - тут много факторов, но если все это объединить, то это разные видения путей развития страны в будущем. Для Польши важна Украина, восточная политика, и то, что президент не говорил об этом, на это обратили внимание. И я так полагаю, это делалось сознательно для того, чтобы акцентировать именно моменты единения, а не раскола польского общества", - сказала эксперт.
Возникает вопрос, а может ли расколотая и совсем не богатая страна, где "культурная революция" борется с консервативными ценностями, возглавить новое антироссийское "восточное партнерство"? Очевидно, что только если из-за океана сильно помогут финансами. Но ждать придется почти год — до выборов в США. До этого на Украине да и в мире многое может случиться.
"Проблема польской политики в отношении Украины в том, что наши политики очень любят Украину, и они хотели бы быть очень активными в вопросе Украины в Европейском союзе. Но, к сожалению, в Польше нет геополитического потенциала, чтобы это сделать.
И все вопросы, которые идут по теме Украины в Европе, они решаются без участия Польши. Польша — действительно одна из больших европейских стран, но, к сожалению, не самая важная. Главные идеи и действия выдают и совершают Париж и Берлин", — сказал Мартин Домогала.
Читайте также:
Кто открывает фронт в Закарпатье