Совет Безопасности ООН не принял резолюцию о создании международного трибунала по малайзийскому "Боингу", потерпевшему крушение в небе над Донбассом. У России серьезные возражения по вопросу целесообразности трибунала и к процессу расследования. Запад обещает задействовать план "Б" с мечтой, чтобы Владимир Путин повторил судьбу Муаммара Каддафи.
Вчерашнюю резолюцию поддержали 11 стран, три (Китай, Венесуэла, Ангола) воздержались, Россия заветировала проект. Российскую позицию обозначил постпред в СБ ООН Виталий Чуркин. По его словам, трагедия "Боинга" не являлась угрозой миру и безопасности, это уголовное преступление, которое должно расследоваться в соответствующем порядке, не политизируя вопрос. Создание трибунала до появления результатов расследования — это попытка не найти виновных, а назначить их, сказал Виталий Чуркин.
Он возмутился тем, что российским экспертам не был обеспечен равный доступ к материалам технического расследования, а если они в одностороннем порядке предоставляют свои данные и расчеты, то остаются в неведении, что делается с ними дальше. В частности, следствием были проигнорированы имеющиеся у российской стороны спутниковые данные, анализ и расчеты российского концерна-разработчика "Алмаз-Антей" по одной из версий катастрофы — о том, что самолет был сбит ракетой "земля-воздух" комплекса типа "Бук". Для этого был снят гриф секретности с данных о тактико-технических характеристиках таких ракет, заметил постпред.
Приведем мнение оппонентов. "Не может быть никаких причин выступать против создания трибунала, если вы сами не являетесь одним из виновных, — начал свою речь министр иностранных дел Украины Павел Климкин. - Роль России в этом конфликте абсолютно ясна и хорошо известна. Когда я гляжу на российскую делегацию, ощущаю жалость. Речь идет о тех, кто совершил преступление. Россия убила проект резолюции, но это злоупотребление правом вето не позволит убить надежды родственников погибших на то, что найдут виновных. Если вы боитесь истины, то вы будете одиноки, в том числе в Совете Безопасности ООН. Если не боитесь истины, то вы будете освобождены. Это не мои слова, это слова из Священного писания".
Конечно, г-н Климкин, истина восторжествует, но у Бога, к сожалению, нет временного дедлайна в отношении неотвратимости наказания. Есть так же хорошая русская поговорка: "На Бога надейся, а сам не плошай". А ваши слезы, как и слезы американки Саманты Пауэр по погибшим в авиакатастрофе детям, выглядят крокодиловыми. Иначе по детям Донбасса вы бы скорбели не меньше. Политический фарс на фоне ужасной трагедии — это так по-Божески!
Запад теперь попытается превратить итоги заседания в некую пиар-кампанию против России, под лозунгами, озвученными г-ном Климкиным. Однако украинская сторона заявила недавно, что у славной пятерки следователей (Малайзия, Австралия, Украина, Бельгия и Нидерланды) есть план "Б".
Что здесь Запад будет делать? Во-первых, может вынести вопрос на обсуждение Генеральной ассамблеи ООН, которая тоже может принять резолюцию о создании такого трибунала, действуя на основании резолюции 337 под названием "Объединение ради мира". В ней говорится о том, что в случае, если Совет Безопасности не может найти консенсус по вопросам, касающимся поддержания мира и обеспечения безопасности, то этот вопрос может быть передан Генеральной ассамблее, которая даст рекомендации тому же Совбезу. Резолюция применялась в истории ООН 12 раз, но действенной была лишь однажды — во время Суэцкого кризиса 1956 года. Чтобы задействовать ее, нужны две трети голосов Генассамблеи — 129 стран. В марте прошлого года за резолюцию с осуждением воссоединения Крыма с Россией голосовали 100 делегаций.
Но сейчас прецедент создания трибунала решением Генассамблеи может выйти боком другим постоянным членам СБ. Россия, например, может попробовать найти консенсус по иракской трагедии.
Второй вариант. Можно попробовать передать дело в Международный уголовный суд в Гааге. Но Россия не ратифицировала договор о создании такого суда. США вообще отозвали подпись, а Украина и вовсе не является членом "Римского клуба".
Есть еще вариант создания трибуналов на основе соглашений ООН и конкретного государства. Например, в 2007 году ООН и Ливаном совместно был создан специальный трибунал для установления виновных в убийстве бывшего ливанского премьер-министра Рафика Харири. В 2003 году при поддержке ООН был учрежден чрезвычайный трибунал по делу руководителей "красных кхмеров" в Камбодже. Но такие трибуналы тоже блокируются в СБ ООН.
Ну, и есть четвертый вариант — создать процесс, аналогичный "делу Локерби", то есть судить на национальном уровне. Прецедент - дело о расследовании подрыва Boeing-747 в небе над Шотландией авиакомпании Pan American в 1988 году. Расследование вела национальная прокуратура, судил шотландский суд в Кэмп-Зейст, но давили на Каддафи со всей мощью западной пропаганды и санкций. Впоследствии шотландская комиссия по пересмотру уголовных дел выяснила, что прокуратура "допустила ошибки" в ведении дела и не предъявила суду и защите ключевые документы, которые могли бы снять вину с ливийца, осужденного за теракт.
Это просто мечта — заставить Владимир Путина "разоружиться" перед Западом, как это сделал Муаммар Каддафи. Он свернул ядерную программу и признал ответственность своих спецслужб за теракт над Локерби, выплатив два миллиарда долларов компенсации родственникам жертв. Сейчас Бог все расставил на свои места, но где сейчас Муаммар Каддафи и Ливия?
"В этой катастрофе голландцев погибло 195 человек, и тишина, уже год тишина. Никаких возмущений. А почему?" — задался вопросом Олег Смирнов, заслуженный пилот CCCР, член общественного совета Росавиации и Ространснадзора.
"Если бы руководство Украины выполнило правила международной организации гражданской авиации ИКАО, где черным по белому написано, что государство обязано запретить полеты над зонами военных действий, то катастрофы бы не было, — заметил эксперт Pravda.Ru. — Оно этого не сделало. Украина разрешила летать самолетам там, где летают одновременно ракеты и военные самолеты, снаряды и звучат пулеметные очереди. Почему? Потому, что Европа, Америка, уловите главное, поддержали Украину в том, что происходящее на востоке Украины не является войной. А раз не является войной, то зачем объявлять зону военных действий, раз это не война. Теперь они не могут сказать, что мы виноваты в том, что не признали массовое убийство женщин и детей, не признали войну и не заставили Украину закрыть воздушное пространство. Поэтому они все голосуют за то, что выводит их из числа виновных".
Мотивы Малайзии тоже понятны, добавил эксперт. "Малайзия является владельцем этого самолета. И именно авиакомпания этой страны попала в эту неприятную историю. И сейчас им, как владельцам самолета, как и положено, идет огромное количество материальных претензий, которые исчисляются миллионами долларов. И они заинтересованы в том, чтобы был определен виновник", — сказал Олег Смирнов.
Добавим - виновник платежеспособный.
Читайте также:
Дело о гибели МН17: И целого года мало
Украина поспешила с трибуналом по "Боингу"
Годовщина катастрофы: как бороться с "вбросами"?
"Трибунал по MH-17 - неслыханное дело"
Трибунал по "Боингу". Роли распределены
Читайте статью на английской версии Pravda.Ru