Россия снова спасает Балканы

Запад намерен вновь разыграть "югославскую карту". Мешает этим планам Россия, которая недавно наложила вето в СБ ООН на проект резолюции, признающий убийство боснийцев в Сребренице геноцидом. Следом за этой резолюцией должно было последовать признание Дейтонских соглашений для Боснии и Герцеговины недействительными. А дальше — только война. Об этом Pravda. Ru рассказал Стеван Гайич, сотрудник Института европейских исследований (Белград).

— Стеван, Россия заблокировала в Совете Безопасности ООН резолюцию, которая призывала признать убийство боснийских мусульман в городе Сребренице геноцидом. Как это было воспринято в Сербии?

— Это событие в Сербии было воспринято с большим восторгом. Реально за последние двадцать лет сербское общество впервые почувствовало, что у нас есть союзники в этом мире, что мы не брошены, и нам есть, на кого положиться. И без всяких эвфемизмов говорить о международных партнерах. Именно слово "союзник" прозвучало из души подавляющего большинства нашего народа и наших СМИ.

— Почему Запад утверждает, что был геноцид? С моей точки зрения, геноцид — это масштабные действия по уничтожению одним народом другого. Сребреница была поднята на щит для того, чтобы оправдать агрессию Запада против Югославии. Стеван, расскажите, что же все-таки произошло там в 1995 году?

 - Это многослойный вопрос. В самом начале боснийской войны сербы заняли почти все побережье реки Дрины, всю восточную Боснию. Кроме анклава города Сребреницы и Жепа, и в результате переговоров очень быстро Сребреница становилась защитной зоной объединенных народов.

"Голубые каски", в основном голландский контингент, были внутри самого города. Но на протяжении трех лет — с 1992 по 1995 — силы боснийских мусульман, которых возглавлял Насер Орич, выходили из города и убивали сербское мирное население.

Десятки сел были уничтожены и сожжены, было убито более трех с половиной тысяч сербов, в том числе дети, женщины, старики, то есть все подряд. У сербского населения скопилось очень сильное неудовольствие, ненависть к тому, что происходит. Но тогда начались закулисные игры, сами представители мусульманских властей в Сребренице говорят об этом.

Хакия Мехолич, который был военным комендантом полиции города Сребреницы, напрямую обвиняет Алию Изетбеговича, лидера его партии Демократической акции, что эта мусульманская партия во время войны в Боснии была в заговоре с Биллом Клинтоном.

Они договорились устроить резню мусульман, чтобы использовать это как предлог для западного вмешательства, прямой военной интервенции против боснийских сербов. На "Ютубе" есть фильм "Сребреница — брошенный город" об этих событиях. Также есть видеозапись, на которых Алия сказал, что убитых в Сребренице было не больше трех тысяч человек.

Сейчас же говорят, что восемь тысяч было. То есть сюда записывают всех погибших по разным причинам мусульман как жертв казни, хотя там были междоусобицы и местные разборки, проходили именно военные действия, очень много военных погибло. И все равно нет восемь тысяч, до сих пор не похоронено столько.

И самое главное, главный следователь Гаагского трибунала Жан-Рене Руез на комиссии парламента Франции в 2001 году сказал, что 9 июля даже не было намерения сербской стороны занять город. Все это было придумано, весь геноцид именно был придуман.

Его слова подтверждает и Ричард Батлер, который является главным военным следователем прокуратуры трибунала. То есть даже сторона обвинения, изучив материалы, считает, что никакого истребления мусульман сербами не было.

Наоборот, армия боснийских сербов — республики сербской — организовывала автобусы для эвакуации тысяч женщин, детей и стариков из города Сребреницы. И до сих пор трибунал не нашел, кто на самом деле дал настоящий приказ на расстрел, убийства и экзекуции, которых было несколько сотен.

Прокуратура трибунала не знает, от кого шел преступный приказ. Но обвинили руководство Сербской армии, в результате натянутого домысла, которое они сами назвали мозаикой доказательств. Нет никаких реальных доказательств, а есть общая только общая картина, ими преподнесенная и истолкованная.

Несмотря на все это, даже очень важные люди из руководства самих мусульман Сребреницы обвиняют Алию Изетбеговича и руководство мусульманской стороны в заговоре с США, чтобы Сребреница была брошена. Тем не менее, сын Алии Изетбеговича Бакир Изетбегович сейчас является президентом федерации, неформальным вождем боснийских мусульман.

И он вместе со всей верхушкой нынешних боснийских мусульман, навязывают собственное видение ситуации, эта пропаганда идет уже двадцать лет. Поэтому многие простые боснийские мусульмане настроены враждебно к сербам. Эта верхушка хочет продолжение войны и резни.

Кому выгодна эта война? Почему Великобритания поднимает эту тему сейчас? Почему тогда забыли про жертв американской резни в деревне Милай, когда пятьсот четыре мирных жителя было убито, а прапорщик Уильям Келли отсидел только три года в следственной тюрьме за это? Что сказать матерям Фаллуджи, которая была разбомблена мелкими ядерными бомбами во время операции американских войск? Что сказать сейчас матерям Ирака всех сторон — курдским, шиитским, суннитским, стране, которая полностью разрушена американской интервенцией и оккупацией?

То есть это полная ипокризия. Особенно, ипокризия Великобритании, которая на протяжении сотен лет истребляла население Ирландии, которая уже даже после Первой мировой войны устроила резню в Южном Дублине.

Сам Гаагский трибунал был создан Западом для расследования военных преступлений, совершенных во время войн в девяностых в Югославии. Но сам Запад провозгласил себя непричастным к преступлениям. Это — классическая колониальная формула и самый настоящий расизм: мы будем судить пленных на какой-то территории, а мы сами не несем никакой ответственности. Трибунал сказал, что бомбежки мирного населения натовскими самолетами он не будет даже исследовать.

Запад присвоил себе исключительность, называл себя международным сообществом, которому можно следить за нарушением прав у других, а самому преступать через права человека и вообще все права. Конечно, русский народ (в самом широком значении этого слова), народ Югославии и вообще все другие народы для них просто являются людьми второго сорта, которые даже не могут задавать эти вопросы, а обязаны только подчиняться их приговорам.

— Почему именно сейчас Великобритания такую резолюцию продвигает, с чем это связано?

- Это, конечно, связано с более масштабным мировым столкновением и кризисом. С юга аравийского полуострова — с Йемена — до Донбасса и центра Европы идет линия огня. Эта линия пересекается линией из Ливии до Пакистана. Госсекретарь США Джон Керри сам сказал, что Сербия, Македония, Босния, Молдавия и так далее — государства, которые находятся на линии огня. Если они находятся на линии огня, то кто-то ведет огонь.

Он первый провозгласил это огневой зоной, поэтому ясно, кто ведет и хочет разжечь войну. У них есть политические причины, идеологические, экономические, геополитические причины. Через Грецию, Македонию, республику Сербскую и дальше на север в Венгрию должна пройти цепь газопровода "Турецкий поток", от порта Пирей в Греции через Скопье, Белград, Будапешт и дальше по Европе должен пройти "Шелковый путь" — скоростная железная дорога, которую хотят построить китайцы.

Как год назад сказал директор института Stratfor Джордж Фридман, страны, которые находятся на пути русских и китайских проектов, должны остановить Россию и Китай, не позволив проектам этих стран осуществиться. Об этом раньше прямо сказала и Хиллари Клинтон, а недавно Джон Керри.

Поэтому понятны истинные причины дестабилизации в Греции, Македонии, военного вторжения албанских террористов в Косово, где находится самая большая американская военная база в Европе — Бондстил, и других террористических атак и дестабилизаций в этих регионах.

Недавно стало известно, что в случае принятия резолюции по Сребренице должна была пойти вторая резолюция, о пересмотре Дейтонского соглашения, которое остановило войну в Боснии и Герцеговине в 1995 году.

Ревизия мирного соглашения автоматом означает войну. Дейтонское соглашение, со всеми своими недостатками, является той формулой, в которой Босния остается в мире. Если оно будет пересмотрено, то мы возвращаемся в девяносто второй год и начало войны в Боснии.

Суть этих так называемых реформ, которые хотят великобританцы, американцы и остальные члены так называемого международного сообщества — централизация Боснии, то есть, чтобы Республика Сербская перестала существовать.

И это, конечно, касается России напрямую, потому что удар по сербам — это удар по русским, потому что на нас англосаксы смотрят как на русских экспонентов на Средиземном море.

Сербский народ — больше девяноста процентов даже по данным самого НАТО — не хочет вступить в НАТО, мы крайне негативно к этому относимся. И огромное, подавляющее большинство сербов в кризисе на Украине полностью поддерживают русскую позицию. Сербы на самом деле больше являются русскими патриотами, чем сами русские. Это мы так любим иногда пошутить.

— Будем надеяться, что все-таки совместными усилиями мы сможем противостоять западной агрессии.

— Да, безусловно. Но для этого нужно очень серьезно работать в этом направлении, нельзя спать, а нужно следить за такими событиями и принимать контрмеры. Сейчас Россия очень много выиграла на Балканах. То, что резолюция не произошла, — это масштабная победа. В Сербии это вызвало большой подъем народного духа.

Читайте также:

Сербы отомстят за надругательство над нацией

Россия остановила травлю сербского народа

Гаагский суд: сербов можно убивать

Агитвояж Клинтон на Балканы

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовала