Киев хранит тайны почище сноуденовских

Недавно власти ДНР и ЛНР призвали СБ ООН создать международный трибунал для расследования военных преступлений на Донбассе. Хотя трибунала требуют не только киевские преступления на Донбассе, но и на Майдане, в Одессе… Дождутся ли земного суда порошенки, яценюки и иже с ними? Об этом в эфире Pravda.Ru рассказал юрист-международник Валерий Ванин.

Валерий Эдуардович, представители киевской власти, включая министра внутренних дел Авакова, неоднократно угрожали физической расправой конкретным лицам и целым группам людей, описывали, как они будут расправляться с лидерами сопротивления на Донбассе, речи о правосудии даже не шло. Руководители народных республик, лидеры сопротивления даже во время напряженнейших боев говорили, что киевскую хунту будут судить. То есть киевский режим, который претендует на легитимность, угрожает расправами без суда и следствия. Сопротивление, которое вроде бы недостаточно легитимно, требует справедливого международного суда. О чем это говорит?

— Это, как раз добавляет сомнений в легитимности нынешней киевской власти. Даже нормально и демократично избранная власть лишает себя легитимности, если нарушает закон, действует неправомерно.

Тезис о недостаточной легитимности властей Донецкой и Луганской народных республик я, как юрист, подверг бы сомнению. В уставе Организации Объединенных Наций закреплено право нации на самоопределение, они де-юре легитимны. Русские люди, проживающие на Украине, имеют право на самоопределение на территории, где они проживают.

В данный момент Украина нарушает правовые нормы Организации Объединенных Наций, чем автоматически лишает себя права на неприкосновенность своих государственных границ. Это прямо прописано в нормативной базе Организации Объединенных Наций.

— Известный историк Александр Дюков, например, собрал видеосвидетельства, сделал документальный фильм о Корсуньской трагедии, когда сторонники путчистов расстреляли своих политических противников. Он представил эти сведения дипломатам киевской хунты, на что они сказали — мы не будем расследовать убийства, которые совершали наши сторонники в отношении своих политических противников. Как это следует трактовать? Есть ли возможность правосудия на Украине, или об этом можно просто забыть?

— В настоящее время объективное расследование и справедливый суд на территории Украины, конечно же, невозможны. Это очевидно. Но, безусловно, про это ни в коем случае не следует забывать.

И я напомню, что в рамках нашей Генеральной прокуратуры создано подразделение о расследовании преступлений в отношении русских, граждан Российской Федерации на территории Украины. Доказательства, свидетельства собираются.

Власти Донецкой и Луганской народных республик готовят материалы для международного трибунала. Безусловно, эти факты могут служить и послужат однозначно базой в расследованиях уголовных дел Генпрокуратурой.

— Насколько это вообще подведомственно международному праву? В нем есть принцип прецедента? Можно ожидать, что киевскую хунту ждет будущее аргентинского диктатора Виделы или чилийского Пиночета, которые были арестованы. Пиночета не успели осудить, а Виделу приговорили. Прецедент есть, и есть все основания применить его к киевским путчистам. Они свергли законно избранного президента Украины, постоянно попирают демократию, терроризируют народ, сжигают людей заживо, расстреливают из реактивных систем залпового огня, тяжелого вооружения города с мирными жителями и детьми. В международном праве действует принцип прецедентов?

— Даже в странах, которые считаются странами прецедентного права, — Великобритания, США, — принципы прецедентного права с одной стороны декларируются, с другой стороны — они абсолютно не соблюдаются. Например, диктаторы, которые берут под козырек Вашингтону, правят в своих странах по 35 лет и угнетают свой народ, не беспокоят Соединенные Штаты. Главное, что они верноподданнически настроены в отношении США.

С другой стороны — режимы и государства, которые выражают волю своего населения, но при этом их политика расходится с точкой зрения США, шельмуются и обвиняются в семи смертных грехах.

Здесь их прецедентное право носит оценочных характер, даже в тех юрисдикциях, в которых прецедентное право зародилось. Что касается международного трибунала как такового, прежде всего, надо иметь в виду, что легитимный международный трибунал по международным преступлениям утверждается только санкцией Совета Безопасности ООН. Другого правового механизма нет.

Только если Совет Безопасности ООН единогласно проголосует за учреждение международного трибунала, такой легитимный трибунал может быть создан.

Поскольку эти заявления, доказательства будут переданы в Организацию Объединенных Наций, будет созываться Совет Безопасности. Как будет голосовать Совет Безопасности, точно мы не знаем. Но можем догадываться, что часть членов Совета Безопасности поддержит заявление ДНР и ЛНР, а другая часть членов Совета Безопасности нет. Скорее всего, будет наложено вето на создание такого международного трибунала.

Это даст аргументы для Российской Федерации наложить вето в свою очередь, если вдруг украинские или, скажем, нидерландские какие-то власти предложат учредить международный трибунал по другим каким-то фактам, которые они считают ими доказанными.

В случае учреждения международного уголовного трибунала доказательство вины неотделимо от наказания. Некоторые лидеры Югославии и Сербии скончались в заключении. А в трибуналах арбитражных, который часто называют международным арбитражем, в том числе в Гааге, то там рассматриваются споры о каких-то материальных активах, о возможностях взыскания в гражданском процессуальном праве.

Европейский суд по правам человека решает дела сугубо связанные с денежной компенсацией, других решений ЕСПЧ не выносит. В отличие от возможного международного трибунала, который может быть учрежден по решению Совета Безопасности ООН.

— То есть — для международного расследования, определения вины в этих чудовищных, на самом деле, преступлениях, о которых все знают, требуется создание отдельного нового специального органа?

— Да, но для того, чтобы учредить международный трибунал по уголовным преступлениям, необходим определенный международный консенсус среди членов СБ ООН, который в настоящий момент не наблюдается. Но это не помешает привлечь к уголовной ответственности виновных лиц в рамках законодательства Российской Федерации.

— Жириновский говорил: судить будем Ростовским гарнизонным судом. Это возможно?

— Это более, чем возможно. И есть определенные договоренности между различными государствами об экстрадиции. И в рамках этих договоренностей на территории этих государств могут задерживаться, арестовываться граждане и препровождаться в ту страну, в которой идет уголовное судопроизводство.

— Есть люди, которые организовывали переворот против законно избранного президента Украины, которые изменили присяге и перешли на сторону мятежников, которые принимали участие непосредственно в преступлениях, в убийствах. Как их можно привлечь, по каким составам преступления судить?

— Безусловно, начнутся судебные процедуры в отношении организаторов и исполнителей, которые непосредственно совершали выстрелы, использовали боевую технику, отдавали приказы, начиная с расстрелов на Майдане. Прошло уже больше полутора лет, и ни одно виновное лицо там не привлечено к ответственности. Очевидно, что конфликт на Майдане был спровоцирован.

Эти убийства были совершены по прибалтийскому сценарию, когда стреляли непонятные снайперы в спину в то время, когда граждане находились лицом к лицу с советскими военнослужащими, но были убиты в спину. Также привозили трупы из моргов и подбрасывали их, как якобы жертв насилия власти.

Результаты расследования событий на Украине могут дать сенсации почище сноуденовских. Потому что, если американцы ослабят хватку, и Российскому государству удастся все-таки арестовать и привлечь к ответственности виновных лиц, то прижатые к стенке Яценюк, Порошенко и другие главные участники переворота, будут вынуждены давать показания, кто их финансировал, кто давал команды.

Соответственно, по российскому законодательству это организаторы преступлений.

В ситуации, когда сотрудничество со следствием даст возможность сократить срок, сохранить жизнь или получить какие-то поблажки, они расскажут, чтобы обелить себя. Сейчас они так себя ведут, потому что получили определенные гарантии неприкосновенности.

Как в свое время Саакашвили получил в Грузии гарантии личной неприкосновенности, лидеры Прибалтийских государств, часть которых были напрямую выписаны из США. Граждане США натурализовались в прибалтийских государствах и становились президентами этих республик.

Но как только они убедятся, что гарантийный срок истек, гарантии не работают, эти лица, конечно, сдадут с потрохами всех, кто их направлял, если не будут до этого физически ликвидированы.

Ведь, действительно, на Украине сейчас абсолютно не правовой режим. Профашистская хунта — это еще мягкое название. Поэтому неудивительно, что преступники, находящиеся в международном розыске, становятся руководителями высокого ранга. Это прямое следствие. Ведь назначают опять же западные спонсоры-организаторы.

Грузия, с точки зрения США, — это отыгранная карта. Американцы попытались нарушить российские интересы путем вторжения в Грузию, не военного, но еще более опасного — идеологического и экономического вторжения. Там тоже произошла силовая смена власти, это было не по воле грузинского народа.

Тем самым, безусловно, были нарушены права как грузинского народа, так и интересы России, как соседа Грузии.

Американцы опозорились перед грузинским народом, развели руками и оставили Грузию ни с чем. Сейчас обыгрывается карта Украины. Причем за счет прибалтизации Украины — попытки вытеснения русских, русскоязычных граждан из политического пространства путем угроз и насилия, а сейчас и внесения законопроектов о лишении гражданства по идеологическим мотивам.

Хотя статья 125 Конституции Украины прямо запрещает лишения украинского гражданства.

Известная поговорка "он негодяй, сукин сын, но это наш сукин сын" в России воспринимается как анекдот, а в США ее в действительности применяют к руководителям государств, лояльных США. Их политика — за рамками добра и зла, за пределами справедливости, но это политическая реальность в странах Запада.

И яркая демонстрация этого — недавнее воцарение международного преступника в Одесской области. Причем, с предоставлением ему охраны, прямого финансирования из Америки, и я нисколько не сомневаюсь, что с предоставлением гарантий личной безопасности со стороны США.

— Геноцид — это понятия юридические? Можно его применять в правовом поле?

— Да, безусловно. Но для привлечения их к ответственности надо сначала фашистский режим смести. Потому что в условиях нацистского режима, к сожалению, извне это сделать очень сложно. У вдохновителей этих событий, настоящих организаторов переворота на Украине есть важный аргумент в виде ядерного оружия.

Но и у Российской Федерации есть контраргумент. Привлечь руководителей государств, обладающих ядерным оружием, к ответу за совершаемые ими перевороты в других государствах, практически невозможно, к сожалению.

Привлечение к ответственности тех, кто сейчас непосредственно совершает античеловеческие преступления на Украине возможно после смены политического режима.

— Есть такое хорошее слово — возмездие.

— Да, то есть возмездие в любом случае настигнет, по заслугам в конечном итоге получают все. Надо сказать, что эти лица хорошо понимают, что они натворили, поэтому они не ездят с визитами в страны, где по их приказам совершали массовые убийства мирных граждан.

Читайте также:

Добьется ли Новороссия трибунала над карателями

"От зверств ВСУ леденеет кровь"

"Карателей ждет судьба батальонов Рёма"

Преступления на Донбассе: Трибуналу быть?

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовал