Всего за полтора года киевская власть довела Украину до полуобморочного состояния. Видимо, это, по версии Порошенко и Яценюка, и есть путь в "процветающую Европу". Падение наблюдается во всех сферах: экономической, социальной, политической. Очень многие на Украине сегодня хотят сказать Яценюку: "Сеня, кулю в лоб ты обещал себе, а не нам!"
Совместными стараниями правительства и НБУ доллар по 8 остался в далеком прошлом. За полтора года гривна девальвировала более чем в 2,5 раза, но украинцы практически не ропщут.
Причина проста: уж слишком свежи в памяти воспоминания, когда в феврале 2015 "зеленый" за считанные дни допрыгался до 40. Тут уж в истерику впали даже те, кто долларов отродясь в руках не держал!
Терпение лопнуло даже у президента, и он устроил Гонтаревой грандиозную взбучку. После этого глава НБУ, до этого твердившая как заведенная о "плавающем курсе", таки взялась за ум. И курс медленно, но уверенно пошел вниз. А украинцы почти счастливы — еще бы, ведь по сравнению с февральским курс упал почти вдвое!
Это, кстати, вообще уже стало фирменной "фишкой" нынешнего правительства: сначала сделать хуже некуда, потом — крошечный шажок назад, и все: ощущение компромисса создано!
Впрочем, не менее популярна и другая версия относительной стабилизации на валютном рынке: доллар просто не выдержал бедности населения! И именно тотальное отсутствие денег в стране привело к тому, что курс откатился назад.
Впрочем, это еще не конец, ведь нынешний курс — искусственный. И удерживается он исключительно благодаря драконовским ограничениям на валютном рынке.
Беспрецедентное падение гривны даром не прошло: официально годовая инфляция (май к маю) составила 58,4 процентов. Однако, по ощущениям, цены выросли гораздо больше — минимум вдвое. Отдельный разговор — новые тарифы на коммуналку, от которых "колбасит" всю страну.
Украинцы в шоке: где это видано, чтобы цену на газ взвинтить в 6 раз? А фирменная "фишка" просматривается и здесь: помните, вначале речь шла о 10-кратном повышении!
Яценюк возмущений не слышит и держит личико кирпичиком — мол, цена экономически обоснована, а если не верите, так мы можем проверить с помощью международных аудиторов. Те сверили цифры в табличках и никаких нарушений не нашли, так что тарифы снижать не будут — здесь вам не Армения.
Эксперты прогнозируют, что осенью страну ждет коллапс неплатежей, так что новые антирекорды не за горами.
Ну, а пока в кошельках украинцев стало очень грустно. Теперь подавляющее большинство наших сограждан отправляются в магазин только за самым необходимым и самым дешевым — не удивительно, что розничные продажи обвалились на четверть.
Таким образом, украинская умирающая экономика лишилась последней надежды — потребительского спроса. И из-за его отсутствия вот уже год рушится все: торговля, строительство, производство. А вместе с ними — и уверенность потребителей в завтрашнем дне.
Социальные стандарты не поднимались в стране с конца 2013, но при этом национальная валюта обесценивалась. Это привело к тому, что минимальная пенсия на Украине сегодня составляет $45 (949 грн.), а минимальная зарплата — $58 (1218 грн.). А ведь черта бедности, согласно стандартам ООН, это $5 в день или $150 в месяц.
Еще один зарплатный антирекорд — это долги предприятий своим сотрудникам, которые на 1 июня 2015 превысили астрономическую сумму в 1,8 млрд. грн. На самом деле объемы задолженности еще выше, просто Госкомстат 3 месяца назад переписал статистику.
Напомним, что в начале марта Госкомстат "сократил" долги по заработным платам вдвое. В ведомстве пояснили, что они просто "уточнили данные на 1 января". Таким легким движением руки сумма стала почти вдвое меньше: если раньше на 1 января украинским сотрудникам были должны 2,44 млрд., то после "уточненной" статистики — 1,32 млрд. грн.
А особенно значительно тогда "уточнились" данные по Донецкой области — с 1,18 млрд. задолженности до 363,7 млн. грн. Долги перед работниками Луганщины волшебным образом снизились с 364,6 млн. грн. до 62,7 млн. грн.
В правительстве говорят, что деньги на мизерное повышение зарплат и пенсий появятся в лучшем случае к концу года и… продолжают тратить на войну миллионы долларов ежедневно! Но в огне войны сгорают не только огромные деньги, но и тысячи жизней.
Украинцы покидают страну — кто-то переезжает за рубеж, а кто-то — на кладбище. Нас осталось 42,85 миллиона — так мало еще не было никогда! За полтора года претерпела существенные изменения и карта страны. А Госкомстат, публикуя свои ежемесячные данные, уже не скрывает: из статистики ушли Крым и зона АТО.
Положительное сальдо внешней торговли за первые 4 месяца 2015 составило почти $600 млн. Означает ли это, что цель, к которой Украина стремилась долгие годы (продавать за рубеж больше, чем покупать), достигнута? Как бы не так! Радоваться нам, по-прежнему, нечему.
Дело в том, что экспорт падает катастрофическими темпами (минус 34,6 процентов), а положительным сальдо оказалось благодаря тому, что импорт упал еще больше (минус 37,1 процентов). Особенно заметно пострадал экспорт тяжелой промышленности — машиностроение (без российского рынка сбыта эта отрасль обречена на вымирание), химическая продукция, металлы.
Вы скажете, какое мне дело до внешней торговли — тут бы самому как-нибудь выжить?! Но в том-то и дело, что как раз внешняя торговля играет не последнюю роль в уровне жизни населения. Ведь если наша продукция никому не нужна, предприятия закрываются, а их сотрудники оказываются на улице.
Особенно неприятно, что экспорт обвалился не только в страны СНГ (более чем вдвое — это рекордное падение!), но и в ЕС. Получается, что российский рынок мы потеряли, но замену ему так и не нашли.
Кстати, валютному рынку положительная разница между экспортом и импортом тоже не помогла: в стране по-прежнему катастрофически не хватает валюты.
Правительству в тесном сотрудничестве с НБУ удалось в кратчайшие сроки полностью развалить банковскую систему страны. Ну чем не рекорд? Полсотни банков обанкротились, а ресурсы государства рекой полились на возмещение средств вкладчикам через ФГВФЛ. А ведь эти десятки миллиардов гривен могли пойти на зарплаты, пенсии, субсидии и оживление того самого потребительского спроса, которого так не хватает экономике.
Стараниями НБУ только за 2014 украинцы забрали из банков треть депозитов — порядка 126 млрд. грн. И в 2015 отток денег продолжился. В результате — банковские закрома опустошены, а доверие к отечественной финансовой системе настолько подорвано, что на его восстановление потребуются долгие годы.
После развала банковской системы на Украине практически полностью прекратилось кредитование. А без кредитования бизнес работать не может. В итоге одни сворачивают свою деятельность, а другие уходят в тень.
По оценкам экспертов в прошлом году в тени находилась примерно половина бизнеса, а сейчас — минимум 75 процентов.
То, что он дважды проиграл "бой с тенью", уже признал даже Яценюк. Премьер во всеуслышание заявил, что предпримет попытку №3 и снова снизит ставку ЕСВ (единый социальный взнос — сумма, которую работодатель платит за сотрудника, получающего зарплату), однако эксперты к его энтузиазму отнеслись с изрядно долей скепсиса.
Дело в том, что украинцы уже не верят в реформы вообще и в снижение фискального давления в частности. Их опыт показывает, что как только правительство делает послабления в чем-то одном, тут же "закручиваются гайки" в другом. Так вышло и на этот раз.
С 1 июля вступил в силу закон, предписывающий ввести кассовые аппараты для всех категорий предпринимателей. Мелкий и средний бизнес осознал, что его фактически "кладут на лопатки", как водится, накануне — 30 июня.
Сотни предпринимателей пришли под Верховную раду, чтобы напомнить Яценюку то, о чем сегодня ему хотят сказать очень многие: "Сеня, "кулю в лоб" ты обещал себе, а не нам!"