Электромайдан в Армении: Что это было?

Тарифный майдан в Армении стал главным событием на постсоветском пространстве в последних числах июня. Обострения удалось избежать. Но попытки провокаций были, рассказывает Pravda.Ru Арман Бошьян, глава Ереванского геополитического клуба. Так, на крышах домов были зарегистрированы случаи появления неизвестных снайперов, были и провокаторы.

— Арман, что происходит в Армении? Расскажите о протестах против повышения тарифов на электроэнергию?

- Протесты продолжаются, но идут на затихание. Проспект Баграмяна уже освобожден. Большинство митингующих удовлетворены уступками правительства, и они разошлись по домам. Сам по себе процесс нельзя называть политическим, хотя тенденции имеются.

Источник проблемы — система управления, которую нам навязали в 1991 году. Это олигопольная экономика, олигархический капитализм. Армения практически по частям была распродана. Все стратегические отрасли перешли в частные руки. Это касается не только энергетики, транспорта, связи, но и ресурсов — наши недра и леса так же перешли в частные руки.

Сегодня мы пожинаем плоды этой навязанной нам модели. Не стоит удивляться, что частный капитал преследует свои цели, которые далеко не всегда соответствуют интересам государства. Россия от этой приватизации тоже пострадала не меньше, чем любая другая постсоветская страна. Это факт.

У нас недавно Воротанскую ГЭС продали американцам. Вот против этого народ не митинговал. Зато сейчас мы пожинаем плоды распродажи наших стратегических отраслей. Протест, социальное недовольство, которые сформировались в Ереване в связи с подорожанием электричества, накапливались годами. Группа "Нет грабежу" была сформирована не сейчас, а существует достаточно давно.

— Именно группа "Нет -грабежу" — инициатор протеста?

- Да, инициатор протеста — эта инициативная группа. Там политики совершенно разных взглядов. Подорожание электроэнергии стала последней самой каплей, которая вызвала социальный взрыв. Но не существует такого социального взрыва, который ни попытаются использовать определенные политические силы для дестабилизации ситуации в стране, политизации процесса и решения своих задач.

Нет такого социального протеста, которым не попытались бы воспользоваться. Мы с самого начала протеста об этом сказали, и призвали к осторожности и бдительности манифестантов.

До 29 июня протест носил исключительно социальный характер, но уже тогда заметили появление провокаторов, политических сил, которые имели вполне конкретную цель — перевести процесс в политическое русло и превратить его в так называемый Армянский электромайдан.

Такие попытки были. 28 июня наиболее видный организатор протеста Максим Саркисян заявил: Определенные лица хотят использовать наш протест для иных целей. Речь шла как раз о майданизации протеста. Его выступление было опубликовано в СМИ.

Вагинака Шушаняня хотели устранить с проспекта Баграмяна, чтобы держать митинг под своим контролем и перевести процесс в иное русло. Надо отдать должное сознательным гражданам, которые предотвратили огромное количество спекуляций и провокаций НКО и спецслужб.

Дело в том, что правительство Армении пошло на уступки. Оно и чисто юридически в рамках его юрисдикции и вообще все возможное сделало. Оно через резервные фонды и дополнительное финансирование взяло повышение тарифов на себя до окончания аудита, который был назначен компанией "Электросети Армении". Это частная компания, она принадлежит компании "Интер РАО", которая вроде бы как считается российской. Хотя меня терзают смутные сомнения.

Потому что, когда я просмотрел список акционеров, выяснилось, что эта компания не совсем российская. Наш клуб направил ее руководству письмо с просьбой, пояснив, что вопрос тарифов — это вопрос не экономический, а политический.

Мы написали, что исходя из политических реалий, ради стабильности внутригосударственной и сохранения государственной безопасности в Армении, исходя из стратегического союза Армении и России, просим вас временно отменить повышение тарифов и изыскать другие средства и пути для того, чтобы протест пошел на спад и им не попытались воспользоваться политтехнологи.

Ответ "Интер РАО" опубликован в прессе. Они написали: мы занимаемся бизнесом, нас политика не интересует. Такой ответ — не просто циничный, он говорит о том, что в этой компании есть люди, которые были заинтересованы в нагнетании протестов. Ибо сама компания отзывом этого решения могла остановить весь этот протест. Но она этого не сделала. Протест был остановлен решением правительства пойти на уступки.

29 июня была точка кипения. Организаторы объявили, что они прекращают закрытие магистралей, проспекта Маршала Баграмяна и переходят на сидячую забастовку на площадь Свободы, чтобы никому не мешать, поскольку правительство пошло на уступки. Они призвали народ разойтись по домам или отправиться на сидячую забастовку. На следующий день организаторы объявили о прекращении сидячей забастовки и переходе протеста в юридическую плоскость, проведение консультаций, участие и аудите и так далее.

Переговоры и поиск решений — это естественное развитие любого социального протеста. Однако на проспекте Баграмяна 29 числа нами и многими другими были выявлены провокаторы, которые пытались развернуть майданизацию. Непонятные лица раздавали листовки, призывающие к столкновениям с полицией, и феминистического содержания. Там активно работали американские НКО.

На крыше здания рядом с гостиницей "Опера" был обнаружен подозрительный человек в маске, предположительно снайпер, который спалился. Помимо меня его заметили еще человек 50. Следует отметить, что появились в этот день снайперы не просто так, ибо полиция собиралась осуществить определенную силовую операцию.

Естественно, снайперы были необходимы для провокаций, для того, чтобы получить сакральную жертву и майданизировать процесс. В прессу мы послали эту информацию сразу же. Показательно, что либеральные СМИ старательно эту тему замолчали.

По реакции полиции я понял, что они явно не ожидали такого развития событий. Была выслана опергруппа, которая сразу же начала проверять крыши. Полиция предложила разойтись, потому что через какое-то время освобождать улицу от протестующих.

Когда мы начали выводить из толпы женщин и детей, то столкнулись с сопротивлением. Непонятные мужчины спортивного телосложения настоятельно уговаривали женщин и детей остаться, то есть участвовать столкновениях с полицией. И нам не разрешали выводить.

Я этих качков спросил: вы собираетесь в столкновениях с полицией прикрываться женщинами и детьми? Один "мудрый" мужчина ответил: мы должны все быть побиты ими, чтобы все узнали, какой у нас режим. То есть уже конкретные политтехнологи работали для выполнения конкретной цели.

Слава Богу, что удалось убедить полицию разгон отменить. Далее на Площади свободы один из активистов сказал, что ему некие неизвестные лица запретили вести переговоры с полицией, чтобы предотвратить нападения полиции. То есть были определенные силы, которые очень заинтересованы в столкновении с полицией.

Сам социальный протест фактически прекратился 30-го числа, люди разошлись по домам, дальше началась политизация процесса. Его перехватила прозападная партия "Наследие". Он заявил, что народ потребует отставку президента. Они перехватили оставшихся протестующих, которые не захотели расходиться. 6 июля лидер "Наследия" Давид Санасарян заявил, что народ потребует отставки президента. Видимо, он сам за народ все решил, что он хочет, а что нет. А что же с тарифами? Видимо, вопрос тарифов их совершенно не волнует.

Там сейчас примерно сто человек во главе с Давидом Санасаряном, у которых совсем другие требования, с темой электричества совершенно не связанные. Происходящее уже не имеет ничего общего с группой "Нет — грабежу" и с социальным протестом. Цели достигнуты — отменено повышение тарифов, правительство пошло на уступки.

Сами организаторы и участники митинга не допускали флаги Евросоюза на митинг. Один раз они даже были публично растоптаны. Сознательность граждан позволила предотвратить майданизацию процесса и разрушение государства, доказала, что возможно достижение созидательных целей через мирный протест.

Очень важный момент — наша организация и другие активные политические и общественные деятели подняли вопрос о необходимости национализации "Электрических сетей" и вообще стратегических отраслей Армении. Мы напечатали майки и плакаты с лозунгом национализации и раздали их митингующим. Как раз этот процесс нашими либеральными СМИ не освещался вообще. Радио "Свобода" и прочие радеющие за людей западные СМИ этого не заметили.

Несмотря на то, что речь идет о национализации вообще-то российской компании, а не американской, само слово национализация на американцев, прозападные силы действует как крест на черта.

Они убегают, не могут этого вынести. Либералы и пятая колонна была фактически загнана в угол. Потому что антигосударственная сила никогда вопрос национализации не поднимет. Вопрос национализации поднимают только государственники, которые заинтересованы в том, чтобы государство обладало реальным, а не вымышленным, бумажным суверенитетом. Наша организация инициирует этот процесс. Потому что это вопрос получения реального, а не декларированного суверенитета.

— Пойдет ли правительство на национализацию? Электросетей — для начала?

— Электросети вполне могут быть национализированы, ибо уже президент объявил, что национализация рассматривается как одна из версий. Электросети — фактически банкроты. Их долг может скоро дойти до уровня капитализации. Так что компания может быть признана банкротом и национализирована. Однако речь не только о них. У нас же все остальные стратегические отрасли тоже проданы и не только же российскому капиталу, но и западному тоже. Надо срочно начинать процесс национализации.

Ведь сейчас Армения не является независимым государством. Мы являемся рабами Международного валютного фонда и транснационального капитала, находимся примерно в том состоянии, из которого сейчас пытается выйти Греция. Есть люди, которые заинтересованы в разграблении страны. Известно, что даже когда компании разорялись, топ-менеджмент иногда получал огромные премиальные, которых было бы достаточно, чтобы спасти компанию от банкротства.

Если страна в частных руках, то какой праздник независимости мы отмечаем? Какую независимость отмечает Россия? Она только встала на путь своего суверенитета последние несколько лет. Хотя я не гражданин России, но думаю, с этим многие российские аналитики согласятся. Простые наблюдения показывают, что это именно так.

Я желаю нам и вам национализировать народные богатства. Я уже вчера с призывом обратился ко всем постсоветским республикам. Вставайте, пока не поздно. Иначе еще 25 лет рабства МВФ мы просто не переживем. Это факт.

Читайте также:

Ереван и Баку: один Майдан на двоих

За чьи пирожки майданят в Армении

Зачем Нуланд приезжала на Кавказ c пирожками

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала