Жизнь в Киеве сейчас "насыщеннее", чем в самый разгар Евромайдана. Так, пожар на нефтебазе "БРСМ-нафта" обнаружил, что в Киеве нет пены для тушения. Деньги на пену собирали всем миром. Но и это еще не все: пожар обнажил разборки между Порошенко, Аваковым, Яценюком. Об этом в эфире Pravda.Ru рассказывает политический обозреватель Алик Ветров.
— Алик, какие, с вашей точки зрения, наиболее значимые события произошли в первой половине лета на Украине?
— Начать, наверное, стоит с самого горячего, в прямом смысле слова, события — пожара на нефтебазе компании "БРСМ-нафта", после которого случилась цепь событий, плоды которых пожинают по сей день. Тут и отставка председателя СБУ господина Наливайченко, и разоблачение садистов в добровольческих батальонах. Как они вообще получили милицейские удостоверения, остается большой загадкой.
Ну и, конечно, первые заявления и действия нового одесского губернатора Саакашвили. Еще также не осталось без внимания неожиданное появление в информационном пространстве господина Януковича, причем не где-нибудь, а на канале "Би-Би-Си".
Пожар, полыхавший несколько дней под Киевом, во-первых, продемонстрировал полную несостоятельность украинской службы по чрезвычайным ситуациям. Новостные каналы, конечно, обошли вниманием информацию о том, как волонтеры собирали у бизнесменов с миру по нитке деньги на тушение пожара, потому что не на что было закупить специальную пену.
На этом фоне тут же выплыла из тени СБУ и "наехала" на экс-заместителя генпрокурора, который якобы "крышевал" злосчастную нефтебазу. Это вылилось в открытое противостояние с генеральной прокуратурой с привлечением "альфовцев". Прокуратура, в свою очередь, наехала на председателя СБУ Наливайченко.
Пикантность ситуации заключалась в том, что всем на Украине известно, что генпрокурор — кум Порошенко, а Наливайченко, в свою очередь, представляет интересы экс-президента Ющенко и одновременно является прямым ставленником ЦРУ, к тому же входит в партию "Удар".
В общем, пожар на нефтебазе, по сути, открыл полномасштабную всеукраинскую предвыборную кампанию в местные органы власти. В нее оказались вовлечены практически все крупные игроки и партии, представленные сегодня в Верховной раде.
Интерес к местным выборам, которые пройдут в октябре, подогревается еще и тем, что после них, вполне возможно, последует требование провести и внеочередные парламентские выборы. Удивляться этому не стоит: Украина страна уникальная, и выборы здесь происходят постоянно.
В итоге всех перипетий Порошенко поставил своего человека руководить СБУ, генпрокуратура уже была ему лояльна, и тут же началась история с "разоблачением" добровольческих батальонов, а они входят в еще одну силовую структуру — в МВД Украины и подчиняются господину Авакову.
Этот силовой "актив" Порошенко пока не подконтролен, а батальоны, которые есть в распоряжении Авакова и состоящие из уголовников, — это оружие пострашнее нескольких десятков альфовцев СБУ.
Если бы Украина была нормальной демократической страной, после всплывшей наружу истории с "Торнадо" министр внутренних дел должен был бы как минимум посыпать голову пеплом, покаяться и уйти в отставку. Но только не на Украине! Никто не ответил за продолжающийся развал экономики, Яценюк по-прежнему сидит в кресле премьер-министра, министры как сидели, так и сидят, никто не ушел в отставку.
И на фоне всего этого Порошенко… вообще на 10 дней исчез из информационного пространства, никто в стране не знал, где он и что с ним. А когда появился перед публикой, сделал заявления, которые буквально ошарашили свидомую укропатриотическую часть населения страны. Словно подпевая президенту Путину, который до того на форуме в Петербурге сказал, что украинцы и русские единый народ и у них одно будущее, Порошенко фактически продублировал этот тезис.
Оказывается, его задача как президента состоит в том, чтобы вернуть все на прежнее место, что русские и украинцы действительно братские народы. В итоге киевские СМИ уже две недели пребывают в недоумении, как им теперь надо строить свою пропаганду: все "наработанное" за полтора года вдруг посыпалось, как карточный домик.
— Вы считаете, что следующей "целью" для Порошенко станет Аваков?
— Аваков как политик больше связан с Арсением Яценюком, он входит в его кабинет министров. Но Аваков это не "шестерка" в колоде Яценюка. Он сам по себе весьма сильный игрок, олигарх. Я думаю, что в Киеве его просто боятся, потому что он фактически владеет карательными отрядами и манипулирует всеми этими "Азовами", "Шахтерами", "Торнадо". Он спокойно может им сказать: "Или за меня до конца, или в тюрьму".
Украина из государства превратилась в вотчины олигархов, где у каждого свое военизированное подразделение: у Коломойского своя мини-армия, у Авакова своя, у Порошенко нацгвардия.
То есть, если "мальчики" соберутся померяться мускулами, для этого у них достаточно отморозков, которые уже почувствовали вкус убийств, безнаказанности, мародерства. Это украинские реалии, по большому счету.
— Перешедший недавно на сторону ополченцев высокопоставленный украинский генерал сказал, что сейчас на востоке воюют, в основном, добровольческие батальоны, но не армия. Почему же в такой ситуации пресловутый "Торнадо" не расформировали по-тихому, зачем надо было выносить сор из избы?
— Все политика, украинская политика. Политики наши не соревнуются в друг с другом, как в цивилизованных странах, в теледебатах. У нас они норовят вылить как можно больше помоев на голову соперника. Вчера были героями, а на деле оказались уголовниками! Общество возмущено, всех к ответу!
Но что бы при этом не говорили правители, все это лишь громкие заявления, после которых в стране все остается по-прежнему. В итоге "Торнадо" остается в системе МВД, а убийцу Олеся Бузины отпускают под залог, хотя до этого утверждали, что убийство раскрыто.
То, что сейчас происходит в Одесской области — вообще отдельный разговор. Своим трепом беглый грузин затмил всех: и Яценюка, и Порошенко. Пустопорожний треп — это истинная технология Майдана. Если приглядеться, на Украине за последние полтора года не проведено ни одной внятной реформы, все только ухудшилось. Но все можно прикрыть войной, милитаристской риторикой, и при этом еще и заработать.
Если бы на Украине не было войны, третий Майдан случился сам собой, голодные люди уже готовы эту власть снести. Так что война для нее — единственная возможность усидеть в креслах.
Но что важно: мир-то уже начинает прозревать, он увидел, чего стоит власть в Киеве, пожирающая друг друга. Так что грядущие местные, а вслед за ними и парламентские выборы — это в некотором роде последний шанс для многих в Киеве. Очевидно одно: никакой реальной децентрализации, о которой сообщает господин Порошенко, не начнется, в Киеве слишком боятся дать больше свободы регионам. Особенно тем из них, откуда тянут деньги.
Слова "федерализация" в Киеве боятся как огня, хотя именно федерализация единственный возможный вариант сохранения страны в ее нынешних границах. Германия — федерация, Америка — федерация, Канада — федерация, Великобритания тоже, они могли бы помочь построить федеративную республику на Украине.
Но тем, кто в Киеве, это невыгодно. И назначение Саакашвили вполне вписывается в эту картину, он, скорее всего, приехал готовить почву в преддверии местных выборов.
— А что означает его заявление о каком-то российском плане по завоеванию "Бессарабии?
— Понять, что творится в голове у беглого грузина, очень сложно.
— Я слышала, что 80 процентов населения Бессарабии поддерживают Россию.
— Бессарабия, бесспорно, ориентирована на Россию, в ней никогда не было проукраинских настроений. Да и с чего им быть? Все 24 года независимости никто на Бессарабию внимания не обращал, инфраструктура региона в упадке, единственная международная трасса Одесса — Рени в таком состоянии, как будто пережила бомбежку; представители республиканской власти если туда и заезжают, то только во время предвыборных кампаний.
Людям не дают нормально работать на их собственной земле, а край при этом очень плодородный; виноделы зажаты в дикие тиски, у фермеров ни техники, ни нормального кредитования. И на этом фоне из Киева звучат обещания выдавать землю в Одесской области участникам АТО. За счет кого собираются это делать?
Какие-то отмороженные ура-патриоты ни с того, ни с сего получат нарезы, к нам в Одесскую область хлынет поток мародеров, насильников и убийц? Предлагаемая административная реформа никакой демократией и не пахнет, Порошенко наделяет себя фактически диктаторскими полномочиями, своими указами он сможет распускать любой местный совет.
А рядом с Бессарабией расположена Гагаузия, где на выборах победили прагматичные политики, ориентированные на дружбу с Россией. Всего этого в Бессарабии не могут не замечать.
— Другими словами, никакого российского проекта нет, а есть настроения местного населения?
— Конечно. Есть движение Народная рада Бессарабии, которое я представляю, и как бы власти не открещивались, оно постепенно набирает силу. Люди хотят быть услышанными, стремятся действовать в рамках Конституции и законов Украины. Но и то, и другое сегодня в стране, к сожалению, пустой звук.
— Неожиданное появление Януковича на информационной авансцене не может говорить о том, что он или кто-нибудь из его команды собираются вернуться в украинскую политику?
— Ющенко когда-то сказал, что через 10 лет на Украине будут жить, как в Польше. А Саакашвили, словно предваряя интервью Януковича, заявил, что мы через 20 лет заживем, как при Януковиче. Так что беглого президента на Украине не забывают. И интервью его в социальных сетях обсуждается очень активно.
Многие жители Украины, не примкнувшие к полярным политическим лагерям, вдруг осознали, что ужасы, которые ей на протяжении полутора лет рассказывали о Януковиче и его приспешниках, не более чем мыльный пузырь, и злобного режима-то толком никакого и не было, а была свобода слова, можно было говорить что угодно, бастовать, проводить митинги хоть каждую неделю.
— И социальная защита населения была…
— И курс гривны держался, и пенсии росли, и Украина развивалась, как бы кто к этому ни относился. Люди ошарашены. Мы, противники Майдана и государственного переворота, мнение свое после последнего интервью Януковича, конечно же, не изменили.
Свидомые, естественно, тоже даже еще больше разъярились. Их переполняет ярость из-за того, что все "завоеванное" ими тает на глазах, власть уходит из рук, рейтинги ее ниже плинтуса.
Зато часть простого населения, которой до большой политики нет дела, интервью Януковича заставило задуматься над вопросом, что такое хорошо, а что такое плохо. По большому счету, Янукович струсил. Поведи он себя иначе, и может быть, народ за него бы и встал как за законного президента.
А он, подло бросив всех: и "Беркут", и армию, и простых граждан, — убежал. Я не верю в то, что сейчас эта фигура может выступить в роли объединителя Украины.
— А есть ли сегодня вообще на Украине политики, которые способны объединить страну, найти компромисс с Донецком и Луганском?
— Таких политиков я не вижу.
— Что вы скажете о фигуре Кернеса, например?
— Геннадий Адольфович, конечно, очень харизматичный политик, но он сегодня прикован к инвалидному креслу.
— Тогда почему у него недавно провели обыск?
— Это личные разборки между Аваковым и Кернесом, история которых уходит еще в их общие харьковские времена, это противостояние бывших партнеров, которые превратились в непримиримых врагов. Просто Аваков сегодня что хочет, то и делает.
Вообще все, что происходит на Украине, — это опричнина какая-то, "аваковщина". Аваков кого хочет, того и обыскивает. Впрочем, сегодня любое силовое ведомство является чьей-нибудь личной вотчиной: "У меня СБУ и прокуратура, а что у тебя?" — "У меня МВД и батальоны, чем ответишь?"
— Рано или поздно Запад поймет, что с нынешней властью, как говорится, щей не сваришь. Он начнет договариваться с Россией на предмет более адекватного политика, который мог бы представлять Украину.
— Если только из числа тех, кто сейчас находятся за пределами Украины. Это могут быть и Николай Азаров, и даже Игорь Марков, молодой политик, к тому же, как и я, одессит. Мне хотелось бы, чтобы в большую политику пришли именно одесситы, потому что лучше нас на Украине никто не знает, что такое мультинациональность, толерантность. У нас это в крови, с рождения, город у нас такой. У нас уважение к другим культурам и народам взращивается с молоком матери.
Сейчас украинской политике требуются центристы, которые бы представляли регионы, куда все приезжали, регионы, всегда остававшиеся для людей открытым домом. И эти политики должны быть готовы железной метлой вычистить авгиевы киевские конюшни. Речь, конечно, не идет о составлении "расстрельных списков", но допустить то, что допустил Янукович, они не вправе.
Янукович и компания были слишком заняты зарабатыванием денег. Не надо, конечно, никого в тюрьмы сажать, держать их там за счет народа Украины. Хотели в Европу — вот вам 24 часа, туда и отправляйтесь.
— Европа вздоргнет, им сейчас и без них проблем с нелегалами хватает.
— Пускай строят лагеря, депортированные из Украины им расскажут, как. Они же кричали, что надо строить фильтрационные лагеря для нас, приверженцев идеи русского мира. Мне кажется, что надо будет действовать жестко, и начинать с нашей общей с Россией истории, с Киевской Руси и до сегодняшнего дня. Особенно с истории Великой Отечественной войны, когда с фашизмом воевала вся Украина.
Читайте также:
Запад — Украине: Я тебя породил, я тебя и убью
Об Окраине: Мы ее слепили из того, что было
Украина обезгажена. Сама захотела
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Беседовала