Кто разгребет "шпротные завалы" Латвии

Источник: фотоархив Pravda.Ru

В гостях у Pravda.Ru побывал политолог, преподаватель факультета "Государственное управление" МГУ им. М. В. Ломоносова Павел Тарусин. Главный редактор Инна Новикова и политолог Павел Тарусин обсудили санкционную войну между РФ и Западом, "шпротные завалы" в Прибалтике и причины вечного недопонимания между Россией, Европой и Соединенными Штатами.

  - Павел Владимирович, каков, на ваш взгляд, главный итог визита Владимира Путина в Италию, учитывая, что визит прошел практически сразу после встречи "большой семерки" в Германии? И что эта встреча может означать в контексте складывающихся взаимоотношений между Россией и странами Европы?

 - Результаты итальянской поездки нашего президента в Рим стоит разглядывать через призму предшествовавшей ей баварской встречи. Саммит "семерки" собрался, чтобы обсуждать Россию. Но, как оказалось, без России невозможно решать проблемы ни Украины, ни Ирака, ни Сирии, ни Исламского государства.

Несмотря на то, что Обама, Меркель говорят, что российская экономика разорвана в клочья, что Россия изолирована, оказалось-то, что руководство России, не делая громких популистских заявлений, резких шагов, не устраивая обструкцию другим странам, выдержала свой курс и минимизировала издержки от введенных против нее санкций. Мы остались великой державой, не сорвались в пропасть изоляционизма, куда нас подталкивали.

Добиться чего-то прорывного Владимир Владимирович объективно не мог, потому что Италия все-таки ратует за единство Евросоюза. Но состоявшийся визит стал определенным моментом в развитии двусторонних отношений, к которым Россия постепенно переходит в работе с европейскими странами… Понятно, что они будут строить их в рамках курса, устанавливаемого Брюсселем, потому что в масштабах еврозоны эти страны потеряли из-за введенных санкций не слишком много.

К тому же сейчас Европа и Америка хотят заключить соглашение о зоне свободной торговли. И европейцы считают, что потери в России компенсируются за счет расширения торговли с Северной Америкой. Кто-то этим "поворотом" в Европе недоволен, бесспорно. А кто-то использует тему санкций в политических интересах, как повод лишний раз покритиковать действующие власти, как Грегор Гизи в Германии или Forza Italia.

Отношения с Россией для них это разменная монета в политическом противостоянии, не более того. Все-таки надо признать, что Россия — это не ведущий в экономическом плане партнер Евросоюза.

Отказалась Россия от латышских шпрот, и что? Премьер-министр Латвии заявил, что это обойдется стране в 150-200 млн евро. 200 млн евро для Евросоюза сумма не принципиальная. Возможно, другие страны и не бросятся скупать эти шпроты, но какое-то решение они примут, будут искать новые рынки сбыта, перепрофилируют, наконец, производство. В Европе не так много людей, которых антироссийские и "ответные" санкции задели по-настоящему.

У визита Владимира Путина в Италию была и вторая составляющая — это его встреча с Папой Римским.

 - В этой обстановке, когда лидеры западных стран не горят желанием лично встречаться с Путиным, Ватикан выступает не то что в роли переговорщика, а служит каналом, который сводит лидеров между собой, пусть путем непрямых встреч. Для нас сегодня это важный дипломатический канал.

В сложившейся непростой ситуации Папе важно было выслушать аргументацию непосредственно из уст Путина, чтобы передать ее потом лидерам других государств. Эта встреча наверняка будет иметь свое продолжение. Ватикан через свои каналы, свои представительства, легатов за рубежом, доведет точку зрения Путина до политических лидеров. Мы не должны замыкаться, нам необходимо доносить свою точку зрения до западных лидеров, используя для этого любые переговорные площадки. Позицию свою России нужно разъяснять, разъяснять и разъяснять.

Когда мы говорим о том, что многие на Западе нас понимают, я бы не согласился с этим. Один пример: несколько лет назад на конференции выступал тогдашний посол США в России Майкл Макфол. Были на ней несколько депутатов Госдумы. И Макфол обнаружил поразительное непонимание российских реалий, он не знал, как вообще в России принимаются решения! И это человек, который 25 лет изучал Советский Союз и Россию.

Представителям российской власти пришлось ему все объяснять буквально на пальцах. То же самое и с Обамой, западными аналитиками и журналистами: они не понимают реалий организации власти в России.

Смотрят, как определенная модель действует у них, и считают, что в России все должно быть точно так же. Мы слишком часто проецируем на тех же Обаму, Олланда, Меркель вещи, которые они не в состоянии реализовать.

Мы не понимаем, как работают их системы, требуем от Обамы того, что в принципе сделать не может, снятия санкций, например. Он бы сам, может, и рад их снять, но не может обойти конгресс. Мы думаем, что очень легко отменить те или иные законодательные акты конгресса, легко протолкнуть то или иное решение.

Но у Обамы нет тех возможностей, которые имеет Владимир Владимирович. То же самое у Порошенко. Мы говорим, что Порошенко не контролирует ситуацию, военных. Но он реально ограничен в своих действиях Верховной радой, правительством, которое имеет гораздо больше полномочий, чем наше российское.

А кто тогда контролирует украинское правительство?

— Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Это и американцы, и Евросоюз, и банкиры вроде Сороса, это и свои, украинские олигархи. Определить степень влияния каждого, тестируя работу украинского правительства, невозможно. Но речь сейчас не об этом.

Я хочу сказать, что ситуация, сложившаяся сегодня на Украине, — это следствие, в том числе, и нашего непонимания тамошних политических реалий, властной структуры. Это, собственно, и привело к тому, что американцы, потратив всего 5 млрд против наших ста миллиардов, как об этом недавно заявили наши лидеры, переиграли нас.

Читайте также: 

"Нас хотят напугать, чтобы мы сдались" - депутат ГД о новых санкциях против России

Литва готовится к Ледовому побоищу-2

В каких странах больше всего ненавидят США

Закат и падение Соединенных Штатов

Подготовил к публикации Сергей Шаров

Беседовала