Укрепление ИГИЛ — одна из серьезных угроз стабильности не только в Азии и Африке, но и во всем мире. Но есть и те, кому ИГИЛ выгодно. Те же Штаты борются с этой организацией лишь на словах. На деле же идет мощная поддержка. Об этом Pravda.Ru рассказал президент фонда "РУССАР", один из руководителей Палестинского православного общества Олег Фомин.
— Олег Иванович, расскажите о вашем фонде и происходящем в Сирии?
— ИГИЛ там уже половину территории занимает, но в основном это пустынные районы. Местное население находится на территории, которую контролирует законный режим.
Парламентская делегация Российской Федерации вместе с общественными деятелями недавно посетила Сирию. Там были и представители благотворительного фонда "РУССАР".
Наше название состоит из наименований двух наших стран — Русь, Россия и Сирийская Арабская республика. "РУССАР" был создан полтора года назад. Мы оказываем гуманитарную помощь Сирии и Донбассу, потому что не ограничиваемся только Сирией. Один из наших членов, предприниматель, оказал помощь в 1,5 миллиона мирному населению, населению Газы.
Этот визит был связан именно с тем, что военная обстановка обострилась. Наша поездка приветствовалась в министерстве иностранных дел. Перед отъездом мы беседовали со специальным представителем президента Российской Федерации Михаилом Богдановым. Он сказал, что это очень хорошо и своевременно, а то начинают враждебные СМИ распространять версию, что Россия якобы собирается оставить Сирию, что якобы произошел размен в беседе Лаврова с Керри: Украина на Сирию. — Ничего подобного! Езжайте, скажите, что мы по-прежнему с Сирией и в беде не бросим.
В Сирии мы убедились, что военная обстановка обострилась, потому что по нескольким фронтам приходится бороться, воевать Сирийским вооруженным силам. На границе с Турцией, с Ираком в основном действует ИГИЛ. На границе с Ливаном — Джабхат ан-Нусра, сейчас еще появилась и группировка Джабхат Аль-Фатах. Это производная от той же Джабхат ан-Нусры, а по большому счету все они от Аль-Каиды.
И еще много различных небольших джихадистских группировок — "Сыновья Мохаммеда" и прочие самые экзотические названия.
На границе с Иорданией еще есть так называемая Сирийская свободная армия, которая в основном состоит из дезертиров и предателей, но в ней сейчас уже много иностранных элементов. Поскольку они одновременно вели боевые действия против Сирии, то вооруженным силам пришлось рассредоточиться. Поэтому мало было защитников вокруг Пальмиры, и они не смогли ее отстоять.
ИГИЛ, возможно, намеревается использовать Пальмиру как опорный пункт для дальнейшего продвижения на Хомс, и затем через Хомс выйти на Ливан. Ведь они не ограничиваются в своих гегемонистских устремлениях территорией Сирии. Уже есть территории халифата в Ливии, на Синайском полуострове и в горных районах Ливана. Столица пока находится в Ракке. Конечно, если не будет международной поддержки Сирии, так и будет продолжаться — война не остановится.
— Американцы в очередной раз выделили 600 миллионов долларов из бюджета на военную поддержку сирийских мятежников, а из внебюджетных фондов в два раза больше…
— В том числе поэтому ИГИЛ растет, пополнение прибывает со всего мира. Каждый месяц в ряды ИГИЛ вливается, в основном через границу с Турцией, до 11 тысяч боевиков, подготовленных инструкторами США и монархических режимов Аравийского полуострова. Коалиция действует — чуть ли не 24 страны входит — называется антитеррористическая, а на деле — наоборот.
Сирийцы говорят, что когда бомбят, то в основном уничтожают инфраструктуру Сирийской Арабской республики, а количество вылетов против ИГИЛа у них становится меньше. И разрекламированных якобы против ИГИЛ вылетов вся эта коалиция за все время совершила меньше, чем сирийская авиация в районе той же Пальмиры, значительно меньше, чем израильская авиация против мирного населения Газы летом этого года.
То есть — это все разговоры, просто видимость борьбы, имитация подавления ИГИЛ. На самом деле создается впечатление, что США и их союзники добиваются, чтобы ИГИЛ если не захватил бы Дамаск, то по крайней мере, истощил бы режим как можно больше и добился расчленения Сирии. Это устроило бы особенно Израиль, потому что Израиль спит и видит, чтобы Сирия разделилась на несколько государств.
Есть данные, что израильтяне сотрудничают с ИГИЛ, по крайней мере, передают им данные своей воздушной разведки. Даже агентура израильская находится в рядах воюющих отрядов ИГИЛ. Это большая сила. Говорят, что их 30-40 тысяч и каждый месяц до 11 тысяч прибывает. Американцы лицемерят, по факту они дают деньги Сирийской свободной армии.
В самом ИГИЛ низшие чины, солдаты в основном — неграмотные, беспринципные, маргинальные, за деньги готовые на все люди, но руководят ими высокообразованные, высокоподготовленные люди, специалисты в различных областях.
Среди них — большая часть офицеров из армии Саддама Хусейна и бывшие иракские чиновники, которые оказались ни при чем. Они были вынуждены туда идти. Из бывших республик Советского Союза туда едут в основном из Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и Туркменистана. Но есть и из России. Чеченцев стало меньше. Да, были там чеченцы, но в основном не из Чечни, а те, которые еще раньше обосновались в Европе.
Сирийцам приходится тяжело, они пятый год ведут войну, и у них уже — нехватка живой силы в боеспособных частях. Просто выбиты они. У них же армия истекает кровью. Не сообщают о своих потерях, но проскальзывают цифры. Если было больше 300 тысяч в 2011 году, то сейчас уже говорят о том, что не больше 150. Но очень много потерь.
Я встречал сирийцев, в семьях которых погибло по 6-10 человек. А если среди дальних родственников, то бывает и на десятки. Одна мать потеряла шестерых сыновей, остался седьмой. И говорит, что если бы он был уже взрослым, она бы его тоже отправила в армию защищать Сирию, защищать будущее своей страны.
С кем бы мы ни встречались, начиная от митрополита Холмского и кончая премьер-министром, благодарили за помощь Россию — власти и различные организации, прежде всего Императорское православное палестинское общество. До 12 партий грузов самолетами оно уже направляло. Мы тоже не с пустыми руками прибыли. Помощь в основном была собрана боевым братством и нашим благотворительным обществом "РУССАР".
Экономическая ситуация — очень тяжелая. Чтобы восстановить инфраструктуру Сирии понадобится не менее 300 миллиардов долларов и даже выше. Потому что разрушены целые города, вывезены сотни фабрик в ту же Турцию. Разрушены некоторые скважины. Власти настроены, что уже надо восстанавливать. Они думают, как восстанавливать инфраструктуру и говорят, что почетная обязанность восстанавливать Сирию будет предоставлена только друзьям, конечно, в первую очередь российским предпринимателям. Кто участвовал в разрушении Сирии, допущены к восстановлению не будут.
Верховный муфтий Бадреддин Хассун, два часа с нами встречался, замечательный человек. Он сказал, что 85 стран воюет против Сирии.
И вот он скоро приезжает, будет участвовать в мероприятии, которое проводит Организация исламского сотрудничества. Мы его будем встречать, повезем в частности в Крым. Он замечательный оратор, говорит, что готов выступить во всех церквях, мечетях, чтобы призвать ваших мусульман не ехать за границу, не учиться в заведениях, где их обучают ваххабиты. Они готовы прислать из Сирии своих духовных учителей настоящего исконного ислама.
— Какое главное ощущение у вас?
— Дух у народа силен в Дамаске. Они говорят: мы продержались уже 4 года, 5-й год мы боремся. Мы победим и будем праздновать нашу общую победу.
Сирия — святая земля, пуп земли. Неслучайно именно там сейчас так борются силы зла с силами добра в лице Сирии, которая защищает даже нас, Россию. Потому что это один из последних бастионов перед тем, как накинуться на нас. Неслучайно все замкнулось на этой стране.
Поэтому мы Сирию должны поддерживать, тем более с Сирией у нас отношения многовековые. Мы связаны христианскими и мусульманскими связями.
Все уже приходят к выводу, что военного решения нет. И сирийцы готовы к политическим переговорам. Уже и американцы тоже начинают опасаться, как бы не получилось, что они выпустили джина из бутылки, и получится как с Аль-Каидой приключилось.
Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев
Беседовал