Кэмерон зайдет в "рай" через другие двери

Премьер-министр Дэвид Кэмерон предложил Евросоюзу пересмотреть Лиссабонский договор в части миграционной политики. Референдум 2017 года по поводу выхода Британии из ЕС — неизбежность. Результат референдума будет зависеть от позиции тори. А позиция эта не в пользу членства в ЕС, так как у Лондона есть способ получить те же блага, но в другом проекте.

Обещание провести референдум было ключевым элементом общей предвыборной программы Консервативной партии. В минувшую среду королева Великобритании Елизавета II заявила, что референдум по вопросу выхода страны из Европейского союза (ЕС) пройдет до конца 2017 года. Так что это дело решенное. И даже уже готов вопрос, он сформулирован так: "Должна ли Британия оставаться членом ЕС?".

Известно также, у кого будет право голосовать. Это подданные Великобритании, проживающие на территории страны, старше 18 лет. Проголосовать смогут также британцы, проживающие не более 15 лет на территории других государств. А вот граждане Евросоюза, проживающие в Великобритании, не смогут проголосовать на референдуме. То есть 4 миллиона потенциальных сторонников членства Британии в ЕС лишили права голоса. Это говорит о настроениях тори.

Дэвид Кэмерон на этой неделе посетил Нидерланды, Францию, Польшу и Германию — ядро Евросоюза, и это при том, что Польша, как и Великобритания, не входит в еврозону. Список предложений премьера по реформированию Евросоюза опубликовала газета The Guardian. Кэмерон предлагает изменения в четырех областях:

— Исключить безработных мигрантов ЕС из списка претендующих на пособия и обязать работающих ждать четыре года до подачи заявления по месту работы для предоставления социальных льгот, например, налоговых вычетов. Причем эти ограничения должны быть введены путем пересмотра Лиссабонского договора.

— Принять декларацию, призывающую ко все "более узкому союзу"

— Дать право государствам членам ЕС, не входящим в еврозону, вносить изменения в правила единого рынка, наложенные на них еврозоной

— Дать национальным парламентам право объединяться для того, чтобы блокировать новые законодательные предложения Брюсселя

Премьер Нидерландов Марк Рютте отреагировал туманно: "Европейский закон — где это необходимо, национальный — где можно". Французы сочли позицию Кэмерона "опасной". "Франция будет блокировать любой особый статус для Великобритании в ЕС", — заявил министр иностранных дел Лоран Фабиус. "Игрок не может присоединиться к футбольному клубу и вдруг решить в середине матча, что теперь мы будем играть в регби", — заметил министр. Соглашаясь с необходимостью совершенстования ЕС, мы не можем допустить его распада, заключил Фабиус.

Польша сказала "определенно нет" планам Дэвида Кэмерона по ограничению льгот для иммигрантов. С такими предложениями "Кэмерон далеко не уедет", передала прессе мнение премьера Эвы Копач ее пресс-атташе. Очевидно, что эти требования являются дискриминационными по отношению к тысячам поляков, ежегодно иммигрирующим в Великобританию.

Подобная встреча ждет Кэмерона во всех 28 странах ЕС, так как Британия — центр притяжения европейской иммиграции. Слабое возражение Кэмерона о том, что Польша и другие должны подумать об утечке своих "мозгов", не произведет на Копач и ее коллег должного впечатления. Мозги их не волнуют — волнуют рты, которые надо кормить, что и делают сейчас британцы.

Нельзя сказать, что тори не ожидали такого приема. И пока настроения у партии, которая сформировала правительство большинства, ультимативные. Так, Филипп Хаммонд, министр иностранных дел, предупредил, что королевство проголосует за выход из ЕС, если европейские лидеры не согласятся на "существенный пакет реформ". Он отметил, что ждет прогресса на переговорах через год. Не позавидуешь Ангеле Меркель — наряду с Grexit, ее ожидает Brexit.

Канцлер Германии намерена поспорить с Кэмероном на саммите в Брюсселе в следующем месяце. Меркель уже намекнула, о чем будет говорить. Вместе с Францией подготовлено соглашение, направленное на создание более жесткого политического союза между странами еврозоны, усиления интеграции без пересмотра Лиссабонского договора, пишет Le Monde. Это "показывает, что французские и немецкие лидеры имеют мало общего с Дэвидом Кэмероном", заключает газета.

Что сейчас можно с уверенностью сказать? Никакого пересмотра Лиссабонского договора из-за Великобритании не будет. Не будет и децентрализации по основным образующим компонентам — свободе передвижения и снижения роли Брюсселя.

Остается ответить на вопрос "что принесет Евросоюзу выход Британии". Потеря Великобритании будет означать, что ЕС не в состоянии решать внутренние проблемы. Также это откроет ящик Пандоры для неповиновения других. Впрочем, кризис идеологии уже сейчас на повестке дня. В отношении ЕС с отдельными странами наблюдается существенная стагнация, евроскептики начинают приходить к власти во многих странах, в той же Польше, где на выборах президента победил евроскептик Дуда.

Кроме того, это будет финансовая потеря. Лондон является донором ЕС, вносит в бюджет ежегодно около 15 миллиардов евро — это десять процентов от общего бюджета. Отрицательное сальдо с Брюсселем в 2013 году составило 8,6 млрд евро.

Чем выход плох для Британии? Неопределенность статуса вызовет спад в экономике и инвестировании. Но тори, похоже, этого не боятся, так в чем же дело? В принципе — британцы не считают себя европейцами. У них непростые отношения с Континентом со времен зарождения англиканской церкви. Вообще, подчинение или неподчинение британских монархов высшей власти, а именно — Папе Римскому — тоже вопрос чести. Большинство депутатов от Консервативной партии являются евроскептиками.

Но главное в том, что в настоящее время секретно готовится договор о свободной зоне между США, Канадой и Европой. Великобритания войдет в Трансатлантическое партнерство и получит "единый рынок" с национальными миграционными нормами, то есть зайдет в "рай" с другой двери. Англосаксы ослабят Европу и евро в пользу своих транснациональных компаний, чего собственно и добиваются.

Читайте также:

Распад Британии на четыре государства назрел

Наденем намордник на Обаму и Кэмерона

Дэвид Кэмерон — предводитель варваров

Евросоюзу грозят раскол и сепаратизм