Нынешней войны на Украине, как и войны на Балканах в 90-х годах, можно было бы избежать, если бы западные лидеры после падения Берлинской стены сосредоточились на поддержании принципа верховенства закона и независимости судебных органов, пишет The Huffington Post. Жизнь сотен миллионов граждан Восточной Европы была бы куда лучше, а будущее — более определенным.
Сосуществание безудержной коррупции и организованной преступности в посткоммунистической Восточной Европе в сочетании с отмыванием денег при пособничестве юридических лиц Лихтенштейна и Австрии стали основными факторами региональных конфликтов и экономической нестабильности. Санкции против Ирана, якобы самого активного пособника террористов, были заторможены теми же западными "актерами".
Ведь террористов спонсируют транснациональные сети организованной преступности. Так, торговля героином в странах балканского региона приносит более 20 миллиардов долларов в год, что служит отличным подспорьем для "Аль-Каиды".
Имя члена королевской семьи Лихтенштейна, князя Михаэля фон Лихтенштейна, упоминается в связи сразу с несколькими громкими инцидентами:
— отмывание денег для организованной преступности на Балканах, в Хорватии и Иране;
— отмывание денег для коррумпированных политиков через Hypo Alpe Adria Bank;
— отмывание денег для преступных сетей Черногории и средств, полученных от продажи кокаина;
— скандал с инвестиционным фондом ImmoЕast в Восточной Европе;
— деятельность "Балтинвестбанка" в Санкт-Петербурге.
Разберем их по пунктам. Когда США ввели санкции в отношении Ирана, основной доход в иранскую казну шел с акцизов и прибыли от продажи табака. На стороне Ирана было неплохое преимущество в виде партнера — Хорватии, искушенной в контрабандной деятельности и имевшей доступ к лихтенштейнской машине по отмыванию денег.
Журналисты разоблачили деятельность хорватской табачной компании Tvornica Duhana Rovinj (TDR) — оказалось, что та занимается контрабандой сигарет по маршруту, о котором власти Хорватии ничего не знали. Свое сотрудничество с государственной табачной компанией Ирана TDR начала в 2008 году, а к 2013 году у партнеров в совместной собственности уже был завод. Что связывало бизнесменов с Михаэлем фон Лихтенштеном? То, что он входил в совет директоров Rovita, лихтенштейнского филиала TDR, запущенного в 1991 году и ликвидированного в 2008-м.
Что касается Hypo Alpe Adria Bank, то компания князя Михаэля владела контрольным пакетом акций его лихтенштейнского отделения на тот момент, когда Hypo Alpe Adria Bank Group International (HGAA) был куплен немецкой компанией BayernLB. Что стояло за этой сделкой? Желание прикрыть коррумпированных балканских политиков и их партнеров? Попытка выиграть время, чтобы очистить счета до того, как банк национализировало правительство Австрии? Сколько миллиардов долларов хранилось на счетах отделения HGAA в Лихтенштейне?
Из небольшого банка в австрийской провинции Каринтия HGAA вырос в предприятие по выкачиванию денег у налогоплательщиков и благотворительных организаций во время действия эмбарго ООН на поставки оружия в начале 1990-х. Но деятельность HGAA по незаконному обороту средств с участием преступных группировок стоила Австрии и немецким налогоплательщикам почти 12 миллиардов долларов — именно столько долгов у банка накопилось с 2008 года.
В начале марта австрийское правительство заявило, что не будет выплачивать этот долг за банк, и жители Восточной Европы, образно говоря, оказались в заложниках у коррумпированных политиков и членов ОПГ.
Теперь о связях князя Михаэля с черногорским преступным миром. У Hypo Alpe Adria Bank было отделение и в Черногории, в состав правления которого входил Петар Иванович, министр сельского хозяйства страны. Иванович водил дружбу с князем и часто приглашал его погостить. При этом, по данным черногорских СМИ, Иванович был близок и к балканскому "кокаиновому королю" Дарко Саричу, числившемуся одним из самых крупных заемщиков Prva Banka, который контролировала семья премьер-министра страны Мило Джукановича.
Черногорские журналисты утверждают, что Hypo Alpe Adria Bank служил неофициальным филиалом Prva Banka в те годы, когда Иванович находился у власти.
Описание же скандала с инвестиционным фондом ImmoЕast займет буквально пару предложений. Фонд, позиционирующий себя как крупнейшая компания по сделкам с недвижимостью в Центральной и Восточной Европе и имевший активы в Москве и Киеве, в 2008 году "внезапно" обнаружил недостачу 520 миллионов евро. Предположительно, их присвоил директор Карл Петрикович. В скандале оказались замешаны и другие компании, владельцем ряда которых был князь Михаэль.
К российскому же "Балтинвестбанку" князь Михаэль имеет самое непосредственное отношение: ему принадлежит 17 процентов акций. Три четверти собственности банка находятся в офшорной юрисдикции, что дает князю возможность без особых проблем спрятать свои деньги. А Юрий Рыдник, председатель совета директоров "Балтинвестбанка", некогда бывшего "БалтОнэксимБанком", предположительно, имеет связи с тамбовской ОПГ.
Автор The Huffington Post, экономист и бывший банкир Наташа Срдок, призывает правительство США расследователь финансовую деятельность князя фон Лихтенштейна с тем, чтобы западные корпорации перестали грабить население Восточной Европы: "Граждане и лидеры наций, признающих верховенство права, должны исправить то, что мы проигнорировали в 1989 году после падения Берлинской стены.
Америка должна стать лидером в оказании помощи странам Восточной Европы, чтобы выстроить там независимую правовую систему, вернуть гражданам средства, растраченные политиками и преступными группировками, а также конфисковать незаконно полученные средства у коррупционеров. Пока верховенство закона не станет нормой жизни, в посткоммунистической части Европе будет продолжаться разгул коррупции, расцвет транснациональной организованной преступности и финансирование терроризма".
Читайте также:
Балканы — котел, где серба не отличишь от турка
Болгария разрывается между Западом и Россией
Наташа Срдок (Natasha Srdoc)
Перевела