Греция - одна из немногих стран Евросоюза, которая выступила против евросоюзнических порядков и верховенства "священной" Германии. Афины даже открыто вступились за Россию. Но этот бал недолго длился. Об этом в интервью Pravda.Ru рассказал греческий политолог, экономист, редактор Международного журнала демократии участия Такис Фотопулос.
— Г-н Фотопулос, победа СИРИЗА в Греции — это следствие какой-то общей политической тенденции в Европе?
- На мой взгляд, сегодня существуют две основные политические тенденции — не только в Греции и Европе, но и во всем мире. Первую тенденцию можно назвать глобалистской. Эта тенденция не ставит под вопрос глобализацию, институты глобализации, как ЕС, а стремится улучшить существующие институты. Именно поэтому СИРИЗА в Греции, "Подемос" в Испании, левые в Германии, которые существуют в рамках первой тенденции, просто критикуют политику жесткой экономии, проводимую ЕС. Они никогда не поднимали вопрос выхода из ЕС или создания какого-либо другого союза.
Вторая тенденция — антиглобализационная — является продолжением исторического антиглобализационного движения конца 1990-х — начала 2000-х годов. Это движение было разрушено систематическими усилиями левых глобалистов. Поэтому сегодня нет антиглобализационного движения как антисистемного движения.
Есть всего лишь отдельные персоналии, которые критикуют глобализацию, хотят смены всей системы нового мирового порядка — неолиберальной глобализации. В капиталистической рыночной экономике она может быть только неолиберальной и никакой больше. Критиковать Меркель или кого-то еще за то, что они неолибералы, смешно, потому что они должны были быть неолиберальными — они открыли и либерализировали свои рынки. Это — суть глобализации.
— Министры финансов еврозоны предложили Греции продление программы финансовой помощи по выходу страны из кризиса на полгода. Греческая делегация это предложение решительно отвергла. Но последние переговоры в Брюсселе завершились заключением соглашения о продлении кредитной помощи Греции на четыре месяца. Что дальше?
- Дело в том, что институты ЕС, еврокомиссия и ЕЦБ совместно с МВФ снова ввели политические требования, которые СИРИЗА должна выполнять. В итоге СИРИЗА приняла это. СИРИЗА подписала программу структурных реформ, которая является копией прежнего меморандума. Более 70 процентов условий, которые есть на сегодняшний день у Греции, перешли из первого меморандума.
СИРИЗА это, конечно же, отрицает, но это так. Даже министр финансов Варуфакис согласился с тем, что 70 процентов существующих структурных реформ в программе пришли из старого меморандума. Теперь есть конфликт даже среди правящей партии.
Было большое заседание с парламентской группой и другими партийными органами и там были разногласия. Некоторые называют это даже расколом в правительстве между теми, кто выступает за выход из зоны евро, и доминирующей тенденцией, которую поддерживает Ципрас и большинство партий, которые предпочитают остаться в ЕС и еврозоне.
Они на самом деле капитулировали и должны признать, что приняли навязанные им условия. На данный момент, думаю, у Греции нет шанса выйти из зоны евро. Потому что есть серьезные экономические основания для того, чтобы такие страны, как Греция и, возможно, Испания, не могут развивать свое конкурентоспособное производство.
Еврозона состоит из стран, которые очень неравноценны между собой в условиях экономического развития, производительности, и таким образом, в условиях конкурентоспособности. Если экономический союз существует с такими неравными правами между его членами, тогда создаются автоматические механизмы, чтобы передавать экономический излишек от более слабых членов к более сильным.
У Германии — самая сильная экономика, поэтому большая часть экономического излишка переносится из периферийных стран в Германию. Мы не можем использовать одинаковую политику в борьбе с экономическими проблемами.
Германия ввела меры жесткой экономии 10 лет назад, и это дало результаты. Но если применить такую же политику в Греции, будет наблюдаться дальнейший спад. Именно поэтому последние четыре года в Греции был спад национального дохода почти на 1/3, рост уровня безработицы до 25 процентов, а безработица среди молодежи сейчас составляет более 50 процентов.
Невозможно продолжать такую политику, может произойти социальный взрыв в какой-то момент. Поэтому пытаться вести политику жесткой экономии неверно.
У СИРИЗЫ и "Подемос" в Испании нет никакого шанса изменить политику ЕС. Потому что есть сплоченный блок бывших социал-демократических и консервативных партий, которые совместно с новыми членами Восточной Европы создали очень сильный блок, который никогда не примет такого рода изменения в ЕС, как предложенные Ципрасом в Греции и Иглесиасом в Испании.
Поэтому появляются политические и экономические причины выхода из ЕС. Потому что продолжение членства в ЕС означает продолжение той же разрушительной политики.
- Министр финансов Греции Янис Варуфакис заканчивал английский Университет Эссекса, но сам себя называет "марксист-расстрига". Почему? Как экономика ЕС влияет на политику? Остался ли у стран суверенитет?
- Да, есть и такая история. На самом деле, теория и практика Варуфакиса не имеют никакого отношения к марксистской или к либертарианской теории, по крайней мере к левому либертарианству. По сути, он просто либеральный кейнсианец, он называет себя кейнсианцем, но на самом деле он псевдокейнсианец.
Чтобы воплощать кейнсианскую политику, нужно национальное государство, нужна суверенность. А главное свойство ЕС — все отказываются от всей своей национальной суверенности. Они уже не являются национальными государствами в том смысле, какими они были раньше. Они совершенно не контролируют свою экономическую политику.
Валютная политика контролируется ЕЦБ, фискальная политика также контролируется теми же элитами в центре ЕС, навязываются различные условия членам союза.
От Греции в последние годы они требовали, чтобы активное сальдо бюджета составляло 4-4,5 процентов, и Варуфакис ликовал, что он смог снизить путем переговоров это сальдо до 2 процентов. Но даже 2 процента — это очень много.
Правительство должно быть в состоянии тратить деньги, чтобы использовать государственные инвестиции для расширения производства через смену производственной структуры и соответствующей потребительской структуры. Только путем смены производственной и потребительской структуры на уровне государства можно достичь какой-то конкурентоспособности, чтобы соперничать на открытом рынке.
Но если правительство не контролирует свою экономическую политику, у него нет никакой экономической суверенности. А без нее нет и национальной суверенности. Таким образом, у периферийных стран на юге ЕС нет никакой суверенности.
Элитные страны на севере — Германия, Франция и Британия (Великобритания не является членом еврозоны, но является членом ЕС), обладают разного рода суверенностью. Я называю это транснациональной суверенностью, так как множество транснациональных корпораций расположены в этих странах. Они сегодня контролируют мировую экономику.
Транснациональные корпорации обладают не только экономической, но и политической властью. Все неолиберальные меры, которые применяет ЕС, это неолиберальные политические принципы, предложенные транснациональными корпорациями.
У нас сложилась система двойного суверенитета, транснационального суверенитета. Элиты ведущих стран имеют весьма значительный уровень транснациональной власти: экономической, политической, культурной, пропагандистской и т. д. Хотя нет никакой официальной организации, которая бы представляла их. Но контролируя различные экономические и политические институты, эти элиты контролируют мир, потому что они контролируют все формы власти.
Единственная возможность сегодня для страны обладать каким-либо видом национальной власти, суверенитета — это вырваться из нового глобализационного порядка.
Евразийский союз — это шаг именно в этом направлении. Если Евразийский союз будет развиваться как союз суверенных государств, сохраняя суверенитет стран, будет сотрудничать как политический и экономический союз, то он вполне может стать альтернативным полюсом сегодняшнего однополярного мира.
Если Евразийский союз будет развиваться и процветать, к нему могут присоединиться многие страны со всего мира. С помощью такого союза страны могли бы сохранить суверенитет, и мир может развиваться на совершенно других принципах, отказаться от навязанного сегодня мирового порядка.
— Могла бы Греция просить помощи в Банке развития БРИКС?
— Страны БРИКС — это другая история. У России очень значительная степень государственного и экономического суверенитета. Хотя Россия тоже интегрирована в новый мировой порядок через ВТО и другие институты, по сравнению с другими странами у России — самый высокий уровень суверенитета. Именно поэтому очень важно, чтобы Россия способствовала продвижению Евразийского союза.
Другие страны БРИКС намного больше интегрированы в новый мировой порядок. Китайское экономическое развитие, к примеру, основывается на транснациональных корпорациях Запада, которые пришли туда. То же самое относится и к Индии и остальным.
БРИКС может быть полезным в процессе формирования альтернативного полюса, но при условии, что они начнут разрывать эти тесные связи с новым мировым порядком и его транснациональными элитами. Если они будут пытаться вести осторожную игру как, к примеру, Индия сейчас поступает, и в некоторой степени Китай, когда они пытаются сохранить хорошие отношения с транснациональными элитами, американцами и ЕС, то это не сработает.
Должна ли Греция просить помощи в БРИКС, зависит от обстоятельств. Если БРИКС останется на нынешних основах, торговые отношения с этими странами могли бы помочь, вместо монополизации торговли в ЕС. Но Греция не в состоянии расширять эти связи, пока остается членом ЕС.
ЕС будет бойкотировать любую форму расширенных отношений со странами БРИКС. Это случилось с нефтепроводом Бургас — Александруполис. Президент Путин подписал договор с греческим правительством, с Караманлисом, но ЕС бойкотировало этот договор всеми возможными путями. Они даже заменили Караманлиса на более лояльного к новому мировому порядку Георгиоса Папандреу и отменили договор.
— Будет ли Греция поддерживать враждебную России политику ЕС?
— СИРИЗА была против санкций, ее лидер написал статьи против экономических санкций в отношении России. Но когда партия СИРИЗЫ возглавила правительство, она поменяла ориентиры. На последнем заседании министров иностранных дел ЕС в Брюсселе они одобрили санкции и попытались сократить период продления этих санкций.
Греческий министр иностранных дел добился только сокращения периода принятия решения с одного года до шести месяцев. Конечно, это означает, что он косвенно принял санкции. А когда этот же министр иностранных дел поехал в Киев, он сказал, что санкции все-таки не всегда так плохи, это зависит — какие санкции и по какой причине.
Следовательно, пока Греция будет оставаться членом ЕС и еврозоны, ей придется плясать под заказанную музыку. Руководят оркестром элиты ЕС — Германия и другие главные страны ЕС. Греции придется следовать общему политическому курсу по отношению к России, Украине, поддерживать войну, которая может начать развиваться на Ближнем Востоке и так далее. Хотя рядовые греки поддерживают Россию и хотят отмены санкций.
Читайте также:
Путин и Ципрас нанесли "страшный удар" по Западу
В Грецию скачут четыре всадника Апокалипсиса
"Греция воровала, но воровала вместе с ФРГ"
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Беседовала