В гостях у Pravda.Ru побывал президент Научного общества кавказоведов, эксперт Института мировой экономики международных отношений Александр Крылов. Главными темами интервью стали недавнее заключение договора между Россией и Южной Осетией, проблема объединения осетинского народа, отношения Москвы и Тбилиси и расшатывание Западом Большого Кавказа.
— Александр, договор "О союзничестве и интеграции" — объемный разносторонний документ. Он включает в себя общую оборону и безопасность, интеграцию таможенных служб, сотрудничество МВД, свободное передвижение граждан и распространение на жителей Южной Осетии мер социальной поддержки, которыми пользуются граждане Российской Федерации. Можно ли это считать де-факто вхождением Южной Осетии в состав Российской Федерации?
- Совершенно очевидно, что таким договором он не является. В нем абсолютно ничего не говорится о том, что Южная Осетия входит в состав Российской Федерации. Надо рассматривать этот договор в контексте общих интеграционных процессов, которые происходят в Европе и всей Евразии.
В Европейском союзе тоже многие функции государства были делегированы Брюсселю, руководящие органы ЕС практически стали общими новыми государственными органами, но и страны не утратили свою независимость.
А Южная Осетия еще недавно была частью Советского Союза, интегрирована в общее пространство. Мы не можем игнорировать, что совсем недавно там происходили драматические события, которые и определили те процессы, которые сейчас происходят и внутри Южной Осетии и в отношениях с Россией. Так что здесь — результат многих процессов, которые происходили в этом регионе.
— Почему Грузия назвала этот договор аннексией, а США и ЕС — наглым попранием международного права
- Потому что у нас разное видение того, что происходит в мире, в том числе на постсоветском пространстве. В мире есть прецедент Косово, где мы оцениваем сейчас все с противоположных позиций. Но Россия не употребляет таких терминов, не позволяет себе переходить на площадную лексику в отношении с другими государствами, а Соединенные Штаты и их союзники себе это очень часто позволяют.
В Южной Осетии была война, причем война там была два раза после того, как Советский Союз распался, инициатором была Грузия.
Два раза Грузия пыталась подавить Южную Осетию силовым путем, с реальными действиями по физическому уничтожению осетинского населения. Так что грузинское руководство и грузинское население должны, прежде всего, проанализировать собственную политику и понять, что результат, который Грузия получила в Южной Осетии и Абхазии, - это результат действий прежней грузинской власти.
Кстати, новое грузинское руководство так и оценивает действия Михаила Саакашвили и его правительства в Южной Осетии. Оно его охарактеризовала как непродуманные силовые действия, которые именно стали причиной трагических событий, которые произошли в Южной Осетии.
В Южной Осетии до попытки силового решения довольно успешно продвигалась миротворческая операция. Там были расквартированы миротворческие силы России, на которые грузинская армия совершила вооруженное нападение. Причем, находились они там по договору, под которым стояла подпись Грузии.
В практике международных отношений это случай редчайший. Я даже не припомню, чтобы государство совершало вооруженное нападение с использованием артиллерии, авиации на миротворческий контингент, который был приглашен по инициативе и согласию этой стороны.
Западные оценки — очередная попытка США диктовать свои условия России и другим странам. Их диктат касается всего. Осуществляется американская идея по созданию энергетического НАТО, чему европейцы очень долго сопротивлялись, но теперь соглашаются. Все это делается для того, чтобы Россия занимала в мире очень незаметное положение.
Но и когда Россия соглашалась на подобного рода диктат, равноправного сотрудничества с западными странами, Америкой у нас не получалось. С их стороны был только диктат и презрительное отношение. Когда Россия свою политику изменила, вместо презрения появилось раздражение, а потом и ненависть. Все это выливается вот в такого рода оценки, которые звучат постоянно.
— Можем ли мы говорить о воссоединении осетинского народа в рамках политического, экономического пространства Российской Федерации?
- Если бы договор предусматривал создание единой Осетии в рамках России и создания нового субъекта Российской Федерации, мы бы могли это констатировать. Ничего подобного в договоре нет. Хотя в Южной Осетии и в Северной Осетии очень распространены настроения о том, что осетинский народ должен быть единым. Пока что он является разделенной нацией.
Но помимо того, что такие настроения могут доминировать, есть общий мировой контекст, где Россия и Южная Осетия должны учитывать пределы возможного, что можно делать на современном этапе.
У Запада тоже популярна идея о создании единой Осетии, но они ее видят вне рамок России, а в том или ином составе Грузии или даже независимой Осетии под покровительством Запада. Так что эта идея имеет место все равно. Она может получить разное воплощение, современный мир крайне нестабилен, поэтому трудно предположить какой вариант более реален. Все возможно.
Но на современном этапе этот договор зафиксировал то положение, которое имеется на сегодняшний день — Южная Осетия, как и Абхазия, являются частично признанными государствами. Россия оказывает им помощь в социально-экономическом развитии, гарантирует им безопасность.
— Как в Южной Осетии относятся к этому договору?
- Подавляющее большинство поддерживает. Есть среди несколько политических деятелей, кто считает, что надо ориентироваться на Запад. Но таких людей очень мало, хотя они могут быть довольно шумными. Этот угол южноосетинского спектра представлял Санакоев, который был главой администрации Южной Осетии в тбилисском варианте. Его называют Лжедмитрием и в общем-то относятся к нему презрительно, как к национальному предателю. Эти силы абсолютно не определяют ситуацию. Практически весь народ понимает, что физическое выживание Южной Осетии, южных осетин связано с Россией, с теми гарантиями безопасности, которые Россия дает.
Общемировая ситуация меняется и меняется не в лучшую сторону, меняется поведение политических лидеров и их представителей. Дипломаты начинают говорить языком площади. Они усаживают нас играть в шахматы, а сами хотят пользоваться приемами бокса. Естественно, что Россия просто не может позволять таких вольностей по отношению к себе.
Поэтому нам придется искать способы и отвечать адекватно. Иначе нас просто превратят в Донецк и Луганск. Мы видим, что весь западный мир не пошелохнулся, когда в пыль стирали артиллерией, бомбами города Донбасса. Никто даже не чирикнул про это.
Где все их права человека? Получается, все эти убитые мирные люди, в том числе дети, лишены Западом всех прав, даже права людей на жизнь. Где их стенания?! Ничего никто даже не сказал. И "Боинг" забыли, потому что приписать его России оказалось невозможным.
Информационное пространство и общество на Западе крайне эффективно управляется определенными силами. У нас в России степень свободы в обществе гораздо выше, чем на "демократическом" Западе.
— Южная Осетия признала Донецкую и Луганскую народные республики. Как вы считаете, почему это было сделано?
— Потому что для Южной Осетии важно проводить международную деятельность. Дипломаты из Абхазии ездили также в непризнанную турецкую республику Северного Кипра, которая признана только Турцией. Они ездили по Латинской Америке. Так что это шаг по проявлению самостоятельной международной политики.
— Ситуация на всем Кавказе остается напряженной. Договор с Южной Осетией может сыграть какую-то роль в стабилизации обстановки или, наоборот, в связи с позицией Грузии обстановка обострится?
- После 2008 года ситуация в треугольнике Южная Осетия, Абхазия, Грузия остается неизменной. Здесь договор ничего существенно не меняет. У Грузии нет ни сил, ни возможностей начинать какие-то силовые варианты и перечеркивать тот позитивный результат, который достигнут в отношениях с Россией.
Кстати, он весьма для Грузии важен, потому что уже второй год грузинская экономика выживает благодаря тому, что сельское хозяйство получило российский рынок сбыта. И поэтому ситуация там гораздо лучше, чем была бы без этого.
Но на Большом Кавказе действительно нарастает напряженность. Кавказ всегда был крайне нестабильным и взрывоопасным регионом. Есть возможность майданного сценария в Армении. Мы видим там очень большую активность Запада. Вот Виктория Нуланд уже приезжала со своими пирожками в Ереван.
Пока цветной революции там не состоялось, но ситуация крайне нестабильна, тенденция не к стабилизации, а в обратном направлении. В зоне карабахского конфликта мы видим постоянные обострения и всплески военных действий, причем уже с применением тяжелых видов вооружения — не только в Карабахе, но и по границам Азербайджана и Армении.
Это происходит периодически с тенденцией к нарастанию. Война может начаться даже уже не по приказу, а стихийно, потому что ситуация настолько накалена, что может выйти из-под контроля.
Тем более, с юга приближается зона постоянных боевых действий, центр которой сейчас располагается в Ираке и Сирии. Она движется все дальше и дальше во все стороны. Пылающий Большой Ближний Восток уже пришел в Африку. Теперь он уже продвигается из Северной Африки в Южную Африку и в Европу. Ну, впрочем, как и вся ситуация в мире, так что здесь это вполне логично.
Читайте также:
Южная Осетия идет по пути Крыма
Запад разрушил "Грузинскую мечту"
Карабахский конфликт затих. Надолго ли?