Румыния, пользуясь хаосом на Украине и уязвимостью Молдавии, решила влезть в дела Приднестровской республики. Пешкой в этой геополитической игре станет Порошенко. К тому же Порошенко — известный "специалист" по размораживанию конфликтов. Об этом в эфире видеоканала Pravda.Ru рассказал депутат Верховного совета Приднестровья Вячеслав Товбух.
— Вячеслав Васильевич, что означает заявление о размораживании конфликта и реинтеграции?
— Руководство Румынии никогда не отличалось лояльной политикой к соседним странам и каждый удобный случай использовало для того, чтобы захватить какие-то территории, получить какие-либо другие выгоды. Я думаю, что руководство Румынии использует сегодняшнюю ситуацию на Украине с одной лишь целью — отхватить какую-то территорию от Украины или Молдовы.
Политика Порошенко — весьма последовательна, он четко выполняет поставленную задачу. Но потерпев ряд колоссальнейших неудач, он будет пытаться реализовать себя на каком-нибудь другом направлении.
Приднестровье готово к такой позиции с тех пор, как страна-гарант Украина превратилась для Приднестровья в страну-агрессора. Мы готовы к любым поворотам судьбы. Надежда у нас остается только на собственные силы и на позицию Российской Федерации, как единственного состоятельного гаранта, как страну-миротворца, как страну, которая сохраняет мир в Приднестровской Молдавской Республике на протяжении уже почти 25 лет.
— Вы предполагаете, что Украина хочет выйти из формата "5+2" и вместе с Румынией решить вопрос Приднестровья, возможно, военным путем?
— Я не думаю, что Румыния предполагает мирные переговоры с Приднестровской Молдавской Республикой. Ту же позицию сегодня демонстрирует и украинская власть. Я думаю, что для них сегодня максимально выгодная позиция, которая спровоцирует какой-либо конфликт с участием Российской Федерации.
— Что такое, по их мнению, реинтеграция?
— Политика реинтеграции в Молдове — это любым путем добиться возврата Приднестровской Молдавской Республики в состав Республики Молдова.
— То есть ни о каком процессе федерализации страны, переговорном процессе даже речи не идет?
— Конечно. Сегодняшнее руководство Молдовы не рассматривает никаких форм федерации, конфедерации, они рассматривают Молдову как унитарное государство и никак по-другому. Способы сегодня для них, на мой взгляд, не имеют значения.
Румыния уже достаточно давно заявила себя как основной сателлит Соединенных Штатов Америки, Украина стремится ровно к тому же. Поэтому задачи определяет Вашингтон, а сателлиты, как водится, стараются дисциплинировано выполнить поставленные задачи.
— А есть ли у Порошенко возможность отвлечь войска с Донбасса и перебросить к вам? Румынская армия, возможно, под молдавскими флагами, может попытаться захватить Приднестровье?
— Я думаю, что у Порошенко нет сил, чтобы навести порядок на Украине. Те военные действия, которые ведет украинская армия на Донецком и на Луганском направлениях показывают, что армия у Украины не готова к войне. Но, опять-таки, мы не можем недооценивать ту ситуацию, которая сложилась, и я вполне допускаю, что как в 1992 году в Приднестровье под видом молдавских волонтеров воевали румынские наемники, румынские осужденные, которые были досрочно освобождены при условии участия в войне Приднестровье.
Я вполне допускаю ситуацию, когда под видом молдавских военных либо украинских военных будут воевать наемники со всего мира. Но опять-таки, мы готовы и к такому повороту событий. Естественно, мы не можем быть единственным лицом, воюющим в третьей мировой войне, но какое-то сопротивление можем мы оказать на должном уровне.
Скажу больше, если бы Приднестровье не было подготовлено в части военной, то Молдова не преминула бы и раньше вооруженным путем свергнуть власть, захватить приднестровскую землю и переподчинить независимую Приднестровскую Молдавскую Республику полностью под свою юрисдикцию.
К сожалению, нам остается надеяться только лишь на собственные силы, на собственную армию, на собственные правоохранительные органы, ну и миротворческую миссию, которую очень успешно реализует на приднестровской земле Российская Федерации.
— Какие у вас вооруженные силы? Могут ли они предотвратить возможную агрессию?
— Конечно, я не располагаю полной информацией, но думаю, что более 10 тысяч военных у нас есть. Но есть другие моменты, которые надо учитывать. Мы находимся 25 лет, что называется, на острие. У нас — достаточно политизированное население, на высоком уровне патриотизм, не книжный, а реальный, домашний патриотизм.
Наши дети любят родину, наши молодые люди не представляют себя нигде, кроме как в Приднестровской Молдавской Республике совместно с Россией. Конечно, не хотелось бы обострения, но в случае чего, у нас под ружье встанет не один десяток тысяч человек.
— Вообще договоренность Порошенко-Йоханнис смахивает на пакт Молотова-Риббентропа, когда за спиной третьих стран две стороны договариваются поделить их территорию. В Румынии уже в открытую говорят, что Порошенко отдаст Румынии Бессарабию и часть Буковины, а сам присоединит Приднестровье. Вас даже не хотят слушать. А Молдова — уже не самостоятельное государство?
— Позицию Кишинева по данным заявлениям никто из их руководства не объявил. Обсуждается эта ситуация, к сожалению, лишь на уровне политологов. Правительство Молдовы никак себя не позиционирует. Но учитывая расклад политических сил, который сложился в Молдове после очередных парламентских выборов, я думаю, позиция руководства Молдовы не будет серьезно отличаться от позиции предыдущего. Хочется надеяться на лучшее.
Сегодняшнее молчание и холод в отношениях, возможно, объясняется тем, что руководство Молдовы пока что определяет свой новый, либо старый новый курс.
Порошенко уже развалил свою страну. А Румыния просто-напросто будет использовать эту ситуацию, чтобы усилить свои имперские позиции, и вслед за островом Змеиный, который когда-то Румыния отсекла от Украины, будет стараться добиться новых территориальных приобретений. Возможно, расширится присутствие румынской экономики на Украине. Учитывая слабость и абсолютную бездушность сегодняшнего руководства Украины, Румыния не преминет использовать шанс в своих интересах.
— В случае начала какого-то вооруженного конфликта, как будет себя вести Российская Федерация, с вашей точки зрения?
— Сложно предсказывать будущее, но думаю, исходя из договоренностей, в первую очередь 1992 года "О прекращении огня".
Мы помним, что под командованием генерала Александра Ивановича Лебедя, здесь был прекращен огонь, и были заключены определенные договоры. Согласно этим договорам Россия и Украина являлись странами-гарантами мира на Приднестровской земле.
Был введен миротворческий контингент, туда вошли миротворческие войска России, Украины, Молдовы и Приднестровья. Российские миротворцы и сегодня находятся на территории Приднестровья и обеспечивают мир на абсолютно законных с юридической точки зрения основаниях.
— Западные СМИ пишут, что у вас просто катастрофическая экономическая ситуация, и в связи с тем, что Россия больше не может серьезно помогать. Как на самом деле обстоят дела?
— Экономическая ситуация у нас действительно сложная. Бизнесу сейчас очень трудно. Наша экономика ориентирована на импортно-экспортную составляющую. Когда с одной стороны территориально находится Молдова, а с другой стороны Украина, то понятно, что ввоз-вывоз продукции, очень сильно ограничен. Конечно, это не может не влиять на экономику и бюджет. Но опять же, благодаря помощи Российской Федерации и различных международных организаций, гуманитарных миссий и фондов, нам удается пока существовать достаточно нормально.
— Против вас действительно развернута настоящая информационная война?
— Да, это так. Но я иногда с интересом слушаю "великих" американских экспертов. Они путают Африку и Украину. Заявление по Молдове и Приднестровью сродни таким же великим американским географическим открытиям.
— Как действует ваша финансовая система. У вас какая денежная единица?
— У нас самостоятельная денежная единица — приднестровский рубль. Курс по отношению к доллару США составляет 11 рублей 15 копеек, он сохраняется стабильным на протяжении уже многих лет. У нас — своя банковская система. Также существуют все остальные атрибуты суверенного государства.
— Недавно вы возобновили переговоры с Молдавией после 6-ти месяцев застоя. О чем там идет речь?
— Президент Приднестровья Евгений Шевчук встречался с премьер-министром Молдовы Кириллом Габуричем. Обсуждались вопросы в основном экономического характера. Политическую составляющую обсуждали очень поверхностно, наверное, еще не были к этому готовы.
Позиция Приднестровья никогда не менялась. Она состоит в том, что Приднестровская Молдавская Республика — это суверенное государство, которое имеет огромное желание жить в добрососедстве с Молдовой и с Украиной, но как независимое государство.
Переговорный процесс с позиций Приднестровья строится на концептуальных вещах: Приднестровье и Молдова — два независимых государства, которые выстраивают переговорный процесс и договариваются, как нам жить рядом.
Позиция Молдовы однозначна: Приднестровье — это часть Молдовы, никаких независимых государств, никаких автономий, никаких федераций, никаких конфедераций даже не обсуждается. В таких абсолютно противоположных условиях крайне тяжело вести переговоры по политической составляющей.
Мы понимаем, что американцы не отступят от Европы, не отступят от Украины и Молдовы, будут всячески пытаться вмешиваться во внутреннюю и внешнюю политику этих стран.
Первично нужно рассматривать позицию Америки. Но обязательно надо искать какие-то варианты хотя бы для сиюминутных договоренностей, потому что люди-то живут сейчас, сегодня, каждый день. И если мы даже на какие-то краткосрочные периоды сможем облегчить жизнь наших народов, это уже неплохо. Обычные граждане понимают политику своим кошельком и желудком, им нужны одетые дети и мирная жизнь.
Поэтому, надеюсь, пока большие политики в Америке и в Европе заняты какими-то глобальными процессами, нам здесь, хотя бы на нашем уровне, получится договариваться и выстраивать жизнь наших народов на благополучном уровне, хотя бы не ухудшать положение.
Определенная степень признания Приднестровской Молдавской Республики уже есть. Но влиять на глобальные процессы мы элементарно не можем. Требовать от России большего мы тоже не имеем права. Время идет и расставит все на свои места. Главное, чтобы не было войны.
И мне кажется, сегодня все больше людей, в той же Украине, в той же Европе, понимают, к чему могут привести происходящие сегодня события. Вряд ли европейцы хотят третью мировую войну на своей территории. Вот американцам удобно спровоцировать войну с Россией в Европе, они будут добиваться своей цели. Поэтому нужно приобретать как можно больше сторонников мира и постараться не допустить войну.
Беседовала Любовь Люлько
Читайте также:
Румыны не хотят умирать за Приднестровье
Пакт Йоханнеса-Порошенко поделил Молдавию
Молдавия: Цена места в НАТО — Гагаузия