В прямом эфире видеоканала Pravda.Ru побывал директор Института стран СНГ, член Общественной палаты России Константин Затулин. В беседе с главным редактором Pravda.Ru Инной Новиковой эксперт рассказал о планах Соединенных Штатов по Украине, спасении Вашингтоном режима Порошенко и поставках летального оружия в зону украинского военного конфликта.
— Константин Федорович, почему минские договоренности так плохо выполняются? Украина только недавно начала отвод тяжелых вооружений.
- На встрече министров иностранных дел стран "Нормандской четверки" как раз обсуждались вопросы, связанные с реализацией минских договоренностей. Наконец-то начался отвод тяжелых вооружений.
До этого Украина его искусственно задерживала, утверждая, что до тех пор, пока происходят нарушения режима прекращения огня, они не могут отводить вооружения. На самом деле, это была такая уловка, как многие военные эксперты считают, направленная на то, чтобы как можно быстрее восстановить линию обороны, утраченную украинскими войсками в результате провала под Дебальцево.
Само Дебальцево стало поводом для тех, кто в Минске не находился, прежде всего, для Cоединенных Штатов, бросить тень на эти минские договоренности и всячески разыгрывать вокруг этого истерику, в которую включились даже некоторые внешне невозмутимые персонажи американской политической элиты, такие как госсекретарь Керри…
— Очень невозмутимый?
— Ну, на мой взгляд. По крайней мере, существенно менее возмутимый, чем сенатор Маккейн. Керри заговорил несвойственным ему языком. Я думаю, что за этим стоит вполне очевидный холодный расчет, связанный с тем, что Америка, которая не стала участвовать в подписании минских договоренностей…
— А ее приглашали?
- Ее могли бы пригласить, если бы она сделала хоть малейший жест в пользу того, чтобы принять участие. Но Америка сочла благоразумнее воздержаться, оставить за собой свободу рук и возможность относиться к этим соглашениям в зависимости от того, соответствуют ли они текущим целям американской политики или нет.
Судя по всему, они не полностью соответствуют американским целям, потому что все время продолжается возня вокруг поставок американского оружия и всякого рода законопроектов в США, которые призваны эти поставки узаконить.
Мы знаем, что поставки уже осуществлялись, президент Российской Федерации Владимир Путин об этом сказал, и сейчас мы находим все больше подтверждений этому. Да и сами американцы не скрывают, что они уже поставляли оружие на Украину, но теперь речь идет о гораздо более масштабных поставках. Для того чтобы их осуществить, нужен соответствующий повод. Усиленно ищется повод.
Таким поводом пытаются представить Дебальцево, хотя на самом деле, как мы знаем, Дебальцево было все время в центре внимания в ходе минских 16-часовых переговоров. Половину этого срока по инициативе Путина участники говорили как раз о необходимости решить проблему Дебальцево, временами хором убеждая президента Украины, что проблема существует, а он делал вид, как будто бы ее нет, и нет никакого котла под Дебальцево, и ничего там такого нет. Все, что произошло после Минска, подтвердило, что проблема Дебальцево существует. Теперь она решена ценой многих жертв как с одной, так и с другой сторон.
В целом поражение украинской армии, уже вторичное после конца лета прошлого года, и было одним из поводов для Германии и Франции подтолкнуть Киев к встрече в Минске, их желание в этом поучаствовать, эту встречу инициировать. В немалой степени связано это с общим стремлением Запада сохранить режим в Киеве, сохранить Порошенко, дать ему возможность каким-то образом справиться с ситуацией. Украинской армии нужно было перемирие, нужна была передышка. Они ее получили.
Но после потери Дебальцево они разыгрывают по этому поводу разные сцены и сильно интригуют ради того, чтобы американцы передали им оружие, чтобы вообще Запад активнее вмешался в ситуацию. Порошенко опять на 180 градусов изменил свою позицию. До этого он говорил, что никаких миротворцев не нужно, теперь он высказался за то, чтобы миротворцы ООН и Европейского союза там появились.
Причем украинский политик не был бы украинским политиком, если бы он заранее не завел свое собственное предложение, к которому можно по-разному относиться, в тупик, потому что заявил, что миротворцы должны располагаться не только по линии соприкосновения украинских войск и ополчения ДНР, ЛНР, но и вдоль того участка русско-украинской границы, который фактически является глубоким тылом Новороссии, и через который, естественно, поступают в Новороссию гуманитарные конвои, осуществляется поток беженцев и так далее, и так далее.
— Какие цели преследуют США в этом конфликте?
- Давайте разберемся, посмотрим на это с их стороны. Прежде всего, надо понять, какие плюсы и минусы видит Америка в ситуации на Украине. Заметьте, что американцы на всех этапах украинского кризиса, еще до переворота, подталкивали к тому, чтобы он обострялся. Ну про печенье все помнят. Известна ведь утечка разговора госпожи Нуланд с послом Пайеттом, они нелицеприятно высказывались об импотенции Европейского союза, который не в состоянии добиться общих западных целей.
Они с самого начала состояли в том, чтобы не допустить никакого сближения между Украиной и Россией, и тем более участия Украины в Евразийском союзе и в любом другом интеграционном проекте, где была бы Россия.
Вместо этого было выдвинуто альтернативное Восточное партнерство, которое призвано было оттащить Украину от России и других стран СНГ и зацементировать вообще эту ситуацию. Но поскольку Янукович, полтора года шествовавший в направлении Восточного партнерства, в последний момент развернулся в обратную сторону, начался Майдан. Но Майдан начал выдыхаться.
Американцам же было важно, чтобы он не выдыхался, а привел к результату, и американцы добились своего. Они не стали посылать своих посредников, как Польша, Франция и Германия в разгар кризиса для того, чтобы попытаться примирить протестующих. Франция, Германия, Польша подписали эти договоренности и дали гарантии Януковичу, в результате — себя дискредитировали.
И сегодня при любом объективном анализе становится ясно, что они в общем-то выполнили роль Понтия Пилата, не самую завидную в этой истории, потому что все их гарантии оказались блефом. Сторона, которую они всячески защищали и продвигали, растоптала эти договоренности, когда не успели еще чернила высохнуть на этом соглашении. Кто их подтолкнул? Прежде всего, конечно, подтолкнула поддержка Соединенных Штатов. Конечно, лидеры "Правого сектора" и прочих организаций были рады свергнуть Януковича и кого бы то ни было, но делать это или не делать зависело от того, дадут им отмашку или не дадут.
Дадут ли денег, помощи, внимания средств массовой информации и так далее, и так далее. Все это было дано, и прежде всего, американцами. Вот таким образом получается, что Америка сделала важную заявку на то, чтобы обострить это кризис и решить его однозначным образом в пользу Запада. Когда дальше начались события, сначала в Крыму, потом в других восточных регионах Украины, именно Америка стояла за теми политиками Украины, которые предпринимали необратимые шаги, связанные с нагнетанием ненависти, развертыванием этой антитеррористической операции.
Именно она направляла Турчинова, Яценюка и других главных действующих лиц, которые связаны с США самым тесным образом. Вообще сейчас все украинские политики рады-радешеньки дружить с Америкой.
В нынешней ситуации Соединенные Штаты, безусловно, не хотят продолжения войны, которая приведет к падению режима Порошенко. Это мне очевидно. Мне иногда говорят, что американцы хотят, чтобы во что бы то ни стало конфликт разрастался, развивался и обострялся. Мне кажется, это нерациональная точка зрения.
Рациональная точка зрения (а американцы — рациональные люди) состоит в том, что они хотят победы. Они не хотят сейчас разрастания конфликта, потому что это приведет к свержению Порошенко…
— А какой победы? Как в Ираке они хотят?
— Да, конечно, они хотят победы, они хотят победы на Украине, также они хотят победы в Ираке, они хотят победы в Сирии, они хотят победы в Ливии. А во что эта победа превращается — это уже второй вопрос.
— Хотели, как лучше, а получилось, как всегда…
- Совершенно верно. Они хотят победы, и считают, что если препятствием на пути победы является недостаток оружия, то надо дать это оружие. Конечно, есть красная черта, что нельзя начинать ядерную войну. Я думаю, что эту черту и Маккейн сейчас не переходит. Но что касается всякого рода вовлечения в это, в целом американцы за то, чтобы Украина продолжала обострять отношения с Россией, продолжала бороться с российским влиянием на Украине, продолжала бороться со своими гражданами, которые подвержены этому влиянию.
Франция и Германия, мне кажется, не возражали бы против того, чтобы Украина стала федеративным государством, чтобы Донецк и Луганск вернулись в состав такой Украины на основе автономии и самоуправления, то американцам такой вариант не кажется нужным. Он кажется им опасным. Они боятся, что этот вирус — Новороссия — заразит другие восточные области Украины, которые и так еле сдерживаются.
Большинству американцев до Украины вообще нет дела. Она им неизвестна вообще, находится где-то там — в зазеркалье. Но задает тон решений военно-политический истеблишмент. Они смотрят на мир в духе Бжезинского, как на большую шахматную доску, на которой королем и королевой в одном лице должны быть Соединенные Штаты.
Россия перешла, как они считают, через запретную красную линию — взяла и решила, как она посчитала нужным. Теперь мы читаем постоянно один и тот же рефрен американских высказываний: Россия будет наказана, она должна понять, что заплатит высокую цену.
Причем в этом нет разницы между Маккейном, Обамой, Керри и всеми остальными. Кто-то может считать, что для этого можно поставить летальные вооружения, кто-то может считать, что для этого есть другие пути, но то, что должна быть наказана — вне всякого сомнения. Потому что это бросает вызов Соединенным Штатам, а они все решают и никому не позволит без них что-то решать.
Они не обращают внимания на свои двойные стандарты — это общая черта англосаксов. Они двойные стандарты считают вполне естественными.
Сегодня мир заполнен разговорами о том, что это величайшая угроза миру, Европе со времен Второй мировой войны. Я спрашиваю все время: а Югославия чем была? Война против Югославии не была величайшей угрозой? И эта угроза, кстати, не переросла в глобальную войну только потому, что в тот момент, во времена Ельцина, Черномырдина и компании мы оказались слабы в поджилках и не оказали поддержки Югославии во вполне справедливой борьбе за свою территориальную целостность.
— И при этом они говорят по поводу Крыма, что впервые после Второй мировой войны пересматриваются границы государств. Такая короткая память…
- Это в духе заявлений, что Россия опасно приблизилась к границам НАТО… Потому что люди живут в мире двойных стандартов.
— Порошенко в этом их уже превзошел.
— Порошенко вырос где-то на границе Одессы и Приднестровья в семье цеховика Вальцмана, взял фамилию мамы и с этого момента стал этническим украинцем стопроцентным. Папа его отсидел в советские времена за цеховую деятельность, а уже при Ющенко добрый сын выхлопотал для отца звание героя Украины за его якобы огромный вклад в становление украинской экономики.
Ну, это вообще очень характерно для Украины. Петр Алексеевич играет роль правоверного воцерковленного православного. Он является одним из прихожан украинской православной Церкви Московского патриархата. В ней есть разные тенденции. Там есть группа, которая устойчиво тянет ее к расколу, но при этом боится сделать это публично и повторить судьбу Филарета, который оказался отрезан от всяких церковных контактов в результате того, что он создал свою отдельную Церковь Киевского патриархата. Но ни одна из православных церквей мира не признает Киевского патриархата.
Порошенко всегда эту тенденцию раскола поддерживает. Он фактически превратил Винницкое архиепископство в свою вотчину. Он перевел многие свои интересы туда. Винница — гораздо более украинская с точки зрения украинской мифологии, чем Одесса какая-нибудь. Он всячески пытается избавиться от своего инородства, от того, что он принадлежит, вообще-то говоря, по отцу к совершено другой конфессии.
Петр Алексеевич всегда держал нос по ветру. Был близок к Ющенко, но и при Януковиче успел послужить министром экономики в правительстве Азарова. А потом перепрыгнул в кресло депутата, как бы заранее себе освободил руки.
Назревали события, и Петр Порошенко это понял, ему не надо было оставаться в правительстве, чтобы оказаться под одну гребенку зачищенным. Он стал строить свою линию. Став депутатом, он начал рассказывать, что он лично сделал все для того, чтобы Украина отвергла все предложения о едином экономическом пространстве с Россией. Важно подчеркнуть, что есть такой замечательный посол Российской Федерации на Украине — Михаил Зурабов, чья лояльность Порошенко гораздо выше, чем его лояльность перед страной, которая его послала сюда.
Это ему мы должны быть благодарны, что в первых минских соглашениях, им подписанных, ДНР и ЛНР вообще не были упомянуты. Везде и всюду, где только возможно господин Зурабов пиарит Порошенко, в том числе перед российскими властями. Сообщает, что Порошенко на самом деле в душе совсем по-другому себя чувствует, что у него — пророссийское настроение.
- Почему федеративная страна — Соединенные Штаты Америки — всячески противится любым попыткам федерализации Украины?
— Федерализация не вписывается в планы Соединенных Штатов, потому что федерализация — это нейтральная Украина. Украина — не заточенная острием против России, а Украина, в которое есть те, кто против, есть кто за. Они бы уравновесили друг друга, и страна была бы нейтральной.
Беседовала Инна Новикова
Читайте также:
НАТО начал у границ РФ операцию "Cтальной кулак"
США воюют постоянно, без сна и отдыха