Перед всеобщими парламентскими выборами, которые назначены на 7 мая, в Великобритании царит политический хаос. Впервые за много лет ни консерваторам ни лейбористам не удастся сформировать устойчивое большинство в нижней палате парламента. Им помешают объединенные националисты и сепаратисты из Шотландии, а также "зеленые". Двухпартийная система псевдодемократии, как и сама британская империя, трещит по швам.
После успеха коалиции СИРИЗА в Греции, в этом году устойчивая двухпартийная система, якобы состоящая из оппозиционных друг другу партий, будет впервые со времен Франко нарушена в Испании и в Великобритании. В мае прошлого года Дэвид Кэмерон, напуганный успехом Партии независимости Соединенного Королевства (UKIP) на местных и европейских выборах, пообещал ее лидеру Найджелу Фараджу в случае своего переизбрания на пост премьера ускорить проведение референдума о выходе страны из Евросоюза и принять жесткие меры по ограничению иммиграции.
Успех британских националистов вызван тем, что люди недовольны депрессивным состоянием многих регионов (несмотря на рост экономики) и невыполнением предвыборных обещаний тори и лейбористами, а также коррупцией в их рядах. Так, два дня назад британские парламентарии — Малкольм Рифкинд (второй в списке тори) и Джек Стро (председательствовал в палате общин, был в разные годы министром внутренних дел, юстиции и иностранных дел) — были пойманы на готовности послужить за очень немалые деньги интересам одной из китайских компаний.
Согласно опросу Hansard Society, только 30 процентов избирателей в этом году будут придерживаться партийных симпатий. 67 процентов британцев сказали, что политики "не понимают повседневную жизнь таких людей, как мы".
На этом фоне симпатии избирателей к неангажированным и говорящим правду националистам и евроскептикам непрерывно растет. Они видят, как страна разрушается демографически, этнически и культурно, и намерены с этим бороться. Согласно данным последнего опроса Survation для Daily Mirror, консерваторы имеют поддержку 34 процентов британских избирателей, лейбористы — 28, UKIP — 19, "зеленые" — 10, либерал-демократы — 4 процента.
Опрос YouGov дает тори 35 процентов поддержки, лейбористам — 33, либерал-демократам — 6, UKIP — 14, "зеленым" — 7 процентов.
Президент YouGov Питер Келлнер прокомментировал Bloomberg, что консерваторам достанется 293 мест в нижней палате, а лейбористам — 270. Для формирования большинства надо 326 мандатов (всего 650 мест). Нынешние партнеры по коалиции Кэмерона — либерал-демократы, потеряют, согласно прогнозам эксперта, почти половину своих мест, и тори необходимы новые союзники.
Такие же проблемы у лейбористов. И вот здесь возникают трудности. Возможен союз консерваторов с UKIP, а лейбористов — c SNP, которой Келлнер предсказывает рекордные 30 мандатов. Если лидер лейбористов Милибэнд достигнет договоренности с SNP и либерал-демократами, то он будет иметь большинство, сказал Келлнер. Но это маловероятно, поскольку шотландские сепаратисты требуют от Милибэнда вывода базы атомных подводных лодок из Глазго.
А Кэмерон мог бы пойти на сделку с либерал-демократами, юнионистами из Северной Ирландии и UKIP, которой эксперт предсказывает всего лишь пять мандатов. Но и первые и вторые тоже сказали, что не хотят быть в коалиции. "Мы не будем входить в коалиции. И неважно, насколько привлекательны могут быть персональные портфели для министров. Мы будем работать только с теми, кто готов провести референдум о выходе из ЕС", — сказал Фарадж.
Заметим, однако, что прогноз Келлнера в отношении UKIP явно кем-то ангажирован. Вспомним, что YouGov включил партию в список возможных победителей на выборах в европарламент только за два дня до голосования. Тем не менее, в мае прошлого года UKIP выиграла их, получив 29 процентов голосов граждан страны (23,93 - лейбористы; 23,89 — консерваторы).
Поэтому если британские патриоты выиграют от 10 до 25 мест, то это будет нормальный результат. Надо также понимать, что медийные западные издания сделают все для ее дискредитации (судя по заявлениям Келлнера, уже делают). Еще бы, ведь эта партия, "которую поддерживает Путин", как написала Financial Times.
Недооценивается и фактор борьбы с сепаратисткой шотландской SNP. "7 мая, даст Бог, мы увидим, как миллионы придут голосовать за UKIP. Приходите голосовать за Великобританию — мы должны дать 50 депутатов в парламент, чтобы противостоять угрозе SNP", — написал читатель citizenkain в комментарии к статье в The Telegraph.
Таким образом, внятная коалиция ни со стороны тори, ни со стороны лейбористов не просматривается, поэтому впервые в королевстве назревает кризис из-за невозможности сформировать правительство или это будет правительство меньшинства. Такой кризис был в истории страны только один раз, в 1974 году, и закончился он перевыборами через 8 месяцев.
"Решать судьбу будущего правительства скорее всегда будет какая-то из малых партий, - сказал Pravda.Ru Андрей Куликов, директор исследовательской группы "Страноведение". - Социал-демократы, которые находятся сейчас в составе коалиционного правительства, существенно сдали. С другой стороны, UKIP, "зеленые" и Шотландская национальная партия фактически рассматриваются как потенциальные партии, которые, собственно, и будут короновать будущего победителя, от их голосов наиболее вероятно и будет зависеть, как и в каких пропорциях сформируется следующее правительство Великобритании".
Ясно одно, пишет Bloomberg, правительство в любом случае будет нестабильным, и это может препятствовать способности Великобритании принимать решения, являясь шестой по величине экономикой в мире, долгосрочным союзником США, постоянным членом Совета Безопасности ООН, ядерной державой и ключевым сторонником жестких санкций против России.
Газета добавляет, что инвесторы уже обеспокоены волатильностью фунта, вызванного политической неопределенностью. Стив Барроу, глава валютной стратегии по странам большой десятки из Standard Ban в Лондоне, рекомендует хеджирование инвестиций в фунтах стерлингах. "Рынок готовится к плохому или к очень плохому, но не катастрофическому", - сказал Барроу.
Великобритания — это государство, которое образовалось как империя на основе протестантизма и борьбы против общих врагов. В связи со стремлением народов к деглобализации, желанием жить своим пусть небольшим и не очень богатым, но стабильным миром, назрело перераспределение власти между входящими в королевство четыремя нациями. Поэтому, как сказал Фарадж, "массовое" завоевание парламента он ожидает в 2020 году — на следующих выборах.
Читайте также:
Эксперт: Судьба Великобритании - в руках малых партий
Шотландия - демократия за кривым стеклом