Рига научит Минск, как дружить с Киевом

Государственный секретарь МИДа Латвии Андрейс Пилдегович недавно был с визитом в Минске. Визит связан с тем, что Латвия с 1 января 2015 года председательствует в ЕС. "Обсуждалось состояние отношений между Белоруссией и ЕС, в том числе в контексте подготовки саммита "Восточного партнерства", — сообщил на брифинге пресс-секретарь МИД Белоруссии Дмитрий Мирончик. Зачем Белоруссии втягиваться в проект, который привел Украину к краху?

"Восточное партнерство" погрязло в проблемах

"Белоруссия могла бы дать импульс в "Восточном партнерстве", если бы превратилась в его центр", — сказал Pravda. Ru Кирилл Коктыш, кандидат политических наук, доцент кафедры политической теории МГИМО (У) МИД России. Однако, по мнению эксперта, в современном виде проект имеет два больших недостатка. Во-первых, прежняя структура "Восточного партнерства" себя безнадежно скомпрометировала украинскими событиями, поэтому сомнительно, что Европа будет вкладывать в него большие средства.

Вторая проблема проекта "Восточное партнерство" заключается в том, что выполнять функцию коммуникаций России с Европой он был призван исключительно с точки зрения Европы. То есть Россия в этот союз не была приглашена, и российский диалог с Западом велся за пределами этого формата. И велся безуспешно, потому что Запад говорил о ценностях, а Россия говорила об интересах. Запад объяснял, что его ценности не позволяют ему учитывать российские интересы. А Россия такой подход опровергала, сказал Кирилл Коктыш.

Попытки оживить "Восточное партнерство" через Беларусь в прежнем формате означает, что это будет по-прежнему диктовка европейских условий России, делает вывод эксперт. "Я не думаю, что "Восточное партнерство" сможет пережить сегодняшний европейский кризис. Я понимаю желание Латвии этот проект оживить — по той простой причине, что без этих проектов и с учетом снизившихся российских инвестиций Латвия превращается в такую очень проблематичную провинцию Европы. Но при этом я не вижу, собственно, европейских игроков, которые на этот проект серьезно ставили", - сказал Кирилл Коктыш.

Что же касается отношения Европы лично к президенту Лукашенко, то, по мнению эксперта, оно не изменилось. "Европа всегда пыталась давить на Лукашенко и пытается надавить сейчас. И воспринимает его, как и любого постсоветского руководителя, как объект для переделывания, который должен поверить в европейское ценности. После того, как перевоспитание достигнет своей цели, то его традиционная политика балансирования будет применена для давления на Россию", — заметил Кирилл Коктыш.

Читайте также:

Минск и Брюссель: кто кого похоронит?

Запад вкладывает в перевороты: Украина позади, теперь Белоруссия, после - Россия?

Лукашенко переиграет Запад 

Однако эксперт полагает, что до сих пор Лукашенко умудрялся переигрывать Запад, его политическая интуиция оказывалась вполне достаточной для того, чтобы европейские политики, "были переиграны вчистую". "Он до сих пор демонстрирует класс игры явно более высокий, чтобы Европа могла его использовать в качестве объекта для своих манипуляций".

Президент Белоруссии понимает, что Евросоюз готов будет простить ему, Лукашенко, все, что угодно, для того чтобы получить его на свою сторону. Эта ситуация, естественно, будет использована Лукашенко. При этом эксперт не уверен, что ее сможет использовать Запад.

Затем, по мнению политолога, президент Белоруссии попытается конвертировать свои козыри в Москве. Дело в том, полагает Кирилл Коктыш, что Белоруссия в экспорте и в производстве очень сильно завязана на российский рынок. На европейском рынке продукция Белоруссии не нужна.

С другой стороны, предметом белорусского экспорта в страны Евросоюза являются продукты нефтепереработки, которые делаются из российской нефти. "Отсюда должно быть понятно, что Запад может быть использован для флирта, а роман и устойчивые отношения Белоруссия строит с Россией", — заметил политолог.

В этом году в Белоруссии президентские выборы. Кирилл Коктыш считает, что Лукашенко их выиграет. "Белорусы всегда демонстрируют достаточно прагматичное отношение к политическим аспектам жизни страны, к таким абстрактным понятиям, как демократия, свобода слова. Они требуют конкретных экономических результатов. Да и с Украиной, где идет война, белорусы сравнивают. Поэтому пока Лукашенко обеспечивает приемлемое функционирование отечественной экономики, он будет всех устраивать".

Белоруссию беспокоит проблема обесценивания российского рубля, так как обесценивается экспорт в Россию, а в результате падения цен на нефть обесценивается и белорусский экспорт в Европу. Естественно, что этот вред президенту нужно каким-то образом компенсировать. Вот тут и дилемма, что может предложить ЕС и что Россия.

По мнению эксперта, у России есть ресурс для решения этого вопроса. Санкции и падение рубля освободили на российском рынке нишу порядка 100 миллиардов долларов. Эти 100 миллиардов долларов — это та ниша, тот рынок, который освобождается для товаров импортозамещения. Но не только отечественными товарами. Белоруссия вполне может в этом поучаствовать, сказал Кирилл Коктыш.

Читайте также:

Сергей Мусиенко: Белоруссия хочет от Евросоюза здравого смысла

Эксперт: Война США и России начнется из-за Прибалтики, Белоруссии или Арктики

Белоруссия могла бы стать центром "Восточного партнерства"

Лукашенко сохранил национальное производство и систему подготовки специалистов. И если Россия предложит Белоруссии внятную программу импортозамещения с понятным финансированием (не под 17,5 процентов), то станет главным бенефициаром этого процесса и самым активным его участником. При этом понятно, что Евросоюз ничего подобного предложить не может, сказал эксперт.

Мало того, ситуация с Украиной показывает, что Евросоюз Украину готов брать по частям, в качестве запасных частей, но не в качестве целостного экономического субъекта.

Возвращаясь к проблематике "Восточного партнерства", Кирилл Коктыш заметил, что "за последние месяца 3-4 был упущен уникальный момент, когда Беларусь могла стать на основе минского процесса новым центром объединения Восточной Европы, в котором участвовала бы еще и Россия".

"Можно было бы вовлечь в этот процесс ряд восточноевропейских стран, по той причине, что конструкция, которая обеспечивает восточноевропейскую коммуникацию, как с большой Европой, так и с большой Россией — она нужна", -уверен Кирилл Коктыш.

И в этом плане Россия могла бы на основе Белоруссии создать свое "Восточное партнерство" и свой коммуникационный контур. "Однако сегодня уже часы показывают не то время. Хотя вчера это было возможно и могло бы получиться очень интересно", — сказал эксперт Pravda.Ru.

Читайте также:

Что России ждать от Лукашенко и Назарбаева

Какие режимы хочет уничтожить Вашингтон