Неолиберализм американского толка наделал уже много бед: это и мировой кризис, и войны с цветными революциями, и неприкаянность постсоциалистических стран. Но самое страшное даже не в этом, а в том, что все это США поддерживают при помощи "невидимого кулака". Об этом специально для Pravda.Ru рассказывает болгарский политолог Петко Ганчев.
Известно, что принципы и ценности свободы и справедливости всегда были в человеческой истории основными и задающими смысл жизни. К сожалению, в системе морали и в политической философии они никогда не рассматривались как диалектические и взаимообусловленные, а как самоценные категории, даже как противостоящие. Этот взгляд лег в основу политической философии и идеологии Нового времени.
В действительности истинный диалектический анализ показывает: диалектическое единство свободы и страведливости, что настоящая свобода немыслима без справедливости и настоящая справeдливость невозможна без свободы.
Если, следуя идеям Спинозы, Гегеля, Маркса и Сартра, определим свободу как осознанную необходимость, то справедливость нужно рассматривать не как равенство в результатах и вознаграждениях разных по возрасту, полу, расе, способностям людей одной группы, одного коллектива, как это делали во времена государственного социализма, а как равенство возможностей для всех членов одной группы, одного коллектива.
Таким образом, настоящую свободу нужно рассматривать как условие для справедливости, а настоящую справедливость как форму реализации свободы. Это означает, что капитализм с его свободой для каждого индивида, предоставляющий возможность для сильных доминировать на рынке и таким образом выигрывать за счет слабых, является не только несправедливым обществом, но, по существу, является несвободным обществом, потому что так называемая свобода сильного (без ограничений и регуляторов) — это произвол и джунгли.
То же самое (только в другом порядке) можно сказать и о государственном социализме, где ведущей была идея справедливости, а свобода рассматривалась как свобода для всех. Здесь (по принципу подобных деспотических государств древности) один был свободен, а все другие были несвободны и равны в своей несвободе. Поэтому несмотря на некоторые либеральные возможности, государственный социализм был, по сути, тоталитарным обществом.
Несмотря на множество политических концепций и идеологий, все концепции делятся на тех, которые выдвигают как ведущий принцип свободу (это "правые"), и на тех, чей ведущий принцип — справедливость ("левые"). И это глубоко закодированно в языках европейских народов. Так "right" — правое, правильное (англ.), "recht" — правое, правильное (нем.), "правое" — правое, правильное (рус.) и так далее. И соответственно "левое" — неправильное.
И если "левые" в лице марксистов ставили свободу после справедливости, то "правые" в лице либералов и неолибералов (Фр. Хайек, К. Поппер, М. Фридмен и др.) напрямую заявляют, что свобода не признает справедливость. Таким образом, сейчас мы наблюдаем доминирование двух противоположных подходов. С одной стороны, ультралиберализм, фундаментальный маркетизм, где все является товаром, где доминируют "сильные", структуры олигархии, а с другой стороны, — уравнительство, подавление индивидуальных свобод и инициатив, авторитарных и диктаторских режимов…
Сегодня признано всеми серьезными аналитиками, что идеология неолиберализма, пришедшая после краха государственного социализма (в 1989–1991 годы) во многие страны мира, является новым изданием социалдарвинизма, идеологией джунглей. Поэтому неслучайно, что идеология неолиберализма даже разрушила структуры общественных отношений, которые западный капиталистический мир создал после Второй мировой войны в системе "социального государства" или "государство всеобщего благоденствия". И именно поэтому идеология неолиберализма очень быстро усугубила социальную поляризацию капиталистических обществ и в конце концов привела к глубокому кризису этих обществ.
В свою очередь, государственный социализм не стимулировал свободную инициативу и из-за невозможности провести глубокие радикальные реформы рухнул. Именно поэтому период трансформации (так называемый "переходный период") оказался для большинства стран Восточной Европы и бывшего СССР катастрофическим. Почти все эти страны (в разной степени) разрушили свою индустрию, уничтожили сельское хозяйство, подорвали систему образования и здравоохранение, повысилась смертность. А так называемая представительная демократия превратилась в ширму для разных форм авторитаризма и власти преступных и олигархических структур.
Настоящий мировой финансово-экономический кризис капитализма является, по существу, лишь верхушкой айсберга глубокого кризиса капитализма как общественного строя. И если во времена Великой депрессии (1929-1933 годы) кризис затронул только развитые страны капитализма (Северной Америки и Западной Европы), то сейчас разразившийся кризис поистине является мировым, глобальным, потому что все страны мира связаны процессами глобализации.
Современная глобализация, которая развернулась после краха государственного социализма и окончания холодной войны, является, с одной стороны, объективным и закономерным процессом, а, с другой стороны, протекает в той форме, которая выгодна западному миру, прежде всего США.
Это признают и сами серьезные американские аналитики. Так, в статье под заголовком "Манифест для стабильного мира" известный американский журналист Томас Л. Фридман, определяющий себя социал-демократом, заявляет: "Поддержка глобализации — основной столб национальных интересов США". Томас Л. Фридман признает, что "невидимая рука рынка никогда не сможет функционировать без помощи невидимого кулака. "Макдоналдс" не сможет развиваться без самолета Ф-15. Невидимый кулак, который обеспечивает интересы Силиконовой долины, называется армия США: ВВС США, ВМС США, Морская пехота США". Более откровено нельзя и сказать!
К этому нужно добавить, что из 500 ведущих транснациональных компаний мира больше половины являются американскими. В то же время все ведущие мировые институты (Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк (МБ), Всемирная торговая организация (ВТО), а также НАТО, которые создавались в годы после Второй мировой войны по инициативе США, являются, по словам Бжезинского, "инструментами США", а сам Европейский союз, который задает образцы наднациональных интеграционных процессов, — "протекторатом США".
В последнее время мировые СМИ обсуждают шпионский скандал между США и Германией. Но не надо забывать, что еще в годы холодной войны США и их союзники создали тысячи форм контроля и слежки. Например, взять систему "Эшелон". По признаниям специальной комиссии конгресса США, система "Эшелон" в состоянии перехватить и проанализировать каждый телефонный звонок, факс, мейл в любом уголке планеты.
Система "Эшелон" контролируется National Security Agency. Партнеры NSA — Служба правительственных связей Великобритании, CSE Канады, DSD Австралии, а также еще одна служба в Новой Зеландии. Созданная в годы холодной войны система "Эшелон" модернизируется и сегодня очень эффективно служит глобальным интересам США.
Исходя из этого базиса, в начале 90-х США предприняли открытую и брутальную попытку установления однополярного мира. США, исходя из Вашингтонского консенсуса, сумели навязать большинству стран мира неолиберальную модель развития. Таким образом, США разрушили все институты и стуктуры социального государства и социального рыночного хозяйства Европейского союза, а также все системы социальной защиты и справедливости прежних социалистических стран. В результате в 2008 году развернулся мировой финансово-экономический кризис, которому не видно конца.
В своих попытках укрепить гегемонизм и установление однополярного мира США под предлогом борьбы с терроризмом предприняли ряд агрессий в отношении стран Европы и Ближнего Востока (Югославия, Ирак, Афганистан, Ливия). Гражданская война в Сирии и гражданская война на Украине тоже развязаны США.
В то же время по всему миру из-за сильного загрязнения окружающей среды и нарушения климатического баланса начали проявляться разные природные катаклизмы — наводнения, засухи, пожары, ураганы, тайфуны, торнадо, землетрясения и цунами. Но ведомые своим национальным эгоизмом США не предприняли и не хотят предпринимать меры для восстановления баланса атмосферы Земли, а также убедить других загрязнителей остановить самые опасные виды деятельности.
Все это показывает, что мир подошел к великим угрозам и вызовам и нужно срочно спасать цивилизацию.
Все мировые институты и организации создавались после Второй мировой войны с учетом тогдашних реалий человечества, но ведь нынешняя эпоха совершенно другая. Многие из этих институтов показывают сейчас свою полную беспомощность и неэффективность. Поэтому нужны радикальные реформы ООН, МВФ, МБ, ВТО и т. д.
Во-первых, нужно, чтобы ООН приняла на себя мировое управление с представительством всех стран через мировой парламент, который будет проводить свои сессии регулярно, несколько раз в год.
Во-вторых, нужно реформировать Совет Безопасности ООН, в него также должны быть включены такие страны, как Индия, Япония, Бразилия, ЮАР, Германия.
В-третьих, нужно радикально реформировать принципы работы МВФ, МБ, ВТО.
В-четвертых, нужно, чтобы все региональные организации установили сотрудничество между собой под эгидой ООН. Нужно реорганизовать НАТО в альянс для защиты международной безопасности под эгидой ООН.
Также нужно, чтобы человечество приняло вместо доллара США новую интернациональную валюту под контролем МБ и независимую от чьих-либо национальных интересов.
Это долгий и трудный путь, но он необходим. Спасение человечества в его собственных руках, поэтому нужно действовать.
Читайте также:
Владимир Жарихин: США грустят о биполярном мире
Джордж Фридман узнал, в чем сила русских
Автор "рейганомики": Чтобы помириться с Западом, Россия должна отказаться от суверенитета