Украина окончательно и открыто стала враждебной России страной. И, к сожалению, антироссийские настроения сейчас разделяет немалая часть украинского общества. И дело даже не в Крыме и Донбассе (это следствие), а в том, что Россия, еще до всех событий, не задействовала на Украине свой ресурс "мягкой силы". А вот Запад там работал на полную мощь.
И самое обидное и непонятное, что еще весной 2013 года, согласно опросам Киевского международного института социологии, в стране было примерное равенство сторонников ассоциации с ЕС и сторонников Таможенного союза. Так почему при неплохих потенциальных условиях российская "мягкая сила" пришла к краху?
В последние годы тема "мягкой силы" (хотя в западной политологии сейчас чаще употребляется обозначение attractive power - "притягательная сила") была фактически монополизирована в России многочисленными чиновниками МИДа и Россотрудничества.
Цель их усилий понятна — конвертация мифов о "российской мягкой силе" в совершенно конкретное и немалое бюджетное финансирование.
Бюджетное финансирование должно было выделяться только под эти "прожекты мягкой силы", подавляющее количество которых сводилось к поддержке так называемых "профессиональных русских". Убогость и непрофессионализм такого подхода наиболее ярко и проявился на Украине в последний год.
Как вообще строилась работа с российскими соотечественниками (которые могли стать активными проводниками идеи взаимовыгодной интеграции России и Украины) в этой стране?
При самом активном участии посла РФ Михаила Зурабова и главы представительства Россотрудничества на Украине Константина Воробьева был создан КСОРС (в просторечии "ксерокс") — координационный совет организаций российских соотечественников, власть в котом была сразу передана представителям (точнее надзирателям и "смотрящим") от "Партии регионов", прежде всего скандально известному Вадиму Колесниченко.
На финансирование КСОРС из бюджета РФ были выделены сотни миллионов рублей и судьба этих денег так и неясна (злые языки утверждают, что после известных событий в Киеве конца февраля 2014 года Колесниченко скрылся с кассой организации в неизвестном направлении, потом он несколько раз появлялся в совершенно пустых ток-шоу на российском телевидении).
Финансирование организаций соотечественников на Украине было совершенно непрозрачным и зависело от лояльности организации соотечественников к руководству КСОРС. Кто не выражал должного почтения или высказывал свое мнение — немедленно отлучался от финансирования. Так произошло с одной из крупнейших организаций соотечественников — "Русской общиной Украины".
Таким образом пресекалось любое инакомыслие в среде российских соотечественников.
Знали ли об этом в Москве? Безусловно. МИД России, Россотрудничество, аппарат правительства России, администрация президента РФ были просто завалены тревожными сигналами. Но, видимо, господин Колесниченко и Ко имели хороших покровителей (бескорыстных ли?) в системе МИД и Россотрудничества.
Чем занималось представительство Россотрудничества в Киеве (для которого в 2009 году с помпой было открыто новое задние) в последние годы, когда западные фонды очень активно работали с бурлящим украинским гражданским обществом?
Любимый формат работы Россотрудничества на Украине (очень удобный для освоения бюджетных средств) — проведение всяческих конгрессов и конференций соотечественников, с заранее утвержденной повесткой и итоговыми документами.
Все эти мероприятия дают возможность поставить "галочку" в графе отчетности "Работа с соотечественниками" и, конечно, попросить дополнительное бюджетное финансирование для этих целей.
В то же время представительство Россотрудничества в Киеве не провело ни одного мероприятия для продвижения идеи Таможенного союза на Украине (как тут не провести сравнение с западными институтами "мягкой силы", которые смогли убедить очень значительную часть украинского общества, что реально губительная для украинской экономики ассоциация с ЕС — благо для страны).
Не велось практически никакой работы с экспертным сообществом и СМИ — а это один из основных методов работы институтов "мягкой силы". Сделало ли Россотрудничество какие-либо выводы после катастрофы российской политики, политики "мягкой силы" на Украине? Нет, не сделало и, видимо, не собирается делать.
Те же концерты, просмотры кинофильмов, конкурсы чтецов, фотовыставки.
Мероприятия, видимо, нужные, но могут ли они реально заменить российскую "мягкую силу" на Украине, где все активней используется крайне технологичный и все более изощренный инструментарий западной "soft" или "attractive power"? Маловероятно.
И дело не только в недостатке финансирования, о чем постоянно говорят МИД и Россотрудничество. У Федерального агентства нет ни разработанных технологий продвижения российской "мягкой силы", ни необходимых кадров (кадры Россотрудничества, особенно его загранаппарата, отдельная и весьма скандальная тема).
На фоне все усиливающейся критики своей деятельности, а точнее, бездеятельности Россотрудничество решило предложить новую тему — поддержку русского языка на Украине.
Медийно это, безусловно, выигрышно. Но что стоит за красивыми лозунгами? Знают ли в Федеральном агентстве, что самый радикальный национализм на Украине сейчас русскоязычный (пример того же Андрея Белецкого-идеолога и лидера неонацистской организации "Патриот Украины", командира батальона МВД Украины "Азов", участвующего в боевых действиях против населения Донбасса. И пресловутого "Правого сектора" — он черпает свои кадры сейчас в основном среди русскоязычной молодежи крупных промышленных центров востока и юга Украины)?
Понятно, что предложить сейчас украинскому гражданскому обществу Украины, мягко говоря, настороженно относящемуся к России, какой-либо российский проект весьма и весьма сложно.
Но если Москва не хочет окончательно утратить даже призрачные шансы на влияние на украинское общество (взять хотя бы вопрос федерализации Украины и внеблокового статуса страны), надо незамедлительно сделать две вещи.
Первое — необходимо срочно начать разрабатывать инструментарий российской "мягкой силы" на Украине с целью не допустить превращения всего украинского гражданского общества во врага России.
Второе — радикально изменить политику МИД России и Россотрудничества (крайне неплохо было бы провести проверку расходования бюджетных средств этими ведомствами на поддержку российских соотечественников на Украине) в отношении продвижения российского гуманитарного влияния в этой критично важной для российской политики стране.
Возможно, нужны и радикальные кадровые решения — отстранения от принятия решений и распределение бюджетных средств чиновников, которые дискредитировали себя провальной политикой в отношении Украины.
Время на Украине сейчас работает против России. Удастся ли остановить этот процесс?
Читайте также:
"Мягкая сила": российский вариант
Россия не умеет пользоваться мягкой силой