Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) готовит аналог Хельсинкской конференции, заявили российские дипломаты. В 1975 году в эпоху "разрядки" два соперничающих блока договорились, но сегодня, спустя почти 40 лет, налицо конфронтация. Сенсация? Неужели Запад и Россия готовы на диалог? Это выяснится 4-5 декабря в Базеле.
В ОБСЕ началось обсуждение необходимости проведения аналога хельсинкской конференции 1975 года по безопасности и сотрудничеству в Европе, сообщил газете "Известия" постоянный представитель РФ в Европейском союзе Владимир Чижов. По его словам, концепция нового документа в виде "Хельсинки плюс 40" уже существует, а конкретизирована она будет в первых числах декабря на совещании министров иностранных дел стран — членов ОБСЕ в Базеле. Владимир Чижов намекнул, что новый документ может быть принят под председательством в ОБСЕ дружественной России страны. Вероятно, речь идет о Сербии, которая в январе принимает эстафету от Швейцарии.
Это не первые подобные заявления России. Два месяца назад министр иностранных дел Сергей Лавров выразил готовность российской стороны "к предметной работе по восстановлению доверия в Европе и формированию системы подлинно неделимой безопасности и равноправного сотрудничества на основе взаимного уважения интересов друг друга". По мнению министра, хорошей платформой для этого может стать запущенный в ОБСЕ процесс "Хельсинки плюс 40". Планируется переосмыслить работу организации и выработать обновленное стратегическое видение общих задач обеспечения безопасности и развития сотрудничества, сказал Лавров на неформальной министерской встрече ОБСЕ, организованной швейцарским председательством "на полях" 69-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке.
"Одним из базовых принципов Хельсинки 1975 года было признание нерушимости границ, которые образовались после Второй мировой войны, — сказал Pravda.Ru Максим Братерский, заведующий кафедрой Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. — Это снимало всякие территориальные претензии и споры. Но сегодня никакой всеобъемлющей системы европейской безопасности не существует. Существует НАТО, которое покрывает зонтиком примерно две трети континента и продолжает расширяться в сторону России. И существует Россия, плюс несколько постсоветских стран, у которых такого зонтика нет. То есть в Европе существует неравная безопасность, а любая неравная безопасность провоцирует конфликт".
Читайте также: Максим Братерский: НАТО спасает свою шкуру, осталась надежда только на ОБСЕ
Максим Братерский отметил, что Запад отвергал многочисленные предложения России о том, что надо вновь договориться. В частности, на инициативу Дмитрия Медведева в 2008 году ответ был такой: "Нам и с НАТО хорошо, нам ничего не надо. А все ваши новые идеи и договоры - это попытка подорвать наш альянс, поэтому мы с вами разговаривать не будем".
Очевидно из вышесказанного, что новая инициатива не западная, а российская. К тому же в западной прессе в таком контексте (созыв новой конференции) проблема не обсуждается. Речь идет лишь о том, что в Базеле будут говорить о "рекомендациях — как европейская безопасность может быть усилена в свете новых проблем, связанных с кризисом на Украине", и о том, чтобы "вдохнуть новую жизнь в Хельсинки плюс 40".
"Процесс Хельсинки плюс 40 был запущен в 2012 году и призван адаптировать Хельсинкский акт к современным процессам", — разъясняет западную точку зрения швейцарский портал International Relations and Security Network (ISN) устами Маттиаса Биери сотрудника Центра по изучению проблем безопасности (CSS) Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе. Стратегический документ, определяющий будущие форму и траекторию развития ОБСЕ, как ожидается, будет опубликован в 2015 году. Рабочая группа на уровне послов ОБСЕ в настоящее время обсуждает пути реформ и барьеры, сказал эксперт. "Западные государства, несомненно, будут требовать вывода российских войск из Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии, прежде чем принимать новые организационные решения", — полагает Маттиас Биери. В ответ Россия, скорее всего, потребует уступок от западных коллег в других областях, причем прежде чем выведет войска. По мнению эксперта, одним из главных препятствий на пути эффективного и содержательного реформирования ОБСЕ является отсутствие в настоящее время соглашения между Россией и Соединенными Штатами. "Основные российские озабоченности включают в себя восприятие дисбаланса между вопросами мягкой (права человека) и жесткой безопасности. Москва хочет, чтобы ОБСЕ переориентировалась на контроль над обычными вооружениями, а также недовольна чрезмерным акцентом в деятельности ОБСЕ в Восточной Европе и Центральной Азии и двойными стандартами западных стран по признанию независимости Косова и непризнания Южной Осетии и Абхазии".
Москва предложила план по пересмотру географического и тематического направления совершенствования работы ОБСЕ, сказал Маттиас Биери, и даже соответствующие изменения по уставу организации. Соединенные Штаты и их союзники, по мнению эксперта, не пойдут на эти изменения, пока Россия не выполнит свои обязательства в области прав человека и вывода вооруженных сил из зон конфликта. Эксперт полагает, что реального прогресса удастся добиться только на пути укрепления доверия и мер безопасности (МДБ), повышения посреднических возможностей ОБСЕ и борьбы с транснациональными угрозами. "Успех Хельсинки плюс 40 зависит от готовности ключевых игроков, в частности России и США, — идти на компромиссы", - сказал Маттиас Биери.
Не преувеличивает ли Маттиас Биери влияние США на ОБСЕ? "Несмотря на то что сила и влияние ОБСЕ перетекли за последние 15 лет к другим структурам, к НАТО, к Европейскому союзу, в последние месяцы, особенно в связи с кризисом на Украине, ОБСЕ оказалась единственной организацией, которая занимает хоть сколько-нибудь взвешенную позицию, — сказал Максим Братерский. - Поэтому Россия теперь придает ОБСЕ большее значение, чем это было несколько лет назад. Что касается Вашингтона: нет, он ОБСЕ не контролирует, потому что тоже решил, что это пустое место, и в свое время свои щупальца из нее убрал". Действительно, Швейцария за период своего председательства не раз критиковалась Вашингтоном за чрезмерно дружелюбное отношение к России в украинском конфликте. Что будет при Сербии?
Не известно, чем закончится встреча в Базеле, но в любом случае Россия совершенно правильно ведет себя активно. Это новые моменты в работе МИД РФ, который много лет предпочитал сохранять статус-кво с лозунгом: "Хоть бы хуже не было".
Читайте также:
Зачем Штайнмайер приезжал в Москву
Совбез ООН — ощущение огромного вранья
Россия не борется с врагами — она их пожирает