Испанская партия Podemos ("Мы можем"), рожденная в Сети возмущенными горожанами "индигнадос", менее чем за год обогнала по популярности две главные партии Испании и рвется к победе на всеобщих выборах 2015 года. После успеха евроскептиков на выборах в европарламент во многих странах бурно нарастает волна будущего восстания против Брюсселя.
В минувшую субботу учредители Podemos провели первый съезд, где выбрали руководящие органы партии. Генеральным секретарем путем голосования в Сети был избран Пабло Иглесиас. В голосовании приняли участие около 95 тысяч человек из 250 тысяч зарегистрированных "симпатизантов". Таким образом, "явка" на выборах составила около 50 процентов. Иглесиас набрал 88,6 процентов голосов избирателей, пишет газета El Pais. Согласно опросу этой центральной испанской газеты, партия Podemos за восемь месяцев совершила головокружительный скачок в рейтинге популярности, набрав 27,7 процентов голосов, обогнав главные партии страны — Народную партию (PP) (20,7 процентов) и социалистов (PSOE) (26,2 процентов).
Podemos создана в 2014 году и является примером сетевой партии. Ее критиковали за отсутствие программы и правящих органов, теперь эти недостатки исправляются. Партия Podemos не выступает за выход Испании из Евросоюза, но требует пересмотреть некоторые базовые принципы ЕС и выйти из ряда соглашений по свободной торговле, которые делают из Испании, по словам Иглесиаса, "туристический" придаток Евросоюза. Но вот выход из НАТО и договора о взаимной обороне с США лидер партии считает целесообразным, для этого он предлагает провести народный референдум.
На прошедшем съезде Иглесиас поставил две главные задачи: выиграть всеобщие выборы в 2015 году и инициировать конституционный процесс, чтобы пересмотреть устаревшую Конституцию 1978 года. "Альтернатива режиму разрушается", говорит Иглесиас, имея в виду то, что власть в стране делят две партии левого и правого центра, которые только создают видимость оппозиции друг другу, а на самом деле выполняют заказ транснационального финансового капитала. Те, кто разрушает Испанию, имеют счета в Швейцарии, и, возможно, финансируют PP или PSOE. Их Родина там, где их банковские счета, они никогда не будут думать об Испании, говорит Иглесиас.
В центре доклада Иглесиаса была коррупция в Испании. "Это явление не надо сравнивать с гниющими яблоками, а надо говорить об изменении системы налогообложения и демократизации экономики. Коррупция — это система, которая позволяет 20 людям иметь столько же богатства, сколько имеют 14 миллионов", — сказал Иглесиас. Он предложил увеличить роль госкапитала в экономике Испании. Как на приемлемую модель он указал на северные страны, включая Данию, пишет El Pais.
Латиноамериканские аналитики говорят о сильном влиянии боливарианской модели социализма на Иглесиаса, о том, что влияние партии Podemos в Испании будет только расти, и предсказывают объединение пропагандисткой машины РР и PSOE, чтобы противостоять возрастающему влиянию партии Podemos. Интересно, что партия Podemos уже участвовала в выборах в Европарламент 2014 года и, несмотря на свою новизну на политическом поле, заняла четвертое место с 7,98 процентов голосов, что стало сенсацией в Испании. А в таких автономиях Испании, как Мадрид, Астурия, Кантабрия и Арагон, за нее проголосовали свыше 10 процентов избирателей.
Иглесиас не так давно обвинил Запад в применении двойных стандартов по отношению к России и украинскому кризису. В частности, он напомнил: "Не надо забывать, что ЕС поддержал незаконную смену власти на Украине и приход неонацистской партии в украинское правительство. Некоторые европейские руководители принимали участие в публичных мероприятиях на Украине вместе с неонацистами, и это далеко от европейских ценностей". Таких политиков принято на Западе называть "пророссийскими".
Стремительный рост Podemos в Испании имеет под собой солидную базу — недовольство людей политикой еврочиновников и их ставленников, которая ведет к усугублению экономического кризиса. По всем странам южной периферии ударили санкции России, что привело к протестам фермеров — сельских "индигнадос". Партии, ориентированные на национальный капитал и ценности, набирают обороты. Так, в Греции политическое движение Syriza положило конец двухпартийной системе страны, вынудив левоцентристов и правоцентристов сформировать коалиционное правительство с целью удержания власти. Во Франции стремительно набирает популярность Национальный фронт Марин Ле Пен, который выиграл в мае выборы в европарламент. Евроскептики появились даже в парламенте Германии (партия Альтернатива Германии).
Это (партия Podemos) признак того, что евроскептицизм в Европе растет, что народы недовольны брюссельскими чиновниками, которые получают очень большие зарплаты, а проводят политику, которая находится в отрыве от непосредственной потребности людей и даже национальных правительств", — сказала Pravda.Ru Екатерина Черкасова, сотрудник ИМЭМО РАН. Эксперт полагает, однако, что успех этот будет сходить на нет, по мере выравнивания экономического положения этих стран. В Испании кризис преодолевается, считает Екатерина Черкасова, "рецессия прекратилась, начался, хотя и очень небольшой, но экономический рост. Это приведет к падению безработицы, в том числе, среди молодежи и сужению социальной базы таких движений. Эксперт предположила, что партия Podemos преодолеет барьер в 5 процентов и пройдет в парламент, но конкурировать с тяжеловесами Испании — PP и PSOE, она не сможет.
"Недовольство в Испании ищет институциональные каналы для воздействия на правительство, на правящую верхушку, — сказал Pravda.Ru Сергей Чернышов, профессор политологии РУДН, вице-президент союза политологов России. — Это общее недовольство и Народной партией и социалистами, а в большей степени недовольство сложившимся положением. Если мы внимательно посмотрим высказывания лидеров Podemos, то мы увидим, что, по их мнению, во всем виноват американский империализм, однако никаких магнатов особо в Испании я и не очень-то замечаю. Это третья сила, да, может быть в Испании, как и в Великобритании, произойдет трансформация в многопартийную политическую систему, но не более того. Хотя Испания в этом смысле страна особая. В 1936 году мы видели победу Левого фронта. Но чем это закончилось как в Испании, так и в Чили, как во Франции? Это не привело ни к чему хорошему. Поживем-увидим, чем все это кончится".
Читайте также:
Артем Ермаков: Испания исчерпала возможности для торга с Каталонией
Испания будет считать участие во внешних военных конфликтах терроризмом
Испания обвинила ЕС в "огуречной" клевете
Возможна ли Испания без Каталонии?