Соединенные Штаты и Китай в рамках прошедшего в Пекине саммита АТЭС договорились подписать два соглашения по предотвращению военных конфликтов между собой. Обозначенная тематика говорит о том, что между странами существуют недоверие и напряженность, вызванные конфликтом интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). США стратегически уходят из региона, оставляя Японию один на один с Китаем.
Первый документ касается механизма уведомления партнера о крупных военных мероприятиях. Второе соглашение устанавливает правила поведения при столкновении в море и воздухе, пишет The Wall Street Journal (правда, комментариев никаких не приводится). Отсутствуют они и других американских СМИ.
"Я думаю, что уведомления касаются любого рода учений в АТР, — сказал Pravda. Ru Владимир Евсеев, директор Центра общественно-политических исследований. — Но это может не касаться, например, учений стратегических ядерных сил. Скорее всего, все это будет регламентировано по территории, родам войск и численности. Американцы пытаются договориться с китайцами, чтобы не дать разрастись конфликтам между Китаем и Японией, например, в результате обстрела боевых кораблей друг друга или самолетов. Поэтому, возможно, речь идет о создании некой линии связи, чтобы вовремя снимать напряжение".
Надо отметить, что лидеры США и Китая — Барак Обама и Си Цзиньпин — не встречались полтора года, то есть уровень диалога чрезвычайно низок, а амбиции в борьбе за лидерство чрезвычайно высоки. Обама в 2012 году объявил Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) зоной приоритетных стратегических интересов США, а Си Цзиньпин посчитал это посягательством на интересы Китая в зоне своего традиционного влияния. Неслучайно, что Китай отказался участвовать в продвигаемом США интеграционном проекте — Транстихоокеанском договоре, и ускорил переговорный процесс с АСЕАН (блок стран Юго-Восточной Азии) по созданию зоны свободной торговли. Первый раунд переговоров по данному проекту состоялся в сентябре 2014 года и был признан результативным всеми участниками.
Неслучайно и то, что в этом же контексе обострилось противостояние в спорах Китая с союзниками США — Японией и Филиппинами по территориальным претензиям в АТР. США вербально не раз уверяли последних в совместном отражении возможной китайской агрессии и участвовали со своим флотом в совместном патрулировании акваторий Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей, что вызвало резкую реакцию со стороны Китая.
С другой стороны, нечасто мы видим подобные договоренности, подписанные высокомерными администрациями США. Это говорит о том, что Китай (в отличие от России) американским истеблишментом рассматривается как равный партнер. И неудивительно — к этому обязывает экономическая и военная мощь Китая и непоколебимость "коммунистического режима" в отстаивании своих интересов и невмешательства во внутренние дела. Опять же неслучайно то, что Обама аккуратно заявил на пресс-конференции по итогам саммита, что США непричастны к событиям в Гонконге. Однако Китай ему не верит.
"Я думаю, что китайцы ему не верят, — сказал Pravda.Ru Юрий Рогулев, доктор исторических наук, директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта (МГУ). — И в средствах массовой информации Китая, и в местной блогосфере идет достаточно активное обсуждение деятельности различного рода фондов, которые финансируются из-за рубежа, в том числе из США, и многие из них действуют и в Гонконге. Хотя Обама, с формальной точки зрения, может быть, не отдавал указаний (на протесты), но различные американские организации там действуют".
По мнению Юрия Рогулева, добиться сотрудничества в АТР США и Китаю будет очень трудно, поскольку они являются соперниками во многих отношениях. "И в экономическом и политическом плане это два разных полюса. В Китае правит Коммунистическая партия, которая проводит соответствующий политический курс. Этот курс, конечно, не может быть одобрен США, стоящими абсолютно на других позициях", — заметил Юрий Рогулев.
Действительно, в США Китай рассматривается как "растущий конкурент" и "хищник", который "ищет территориальной экспансии и экономического господства", пишет The Washington Post в статье, посвященной итогам саммита. Китай создал свою независимую платежную систему, а вместе с БРИКС — Банк развития, который является конкурентом западным кредитным организациям. Китайские акции хорошо покупают в США, возьмем хотя бы последний успех Alibaba. Китай постепенно вытесняет американский капитал из Латинской Америки и Африки. "Китайский дракон спокойно стоит в стороне от мировых конфликтов, в то время как Америка истощает себя в них", — замечает The Washington Post.
В Китае же сложилась точка зрения, что США спонсируют цветные революции и вмешиваются во внутренние дела других стран. Китай раздражают поучения США о том, что такое демократия и как надо соблюдать права человека. У Китая на эти вопросы свои ответы, и Обама это хорошо понимает - на саммите АТЭС он не поднял ни одного вопроса на эту тему (ни Тибет, ни Далай-Лама, ни уйгуры, ни оппозиция).
Американцам после саммита АТЭС ничего не остается, как поднимать на щит единственный вопрос, который Обаме удалось продвинуть во внешней политике за все годы нахождения у власти. Это подписанное в Пекине соглашение по снижению выбросов парниковых газов. Согласно документу, США должны к 2025 году сократить уровень их выбросов на 26-28 процентов по сравнению с уровнем 2005 года. В свою очередь, КНР рассчитывает сократить выбросы к 2030 году, однако по китайским обязательствам конкретных цифр названо не было. Но это не тот вопрос, который решает проблему лидерства двух гигантов, поэтому Китай ничего и не имел против.
"На саммите АТЭС ничего не было исторического, — сказал Pravda.Ru независимый эксперт Илья Усов. — США и Китай пытаются о чем-то договориться для того, чтобы в спокойное русло привести конфликт между Китаем и Японией. Экономика США находится не в самом лучшем положении. Большие военные затраты и восточное направление, включая Россию, арабские страны, сейчас занимают гораздо большее внимание, чем АТР. Американцы пытаются сбросить зону ответственности в АТР на своих союзников или близкие страны — на Индию и на Японию".
Эту точку зрения подтверждает The Washington Post. Рупор республиканцев говорит, что США надо менять приоритеты и возвращаться стратегически на Ближний Восток, где голову поднимает грозная сила в лице Исламского государства. Что же, Китаю это очень на руку. Поэтому Си Цзиньпин так храбро заявил о новой интеграции в регионе, естественно под эгидой китайского дракона.
Читайте также:
Владимир Евсеев: США и Китай не смогут согласовывать каждый военный "чих"
Юрий Рогулёв: США и Китай - соперники, вынужденные договариваться
Илья Усов: США хотят создать антикитайский блок в Индии
Китай обогнал США в "попугаях"
Россия и Китай: изгоняющие доллар