Чиновники венгерского правительства попали под санкции США по обвинению в коррупции. Такие меры публично США применяют только к недружественным странам: России, Ирану, Зимбабве. И вот впервые такая мера применена к члену Евросоюза и НАТО. Премьер Венгрии Виктор Орбан, похоже, перешел американскую "красную черту", но когда и где это произошло?
О существовании списка из десяти человек, "нежелательных" к въезду в США, объявил поверенный в делах США в Венгрии Андре Гудфренд (с английского — "добрый друг"). Конкретизировать подробности "добрый друг" отказался (унизив тем самым венгров еще больше) и предупредил, что за этими санкциями могут последовать и экономические, пишет венгерская газета Népszabadság.
Министр иностранных дел Венгрии Петр Сиярто во вторник отправился в США за разъяснениями, но в госдепе уже заявили, что он не будет принят своим коллегой Джоном Керри. Сиярто попросил предъявить доказательства, но зачем американцам снисходить, если есть, например, Transparency International, которая ранее уже предупреждала о "возникшей опасности коррупции, вытекающей из тесных связей политической и деловой элиты страны". "Для компаний, которые хотели бы делать бизнес в Венгрии, не хватает некоррумпированной среды", — пояснил Гудфренд.
Однако венгры скептически относятся к таким заявлениям. В минувшее воскресение премьер-министр Виктор Орбан объявил о "третьей победе года" (после парламентских выборов в апреле и выборов в европарламент в мае). Речь идет о муниципальных выборах, которые с подавляющим преимуществом выиграла его партия ФИДЕС. Второй партией страны оказалась националистическая партия "За лучшую Венгрию" ("Йоббик"). Орбан пообещал "в ближайшие четыре года, сделать для Венгрии много хорошего ". Естественно, западные СМИ поняли эту фразу как обещание активизировать противостояние с Брюсселем и европейскими ценностями.
Но на самом деле речь идет совсем о другом — об усилении социальной ориентации государства. Венгрия не проводит политку "затягивания поясов", наоборот, правительство сократило тарифы энергетических компаний более чем на 20 процентов и обсуждает проект закона, который запрещает коммунальным предприятиям платить дивиденды своим акционерам. Цель - вернуть естественные монополии в государственный сектор. "Мы должны раз и навсегда положить конец эпохе господства энергетических предприятий, игнорирующих интересы народа", — заявил Орбан.
Налоговое бремя премьер переложил на крупный финансовый капитал. А в конце сентября парламент Венгрии принял закон о компенсациях в сумме около 3,2 миллиардов евро (4,1 млрд долларов) заемщикам, пострадавшим от повышения процентных ставок по кредитам, выданным в докризисные годы. Новый закон также запрещает поднимать коммерческим банкам ставки на любые непогашенные кредиты до 30 апреля 2016 года. А так как эти банки в основном иностранного капитала, то, как пишет немецкая пресса, "иностранные инвесторы занервничали".
Орбан также инициировал закрепление в Конституции запрета на скупку земель в Венгрии иностранцами и значительно сократил сроки для перехода иностанных инвесторов на узурфрукт (договор, который не позволяет владельцам использовать земли не по назначению). По мнению еврокомиссии, это препятствует свободному перетеканию капитала в еврозоне. А вот Венгрия настаивает, что это позволит укрепить национальные предприятия малого и среднего бизнеса, и намерена увеличить их количество по отношению к крупным агрохолдингам с 50 до 80 процентов, говорится в заявлении ФИДЕС.
Орбан критикуется на Западе и за то, что он контролирует деятельность НКО - естественно, якобы те НКО, которые ведут оппозиционную работу. Также Орбан критикуется за то, что он принимает закон о рекламе, который якобы будет подавлять те же оппозиционные СМИ, и хочет распространить повышенный налог в 40 процентов на такие компании, как Facebook, Youtube и Google.
Но самое главное, по мнению западных моралистов, Орбан покушается на западные ценности, такие как толерантность к гей-меньшинствам и либеральным свободам. Так, Грегор Майер из австрийской Der Standard считает, что подход Орбана к своей стране все более напоминает стиль Путина в России. Майер предполагает даже, что Венгрия прекратила поставки газа на Украину после переговоров с "Газпромом", то есть они сепаратно договорились.
Дальше — больше. На днях Петер Сиярто заявил, что санкции, введенные против Москвы, оказались "неэффективными", не привели к деэскалации кризиса на Украине. "В то же время экономика Европы страдает, а наиболее пострадавшими являются страны Центральной Европы", — подчеркнул Сиярто. По его словам, экономика Венгрии из-за введенных против Москвы санкций теряет ежедневно около 50 миллионов форинтов (около 206 тысяч долларов).
"Россия — наш третий по величине торговый партнер, и, к сожалению, мы потеряли 12 процентов экспорта в Россию и СНГ в этом году", — свидетельствует венгерский министр. То есть, можно делать далеко идущие выводы о симпатиях Венгрии (хотя подход сугубо прагматичный). И Вашингтон их делает. Венгрия — это серьезно, решили в Вашингтоне и, чтобы неповадно было другим строптивым — Словакии, Финляндии, Чехии и даже Польше (там готовится к реваншу Ярослав Качиньский, который хоть и ненавидит Путина, но при этом критикует логику ЕС, основанную на либерализме, с тем же воодушевлением), ввели санкции против "ближайшего окружения Орбана".
"Экономический кризис в Европе вынуждал венгерские власти дистанцироваться от многих шагов Брюсселя и раньше. А санкции США и ЕС против России лишь укрепили тягу Будапешта к более самостоятельной политике. Разумеется, членство Венгрии в ЕС и НАТО накладывает на нее серьезные ограничения, но тенденция к большей самостоятельности налицо. И именно она, а не налоговые проверки некоторых американских фирм, вызвала недовольство Вашингтона", — написал в своей авторской колонке старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Петр Искандеров на сайте Фонда cтратегической культуры.
"Безусловно, это попытка воздействовать на Венгрию, ведь Евросоюз пытался разубедить Венгрию продолжать сотрудничество с Россией по Пакшу (АЭС), по газопроводу " Южный поток", по многим другим направлениям, — сказала Pravda.Ru Любовь Шишелина, доктор исторических наук, заведующая отделом восточноевропейских исследований, главный научный сотрудник Института Европы РАН. - На что Виктор Орбан сказал: "Давайте тогда какой-то адекватный вариант с вашей стороны". Но такого ответа не было предоставлено ни Евросоюзом, ни Соединенными Штатами Америки".
Венгры способны вести сепаратные переговоры по газу с Россией, поскольку "вынуждены действовать самостоятельно", уверена эксперт.
Так где и когда Орбан перешел "красную черту"? Представляется, что это случилось путем перехода количества его "преступлений" в качество. Да, мы еще забыли добавить позицию премьера по автономии венгров в Закарпатье. Орбан считает, что "венгры, проживающие в соседних странах, должны иметь полное право на автономию и получение двойного гражданства, в том числе на Украине".
Читайте также:
Венгрия: борьба с ЕС при поддержке России
Венгрия окончательно выбрала "Южный поток"
Венгрия в Евросоюзе опомнилась первой