В крупнейшем финансовом центре Китая происходят акции протеста. Это действительно народное недовольство или инспирированные события? О беспорядках в Гонконге в прямом эфире видеоканала Pravda.Ru с места событий по скайпу рассказала редактор интернет-издания "Южный Китай — особый взгляд" Екатерина Кузьмина.
— Что сейчас в Гонконге происходит? Какие последние новости?
— Протесты, как и вчера. (Интервью состоялось 30 сентября 2014 года. — Ред.) Буквально сотни тысяч студентов собираются на главных улицах в районе Централ, там где расположены штаб-квартиры крупнейших корпораций. Я бы не назвала это беспорядками, потому что все очень цивилизованно, очень хорошо организовано. Участникам протестов предоставляется еда, питьевая вода, им выдаются защитные маски от слезоточивого газа. Такая ситуация.
— Происходящее в Гонконге называют революцией зонтиков и китайским Майданом. Во время последних переворотов обычно все начиналось достаточно мирно, но быстро перерастало в жесткое противостояние власти и протестующих. Как реагируют на митингующих местные власти и полиция?
— Я вчера как раз опрашивала студентов на этот счет, и они сказали: "Мы находимся на празднике, мы чувствуем, что это праздник". И все очень спокойно и мирно было пока. Хотя позавчера полиция действительно пустила слезоточивый газ и использовала дымовые шашки. Было несколько драк, то есть накал был гораздо выше, чем вчера. Тем не менее, протесты не создают ощущение Майдана. Революцией зонтиков назвали, потому что в Южном Китае постоянно идут дожди и зонтики у всех людей, их очень много. Они их использовали также для того, чтобы защищаться от слезоточивого газа.
— Получается все очень мирно и интеллигентно происходит. Тогда почему разные мировые СМИ этот конфликт уже представляют как революцию?
— Абсолютно верно, что здесь все очень культурно и цивилизованно происходит, даже креативно. Это сотни тысяч молодых людей, которые хотят свободы и демократии. Но можно опасаться каких-то провокаторов, потому что если начнутся какие-то провокации, то эти митинги могут распространиться на соседнюю провинцию Гуандун. С 1 октября начинается золотая неделя отпусков и праздников. Сюда приедет очень много людей из материкового Китая. Естественно, это тоже создает некоторую опасность, что ситуация может обостриться. Но делать прогнозы пока что несколько сложно. На данный момент все очень масштабно и очень хорошо организовано. Цивилизованно, все очень цивилизованно.
— Есть мнение, что происходящее сейчас в Гонконге инспирировано Соединенными Штатами Америки. У вас есть какие-то сведения на этот счет?
— Я задавала такой вопрос студентам, и, безусловно, они отвечают, что это было не так. Данную информацию можно найти в некоторых изданиях. Такая информация есть, но насколько она верна, насколько она правомерна — говорить сложно.
— Но ведь столько людей надо собрать в одном месте и организовать. И на какие средства существует китайский Майдан сейчас?
— На какие деньги? На какие-то очень большие деньги! Гонконг — мировой финансовый центр. Такая ситуация может оказать какой-то вред мировому бизнесу или его части. Возможно, да, были какие-то инвестиции, потому что организация на очень высоком уровне. Протестующие снабжены буквально всем, продумано все до мелочей, у них есть все, что у них должно быть для успешного протеста.
— Все-таки это протест против Пекина, который несмотря на обещания демократии в отдельно взятом административном регионе вмешивается в выборы его главы?
— Основное, чего добиваются протестующие, — это изменение регламента выборов главы Гонконга в 2017 году. Им было предложено выбирать из списка уже заранее определенных Пекином кандидатов. Это совершенно не понравилось жителям Гонконга, они не считают это демократией. Они видят в этом большой контроль Китая. Да, они борются против этого. Это их основное требование — изменение данного регламента.
И, конечно, есть очень много культурных различий: в Гонконге и Северном Китае совершенно разные люди во всех планах. Социальное напряжение в Гонконге очень велико. Если спросить любого гонконгца о том, что он думает о людях Северного Китая, то, скорее всего, вы получите некоторую негативную оценку. Потому что очень-очень разные люди.
— На ваш взгляд, может ли этот локальный конфликт распространиться на другие регионы страны?
— Это очень важный вопрос. И действительно, такая опасность есть, потому что сюда завтра приедет очень много людей из материковой части страны, потому что большие выходные, праздник 65-летия образования Китайской Народной Республики. Они увидят все своими глазами. Они поймут, что такое протест, они могут воодушевиться этими настроениями.
А второе, более очевидное — ближайшая провинция Гуандун в некоторой степени разделяет культурные ценности Гонконга. Она просто может подключиться к этому протесту. Тогда действительно эти протесты могут вылиться за пределы Гонконга, уже в Китай.
Возможно, так оно и произойдет. Потому что масштабы огромные. Но на данный момент жертв нет. Если начнутся какие-то провокации, а, вероятнее всего, они начнутся, то это будет выглядеть очень некрасиво в глазах мировой общественности, Китай будет выглядеть очень некрасиво, и это может привести также к санкциям в сторону Китая. Такой возможен прогноз.
— Ситуация представляется очень скользкой. Если митинги будут разгонять, действительно могут быть жертвы. Запад станет оплакивать эти жертвы и говорить о тоталитаризме внутри Китайской республики. Если разгонять не будут, то возможна дестабилизация внутри страны. Как вы считаете, какой здесь путь наиболее приемлемый? Что нужно сделать властям, чтобы не допустить обострения конфликта?
— Я думаю, властям нужно пойти на контакт с протестующими, потому что это длится уже не первую неделю. Власти Гонконга так и не пошли на контакт со студентами. Возможно, выйти на этот контакт, о чем-то договориться. Вероятность, что центральное правительство как-то ослабит свой регламент, невысока, но я думаю, она все же есть.
Беседовал Антон Фролов
Читайте также: