В Китае началась "революция желтых зонтиков" по сценарию Майдана. Стремясь удержаться на позиции единственной мировой державы, США перешли к прямой дестабилизации Китая, но совершают очередную ошибку, толкая его на более очевидное противостояние США в Азиатско-Тихоокеанском регионе и экономическое и военное сотрудничество с Россией. Китаю придется действовать жестко, полагают эксперты.
Настораживает последовательность событий. 31 августа правительство Китая приняло закон о выборах главы администрации Специального административного района (САР) Гонконга в 2017 году. Центральные власти Китая согласились пойти на уступки, утвердив порядок проведения выборов, при котором жители смогут сами отдать голоса за одного из нескольких кандидатов, предложенных и утвержденных выборщиками. Однако оппозиция отвергла такой вариант и потребовала полностью прямых выборов.
21 сентября в Синьцзян-Уйгурском автономном районе произошла серия терактов. Китайские СМИ сообщили о 50 погибших, включая ликвидированных участников "уйгурского сопротивления". 23 сентября суд огласил приговор о пожизненном заключении за "сепаратистскую деятельность" университетскому преподавателю уйгурского происхождения Ильхаму Тохти. Он известен высказыванием, что "уйгурский народ должен сопротивляться центральному правительству, словно это были бы японские захватчики".
22 сентября студенты нескольких университетов Гонконга объявили недельный бойкот. Организуются пикеты и блокирование нескольких правительственных зданий представителями движения "Оккупай централ" и студенческими активистами. 26 сентября студенты отказываются деблокировать комплекс правительственных зданий в районе Эдмиралти и покинуть прилегающие улицы. 28 сентября профессор права Университета Гонконга, лидер движения "Оккупай централ" Бенни Тай объявляет о старте бессрочной акции гражданского неповиновения. Лидер Демократической партии Гонконга Мартин Ли в компании с медиамагнатом Джимми Лаем поддерживают протестующих. Координирует действия демонстрантов сайт Weibo, у которого 46 миллионов ежедневных активных пользователей. Волнения имеют символ цветной революции: желтая лента или желтый зонтик. Строятся баррикады и палаточный город.
В соцсетях тем временем раздувается не тема коррупции правительства или расовый, этнический, религиозный моменты, а рознь между жителями Гонконга и китайцами "с материка". Популярны ролики с конфликтами в общественных местах, они порождают в социальных сетях дискуссии, основным лейтмотивом которых является некий местный вариант "мы никогда с ними не уживемся". Очень похоже на обычный сценарий "цветной революции", который идет по строгому плану Майдана. По данным китайских СМИ, он зародился в Гонконгско-Американском центре, где на специальных семинарах студентов-активистов обучали "содействию углублению взаимопонимания между китайцами и американцами". От студенческих активистов требовали "продвигать демократические изменения", обещая им поддержку Вашингтона, включающую возможность учиться и проживать в Америке. Эти мероприятия посещали сотрудники генконсульства США. А сам руководитель центра Мортон Холбрук, занявший должность в конце прошлого года, — разведчик с 30-летним стажем. Китайские газеты также указывают на близость директора центра и гонконгского медиамагната Лая, спонсирующего оппозицию, к бывшему министру обороны США Полу Вулфовицу. Об этом пишет, например, китайская газета "Хуаньцю шибао" в переводе ИТАР-ТАСС.
Но даже если протесты не инспирированы ЦРУ, то они легко могут быть разыграны в геополитической игре, как было в странах арабской весны. Тогда о лозунге об "обманутых пяти миллионах избирателей" никто уже и не вспомнит. Примеры мы все недавно наблюдали и в России, и у ближних и у дальних ее соседей, возьмем хотя бы недавние беспорядки в Бразилии и Аргентине. Интересный факт, говорящий о серьезности происходящего и авторстве: накануне, 22 сентября, американское агентство Bloomberg сообщило, что BNP Paribas Investment Partners переводит свой штат из Гонконга в офисы в Каулун. Получило инсайдерский слив?
Гонконг имеет стратегическое экономическое значение как для Китая, так и для сопредельных стран. Это крупнейший финансовый центр, транспортный узел, реэкспортная база, которую используют и Китай, и Япония, и США, и страны Юго-Восточной Азии. Поэтому эта ситуация в Гонконге в перспективе, если будет ухудшаться, грозит вылиться в еще один очаг региональной напряженности.
"Гонконг является частью Китая, и внутренние дела Гонконга — это внутренние дела Китая, — заявил пресс-секретарь МИД Хуа Чуньин. — Как будет действовать Си Цзиньпин? Западная пресса полагает, что решительно, например, с вводом на территории Гонконга режима чрезвычайного положения и комендантского часа с последующим выводом на улицы города подразделений Китайской народно-освободительной армии. В принципе, это нетрудно, в Гонконге расположен гарнизон Народно-освободительной армии Китая". В доказательство Businessweek цитирует речь Си Цзиньпина для "внутреннего пользования", произнесенную в конце 2012 года. "Почему Советский Союз распался? Почему КПСС потерпела крах? Важной причиной было то, что их идеалы и убеждения постепенно были сведены на нет. И тогда достаточно было одного тихого слова Горбачева, чтобы такая партия, как КПСС, закончила свою великую историю. И никто не встал и не сказал, что это неправильно", — сказал Си Цзиньпин. Западные аналитики полагают, что вот председатель КНР "встанет", что менять ранее принятое решение по Гонконгу он не будет, так как не хочет возникновения опасного прецедента, а стратегическая цель Пекина — "китаизировать" Гонконг.
"США сейчас с большим опасением смотрят и на политику Китая, и на сближение Китая и России, и я думаю, это (события в Гонконге. — Ред.) одна часть большой игры, — сказал Pravda.Ru Дмитрий Мосяков, доктор исторических наук, заведующий центром Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании в Институте востоковедения РАН. — Гонконг — это парковка Запада в Китае, это некое предупреждение Китаю, что США не оставили надежды изменить его политику". По мнению эксперта, у китайских властей выбора нет, потому что "если они (Китай. — Ред.) пойдут на какое-то признание этого студенческого движения, если они начнут его институциализацию, то оно распространится, как огонь по сухой траве". "Поэтому это, видимо, провоцирование китайских властей на введение войск, на подавление силой этого движения, аресты этих студентов, чтобы потом объявить, что Китай — это новый тоталитарный режим, который жесточайшим образом убивает своих студентов и т. д.", — сказал Дмитрий Мосяков.
По мнению эксперта, Запад пытается испытать китайские власти, насколько они полны решимости сохранять политический курс и политическую стабильность. "Если у них не хватит решимости все это подавить в зародыше в Гонконге, то они получат это во всем Китае, и тогда многие вопросы противостояния Китая Западу будут решены автоматически. Китай погрузится в пучину внутренних конфликтов. А если нет, то опять для Запада беспроигрышно. Китайцы подавят все это, уничтожат этот лагерь, введут туда войска, и тогда Запад объявит, что Китай — опять авторитарное лицо коммунистического режима, что-нибудь в таком духе, и будет плакать по этим студентам и говорить, что смотрите, какой Китай плохой, а мы хорошие. Это беспроигрышная игра, она привязана по времени к грозящей опасности российско-китайского сближения и формирования довольно опасной для США конфигурации", — сказал эксперт.
Все правильно, но теперь Россия и Китай находятся не только по одну сторну баррикад, но и прямо в одном окопе. А в одном окопе воевать надо по-другому.
Читайте все публикации сюжета "Обама атакует КНР зонтиками"