Самолеты ВВС США в понедельник вечером начали бомбить цели на территории Исламского государства в Сирии. МИД Сирии сообщил, что получил оповещение через сирийского посла в ООН. Пока Обама бомбит столицу исламистов — город Ракку и окрестности, однако для их разгрома потребуется сила, способная провести наземную операцию. Возможно, придется идти на поклон к "нелегитимному" Асаду, "террористам" из Курдской рабочей партии и "Хезболлы".
Сначала скажем, что, по мнению российского МИД, нужно не уведомление Сирии, а ее согласие или согласие СБ ООН на бомбардировки, но, как известно, американцам закон не писан. Первоначально план борьбы с Исламским государством (ранее Исламским государством Ирака и Леванта, ИГИЛ), объявленный президентом США, гласил, что Америка вместе с "широкой коалицией" будет наносить авиаудары в Ираке и Сирии, а наземную операцию должны провести сами иракцы (от использования собственной армии Обама отказался).
Однако вскоре выяснилось, что иракская армия деморализована и недееспособна, несмотря на миллиарды долларов, вложенных в нее США. Последнее крупное поражение иракцы потерпели в минувшее воскресенье. Бойцы ИГИЛ уничтожили котел в провинции Анбар к северу от города Фаллуджа. В результате погибли, только по официальным данным, около 500 человек, пишет The Washington Post со ссылкой на собственного корреспондента в Ираке. Корреспондент делает вывод, что прошедшее воскресенье было одним из самых катастрофических поражений дней для иракской армии после Мосула.
Тогда президент США решил сделать ставку на "хороших парней" из Сирийской народной армии (FSA), которых противопоставляет теперь "плохим парням" из ИГИЛ. Ранее эти группировки вооружались и спонсировались американцами в равной степени с целью свержения легитимного правительства Башара Асада. Конгресс утвердил решение о поставках FSA оружия и финансирования помощи в обучении. Однако, как показывает пример иракской армии, это не решает проблему победы над хорошо организованными, обеспеченными финансами и поддержкой населения боевиками ИГИЛ.
Читайте также: "ИГИЛ - это привет от Саддама Хусейна"
Есть и еще одно обстоятельство. "Свободной армии не существует. Это фантом, который, возможно, на бумаге есть, а де-факто этой армии нет, — сказал Pravda. Ru Евгений Сатановский, президент Института изучения Израиля и Ближнего Востока. - Наиболее боеспособные ее бригады ушли либо к ИГИЛ, либо в "Джихад Аль-Нусру", то есть в "Аль-Каиду". Соответственно, нет в Сирии и никакой умеренной оппозиции, ее не существует. Есть либо группировки "Аль-Каиды" разного типа, либо отличающиеся от них чрезвычайно мало боевики "Братьев-мусульман".
Мнение Евгения Сатановского поддерживают американские аналитики. Например, Патрик Кокбурн (Patrick Cocburn), автор книги "Возвращение Джихада: ИГИЛ и новое суннитское восстание" (The Jihadis Return: ISIS and the New Sunni Uprising). В статье, опубликованной на интернет-ресурсе Counterpunch. org, он пишет, что для уничтожения ИГИЛ недостаточно делать ставку на "умеренных повстанцев", так как они разобщены и неэффективны в борьбе против террористов. А вот если привлечь к этому регулярную правительственную армию, то совместными усилиями это сделать можно.
Однако заметим, что для этого надо восстанавливать дипотношения с Сирией и фактически признавать Башара Асада легитимным. И это еще не все: надо организовывать перемирие между "умеренными исламистами" и правительством Сирии с тем, чтобы они вместе повернули свои штыки против ИГИЛ. "Соглашение о прекращении огня сейчас возможно, потому что все партии и зарубежные покровители сторон — США, Саудовская Аравия, Россия и Иран, боятся взрывоопасного Исламского государства", — пишет автор. Он цитирует госсекретаря США Джона Керри, который заявил в Совбезе США в пятницу, что для борьбы против ИГИЛ есть место для всех, "в том числе для Ирана".
Представляется, что Саудовская Аравия, или вернее спонсоры ИГИЛ в Персидском заливе, особенных усилий к уничтожению ваххабитов прилагать не будут, ведь ваххабизм — государственная доктрина монархии. А Россия?
"Единственное, что может сделать Россия — это поддержать Башара Асада поставками военной техники, — сказал Евгений Сатановский. — Потому что совершенно непонятно, будут ли американцы бить по исламистам или под шумок еще и попытаются разбомбить позиции Асада. Позиция России, она должна быть исключительно завязана на российский интерес, в той мере, которой российским военным и спецслужбам будет необходимо присутствие, мониторинг территории, которую контролирует сейчас Исламское государство".
Читайте также: Кого Обама собрался бомбить в Сирии
Эксперт добавил, что для целей такого мониторинга у РФ есть отношения и с Ираном, и с Ираком, и с правительством Курдистана, и с правительством Турции, и с правительством Сирии. Если же американцы хотят видеть Россию в союзниках, то "хотелось бы тогда понять, это каким-то образом сказывается на их позиции по Украине, на санкционной политике, на том, что они устраивают в Афганистане, в Туркменистане и в Узбекистане. На их отношении к Саудовской Аравии и Катару, которые являются главными союзниками Соединенных Штатов, одновременно и главными спонсорами международного терроризма и исламизма, действующих по всему миру, в том числе и против России", сказал Евгений Сатановский.
"У Соединенных Штатов есть сейчас проблема, состоящая в том, какое направление выбрать приоритетным — Ближний Восток или Украину, и выбор они пока сделать не смогли, — сказал Pravda.Ru Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений. - В этом смысле ситуация на Ближнем Востоке для России благоприятная, но беда в том, что это вызывает желание у российской элиты разменять, условно говоря, Ближний Восток на Новороссию. То есть мы отказываемся от поддержки Новороссии, при этом мы договариваемся с американцами о сотрудничестве на Ближнем Востоке, и, в свою очередь, после этого Запад как бы прощает России присоединение Крыма. Вот такая сделка возможна, и она, похоже, даже и проговаривается".
Предположим, что теперь пазл все же сложился и перемирие установлено, но все равно нет уверенности, что Асад (плюс умеренная оппозиция) разгромят ИГИЛ. Это возможно только в Сирии, где сунниты поддерживают Асада, но не в Ираке, где они недовольны политикой правительства шиитов в Багдаде, вспомним хотя бы жестокое подавление суннитского движения протеста в 2013 году. По сообщениям прессы, ИГИЛ призвал 6300 новобранцев в Ираке только в июле. Кроме того, ИГИЛ — это действительно уже государство, оно собирает налоги и продает нефть по демпинговым ценам в Турцию и Иорданию, имеет суды, органы власти.
Читайте также: Штаты бомбят союзников. Кто следующий?
Что можно Обаме сделать еще? Патрик Кокбурн считает, что можно пойти на сотрудничество, например, с Рабочей партией Курдистана (РПК) (последнее столкновение между ИГИЛ и "Отрядами народной самообороны", YPG, подчиняющихся РПК, произошло неделю назад на севере Сирии) и шиитской "милицией" Хезболла. Но эти организации признаны в США террористическими. Пойдет ли Обама на инициирование отмены таких решений в конгрессе?
"Президент Обама никому на поклон идти не будет, он самовлюбленный, самодовольный, напыщенный популист, который искренне полагает, что вокруг него вертится мир, — сказал Евгений Сатановский. - Ему совершенно не нужно уничтожать исламистов. Его вопросы — это отчетность перед конгрессом, это позитивное отношение избирателей к Демократической партии перед ноябрьскими выборами. И эти вопросы он вполне может решить теми точечными шагами, которые он и предпринимает" — сказал Евгений Сатановский Pravda.Ru.
"Да, американской дипломатии придется очень многие вещи переосмыслить и пойти на целый ряд уступок, но для них это довольно легко — американцы неоднократно меняли партнеров на Ближнем Востоке. Кроме того, общественное мнение США очень слабо ориентируется во всех этих тонкостях. Если какую-нибудь организацию из террористической переквалифицируют в антитеррористическую, то никто, кроме экспертов, этого даже не заметит", — сказал Pravda.Ru Борис Кагарлицкий.