Какая глобализация? Все стремятся отделиться

Недавно в прямом эфире видеоканала Pravda. Ru побывал известный востоковед, профессор, член-корреспондент РАН, директор Института востоковедения Виталий Наумкин. Главными темами интервью стали, конечно же, Восток, исламизация, а также забуксовавшая глобализация в мире. По мнению Виталия Наумкина, сейчас все как раз стремятся друг от друга отделиться.

— Как человек становится востоковедом? Как вы стали лучшим востоковедом мира?

— Как становятся лучшими востоковедами, я не знаю, но хотел бы с ними познакомиться. А вообще востоковедами становятся через большой труд. Востоковедение — это комплексная наука, требующая ожесточенных занятий языком. Она требует какого-то подвижничества. Конечно, можно приятными вещами заниматься, развлечься. Помногу часов сидеть и зубрить арабский язык — это может кому-нибудь кажется скучным, а мне это было безумно интересно. И много остального нужно учить, чтобы стать востоковедом. Это где-то — как стать хорошим врачом. Если человек лет пятнадцать вкалывает, он становится хорошим специалистом.

— Где начинается Восток?

-Япония — часть развитого капиталистического мира. Страна, которая по всем параметрам, вроде бы ничем не отличается от Америки, Англии, Франции, но в то же время это Япония! Она сохранила свою самобытность. Тайвань, Южная Корея, Сингапур… Это все равно китайская культура, это все равно китайцы.

Сингапур — самая развитая страна по всем уровням, совершенно потрясающая! Страна — финансовый центр, город-монстр, но там до сих пор существуют телесные наказания. Людей бьют палками. Это вроде бы средневековье, не совместимо с модернизированным государством. Там есть много преступлений, за которые наказывают ротанговыми палками. Очень неприятная вещь. В Малайзии это тоже сохранилось. Тоже страна высокоразвитая, модернизированная, электроника везде-всюду…

Стамбул — уже не Запад. Это космополитический город. Турция, Египет, конечно, уже Восток. Хотя Александрия — тоже космополитический город. Я учился в Каире. Там греки, итальянцы, евреи, армяне, все там так перемешано. Особенно христианский компонент очень сильный был. Одесса такая местная. И вдруг, когда началась "арабская весна", я узнаю, что в Александрии штаб-квартиры основных исламистских партий. Это поразительно! Почему-то так сложилось, что город, который был сосредоточием свободомыслия, толерантности, терпимости, стал опорной базой, центром поддержки для салафитов, для исламистов. Идет исламизация.

Читайте также: Крым оформит новый мировой порядок

— Реакция на то, что западные ценности не принесли справедливости и счастья?

 - Да, именно так. Идет отторжение этого элемента, и как это всегда бывает, с грязной водой выплескивается и ребенок. То, что было ценного, делало эту страну, этот город чрезвычайно для меня привлекательным вдруг — "бах!". Происходит возвращение к старому, к традиции, но в искаженной форме.

В средневековом раннем исламе было уникальное свободомыслие. В Халифате велись споры между исламскими богословами. Было много философских течений, часть из них находилась под влиянием античной философии, Ибн Сина…

Допустим, обсуждалась проблема "Мир вечен, или он создан?" Попробуй, сейчас какому-нибудь салафиту скажи: "Неправильно, что Бог создал мир. Мир вечен был". Все! Голову сразу отпиливают. А тогда можно было публично спорить, доказывать. И очень хитрые аргументы были, сложные. Значит, вопрос о создании мира подвергался сомнению. Можно было публично подвергать сомнению догмы, никто за это не убивал.

— Мир становится глобальней, компьютерные сети позволяют миром править из кабинета. Что вы думаете о глобализации? Куда идет мир, как будет развиваться?

— Не преувеличивайте глобальность мира. К этому нужно осторожнее относится. Глобализация часто преувеличивается. Появился даже термин гиперглобализация. Но я с этим не согласен. Многие ученые считают, что это от просто глобализации сегодняшней ничем не отличается — ее просто нет. Тот же Валленштейн считает, что глобализация — это выдумка, что нет уж какой-то такой особой глобализации. Что такое глобализация? Должно быть три потока: люди, капитал, информация.

Сначала, действительно, открылись границы. Люди стали их переходить, ездить. Все возрастающая часть жителей земли стала жить не там, где она родилась. Больше перемещаются люди. А сегодня стали барьеры возникать. Фактически идет борьба против мигрантов, против перемещения людей. Никто не хочет, чтобы было свободное перемещение людей. Оно происходит, но ему ставят рогатки. По капиталам еще лет 20 тому назад вопросы о каких-то санкциях не стояли на повестке дня международной жизни. А сегодня введение санкций против всех подряд стало нормой жизни. Сплошные банки, препоны, контроль, протекционизм.

Остается только информационная свобода, свобода доступа к информации. Но и здесь пытаются закрыть, что-то просеять, фильтровать. Появляются системы фильтра интернета, не пускают какие-то печатные издания в каких-то странах. Но все-таки, можно сказать, что да, есть свобода доступа к информации. Мы с вами может гаджеты использовать, куда угодно влезть, с кем угодно поговорить. Связь, коммуникация — да. Но капиталы и люди — нет. Я бы не сказал, что есть большая свобода, и глобализация открывает ворота.

Читайте также: Шотландский кошмар надвигается на Европу 

— Но достаточно очевидно резкое удешевление передвижения людей.

— Но сейчас реально этому ставятся препоны. Сейчас во всей Европе и везде движение против этого. Собственно, везде есть свои потоки, которые перекрываются. Возьмите наши бурные дискуссии по вопросам разного рода миграциях, мигрантах и так далее. Это больной вопрос для всех. Да, сегодня есть инструменты технологические и технические, которые позволяют быстро перемещать людей в пространстве, быстрые коммуникации. Есть тенденция к максимальному овладению технологиями и создание тех технологий, которые это позволяют сделать.

С другой стороны, в противовес этому, есть технологии, которые позволяют это ограничить, начиная от доступа к информации, к передвижению и так далее. Возьмите даже успешный пример интеграции — Евросоюз. А сейчас они только ограничивают. Евроинтеграция трещит по швам. Новых членов не принимают, только в ассоциацию для видимости. А тут — Шотландия… Много различных конфликтов.

Читайте специальный сюжет Pravda.Ru Весь мир смотрит на Шотландию и ждет

— Институт востоковедения проводил исследование конфликта в Нагорном Карабахе. Это сложно, рискованно?

— Мы этим занимаемся. Мы ученые. Если депутат Государственной думы съездит в Нагорный Карабах, а потом захочет поехать в Азербайджан, ему могут сказать: "Нет. Ты персона нон-грата, потому что был на оккупированной территории". А если ученый-востоковед съездит, ничего страшного не произойдет. Мы проводили в течение довольно длительного времени неформальный диалог между тремя сторонами: армянами из Армении, армянами из Нагорного Карабаха и азербайджанцами из Азербайджана. На официальном уровне принято считать, что это конфликт между Арменией и Азербайджаном, и там Карабаха как стороны нет.

У нас были три стороны, потому что мы их рассматривали не как представителей государственных образований, а как частных лиц. И у нас они беседовали.

Другое дело, что мы не добились разрешения конфликта через народную дипломатию, так как у нас получилось с Таджикистаном. Мы внесли очень большой вклад в диалог во время гражданской войны, со временем выработали формулу, которая пригодилась для официальных переговоров. А с Карабахом так пока не получилось. Тот факт, что люди встречались и обсуждали — уже хорошо. Но дальше пока продвинуться не получается. Не созрели стороны.

Поэтому пока мы прекратили работать в этом направлении. И потом, этот процесс монополизирован очень высоким официальным уровнем. И там нет пространства для деятельности общественных организаций, для неформальной дипломатии. Этот процесс монополизирован президентами. Может быть, это правильно. Есть Минская группа, Армения и Азербайджан там между собой решают. В этих странах как бы не принято, чтобы какие-то неформальные, неправительственные организации портили, как они считают, этот серьезный политический процесс. Поэтому мы прекратили этим заниматься.