Украина без Рады, и нигде ей не рады

Президент Украины Петр Порошенко распустил Раду. На 26 октября назначены досрочные парламентские выборы. О том, как сейчас складывается ситуация на Украине, политической борьбе между партиями и возможном развитии событий еще до сегодняшних новостей в прямом эфире Pravda.Ru рассказал президент Киевского центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.

— Как вы оцениваете решение президента Украины провести выборы в Раду? Многие к этому относятся скептически, потому что страна находится в состоянии гражданской войны.

— Я тоже достаточно скептично отношусь к этому решению по нескольким причинам. Во-первых, Украина действительно находится в состоянии войны. Во-вторых, в украинской верхушке, в киевской власти, идет сложная и тяжелая внутренняя борьба. И у Порошенко далеко не такие прочные позиции, как может показаться. Понятно, что любые выборы, даже в самое спокойное время, обстановку дестабилизируют, тем более дестабилизируют обстановку выборы, которые проводятся во время военных действий.

Ну, и тем более будут дестабилизировать обстановку эти выборы, потому что сейчас, как я уже сказал, на Украине самые разные группировки борются между собой за власть, за влияние, за ресурсы, потому что ресурсы — они не резиновые, практически исчезают, и политическая власть означает контроль над экономическими ресурсами. На Украине, по сути дела, может остаться только один олигарх, а пока осталось два — Порошенко и Коломойский. И, следовательно, борьба между ними неизбежна.

Ну и, наконец, Порошенко, с моей точки зрения, абсолютно ничем не мешал этот парламент. Он, по сути дела, штамповал любые законы, которые ему предлагали, и единственное, что он отказался проштамповать, — это новый избирательный закон, который бы позволил провести выборы на пропорциональной основе, но здесь, понятно, задействованы шкурные интересы депутатов. Поэтому, по большому счету, с политической точки зрения, смысла в этих выборах явно не было. С точки зрения стабильности, политическое пространство зачищено от всех оппонентов действующего режима, Коммунистическая партия зачищена, Партия регионов зачищена. На выборах будут конкурировать между собой только те партии, которые представляют сейчас власть. Следовательно, часть из них будет в оппозиции, часть из них будет критиковать власть, потому что всегда на выборы идут с критикой власти. Поэтому Порошенко получит изрядную порцию критики.

Кроме того, многие из этих политических сил опираются на вооруженные отряды — у каждой свои. В условиях такой нестабильности это может привести просто к вооруженным столкновениям внутри правящей группы.

— А у "Батькивщины" вооруженные отряды есть?

— У "Батькивщины" на данный момент нет. Но свои вооруженные отряды есть у "Свободы", "Правого сектора", а главное, свои вооруженные отряды есть у Коломойского. А Тимошенко уже пыталась наладить с Коломойским взаимоотношения именно на почве совместной неприязни к Порошенко. Поэтому опереться на какую-то вооруженную силу любая политическая сила всегда сможет, было бы желание.

С моей точки зрения, смысл этих выборов только в том, чтобы в парламент пришли друзья Порошенко или люди, которым он доверяет. Но Янукович же собрал в свое время парламент из людей, которым он доверял. Потом все эти люди перешли на сторону тех, кто Януковича сверг, и сейчас выясняют, кто кого предал: они Януковича или Янукович их.

Поэтому я думаю, что какого-то серьезного усиления своих позиций Порошенко не добьется, потому что украинские политики поддерживают победителя, кем бы ни был этот победитель. Если Порошенко будет слабеть и проигрывать, они перейдут на сторону его оппонентов. С тем же успехом он вполне мог опираться на действующий украинский парламент. Тем более, что вся украинская политическая элита: президент, премьер и Верховная рада, — фактически выполняет приказы из Вашингтона. Поэтому есть приказ — парламент проголосует, нет приказа — парламент не проголосует. Порошенко не получает дополнительной управляемости Верховной радой. А вот дестабилизацию получает.

Когда Порошенко, только будучи избранным президентом, впервые заявил о своем намерении провести досрочные парламентские выборы, я уже тогда сказал, что украинская власть живет в режиме, который закончился 21-23 февраля. То есть, они живут так, как будто бы ничего не случилось. Новый президент должен быстро переформатировать под себя парламент, потому что все так делали до него, так нужно сделать и сейчас. Еще Порошенко хотел переписать под себя Конституцию.

— Что конкретно он хотел сделать?

— Он хотел под предлогом усиления парламентских и правительственных полномочий фактически значительно увеличить полномочия президента. По замыслу, практически напрямую переподчинялись президенту все силовики, и контроль над ними усиливался, и, самое главное, усиливались полномочия совета национальной безопасности и обороны. По сути дела, он мог выступать как альтернативное правительство. Председателем этого совета является президент, назначает всех членов совета президент, решения совета безопасности и обороны вводятся в действие указами президента.

У Порошенко с новой Конституцией не получилось. Но он опирается на вооруженные силы как верховный главнокомандующий в ходе боевых действий. Он опирается на постсоветскую традицию, когда в президенте видят фигуру почти монарха и поэтому считают его главным. Он опирается еще на американскую поддержку. У Порошенко не было никакого смысла лишний раз суетиться и создавать себе дополнительные политические проблемы.

— Почему Порошенко до сих пор не отдал на ратификацию в парламент соглашение об ассоциации? Грузия и Молдавия уже давно это сделали.

— Дело в том, что сейчас соглашение об ассоциации никому не нужно. Оно подписывалось в качестве утешительного приза уходящим европейским политикам — Эштон, Баррозо, которые его в свое время лоббировали, почти продавили, но не смогли организовать подписание его Януковичем. На этом они потеряли лицо, были поломаны их политические карьеры. Януковичу они отомстить смогли, потому что они приняли активное участие в проведении и подготовке государственного переворота на Украине, но вернуть время вспять они не могут. Время для подписания соглашения об ассоциации ушло. Сейчас это просто утешительный приз. Он не нужен Евросоюзу.

Евросоюз ничего не получает от соглашения об ассоциации. Украина практически разрушена. Нет там уже сорокамилионного рынка, потому что нет никакой покупательной способности у населения. Оно практически нищает и будет нищать дальше. На границах Украины поставлены барьеры. Товары не могут проникать на территорию Российской Федерации и стран СНГ, как это было запланировано первоначально.

Соглашение об ассоциации имело смысл, когда Европейский союз подписывал соглашение о зоне свободной торговли с Соединенными Штатами. В этом соглашении Европейский союз выступал такой же страдательной стороной, как Украина в соглашении о зоне свободной торговли с Европейским союзом. Соглашение о торговле с США наносило экономический ущерб Европейскому союзу. Для того чтобы это компенсировать, ЕС надо было получить дополнительные рынки. Путем подписания соглашения об ассоциации с Украиной, которая имела соглашение о свободной торговле со странами СНГ, Европейский союз получал черную дыру, через которую его товары могли выходить на рынки стран СНГ и компенсировать Европейскому союзу его потери от зоны свободной торговли с Соединенными Штатами.

По сути дела, планировалось, что все проблемы и убытки от этих соглашений об ассоциации, от соглашений о зоне свободной торговли с Соединенными Штатами оплатит Российская Федерация и другие страны Содружества Независимых Государств. Когда стало понятно, что этого не произойдет, соглашение утратило смысл для Европейского Союза.

— Что мешает прекращению войны на Украине?

— На Порошенко уже слишком много крови — за это придется отвечать. А любой мирный процесс на каком-то этапе вызывает вопрос: а кто в этом виноват? Кто отдавал приказы? Кто ответит за гибель людей? Кто ответит за разрушение городов? Кто, в конце концов, ответит за то, что армия, верховным главнокомандующим которой является Порошенко, использовалась против собственного населения без объявления военного или чрезвычайного положения? То есть, даже если исходить из версии Киева, Россия напала, а Киев обороняется, надо объявлять военное положение, надо объявлять войну. Надо объявлять состояние войны, и только в таком случае можно задействовать армию.

— А почему он не объявляет военное положение?

— С объявлением военного положения нельзя проводить выборы. А поскольку украинские политики продолжают играть в свою избирательную кампанию, значит, им это невыгодно.

Кроме того, военное положение резко ограничивает возможности государства на международной арене. Наконец, в Киеве можно говорить все, что угодно, и показывать по телевидению своему населению, но нельзя же доказать в Организации Объединенных Наций или где-то еще, что Украина воюет с Россией.

Если ввести военное положение, Порошенко признает, что он ведет не контртеррористическую операцию против каких-то отдельных отщепенцев, которые спрятались в подвале и терроризируют мирное население, а ведет гражданскую войну против собственного народа. А это уже крупные неприятности, а не только моральные издержки. Это еще и юридические последствия. Поэтому военное положение и не объявляется. Они рассчитывали боевые действия закончить сравнительно быстро, но все их планы провалились.

— А дальше?

— Это зависит не столько от Украины, сколько от интересов государств, ее окружающих, в первую очередь, государств ЕС и Российской Федерации. Такое огромное Сомали в центре Европы на транзитных путях никого не радует.

Даже если вокруг Украины будет построен в ближайшем будущем "Южный поток" и весь газ пойдет вокруг нее, все равно такая напряженность не нужна. Потому что это 40 миллионов вооруженных людей, голодных и злых, которые побегут в разные стороны.

Должен начаться процесс политического урегулирования, как только будет закончена военная фаза. Этот процесс может быть долгим, потому что здесь есть несколько государств, имеющих свои интересы, в том числе и территориальные претензии к Украине.

Уже у многих есть понимание, что в в прежнем виде украинское государство существовать уже не может. Пока нет понимания, а надо ли вообще существовать этому новому украинскому государству? Поэтому дальше процесс будет идти путем взаимных переговоров. Но в любом случае за будущее Украины ответственность на себя придется принять соседям, потому что сама Украина поделена на две примерно равные части, которые могут действительно убивать друг друга не то что годами — десятилетиями. По 20 миллионов с ходу не перебьешь.

Беседовала Любовь Люлько

Читайте также:

Киев подставит под удар средний класс

Гимн Украины: Что не съем, то понадкусываю

Киев: Пентагон уехал, клоуны остались

Киев объявит о конфискации имущества

На Украине царит дезинформация