На стенах полуразрушенных кварталов Хомса новенькие, яркие, жизнеутверждающие граффити. Прошло чуть более трех месяцев с того дня, как исторический центр города покинули террористы. Во многих домах еще нет ни электричества, ни водоснабжения. Но если уцелели стены, жители стремятся вернуться домой. Многие из них более двух лет жили у родственников, кто-то был вынужден снимать другое жилье, а кто-то находился в центрах временного размещения.
Многие улицы выглядят уже почти нормально. Но это слово "почти" имеет горьковатый привкус: на стенах домов копоть, зачастую не хватает балконов и даже целых квартир, отдельные здания разрушены полностью. Но невольно сравниваешь эту картину с той, что была сразу же после выхода боевиков, когда мы, журналисты, ходили по еще дымящимся, заваленным разбросанными вещами, превращенным в тотальные свалки переулкам, многие из которых были занавешены дырявыми тряпками (нехитрая защита от просматривания снайперами). Сейчас стало получше.
Совсем недавно возле каждого дома была свалка из разбросанных вещей, где все было перемешано: одежда и книги, детские игрушки и поломанная бытовая техника, разбитые тарелки и уцелевшие кофейники, семейные фотографии и велосипедные колеса, обувь и обломки мебели. Теперь таких куч стало намного меньше. Люди, которые смогли прийти к своим жилищам, находили в этих кучах хоть что-то из своего уцелевшего имущества. Но большинство вещей пришлось выбросить. Теперь горожанам приходится начинать жизнь с нуля, с чистого листа, собирая осколки своего поруганного "демократией" быта.
Опустевшие маленькие магазинчики перемежаются то с древней мечетью, то со старинным хаммамом, то с остатками стен еще Римской эпохи. То тут, то там можно встретить свалки искореженных автомобилей.
Жизнь все равно берет свое. Свидетельством тому — праздник Успения Богородицы и церемония возвращения одного из фрагментов Пояса Богородицы в знаменитый древний храм Умм Аз-Зуннар.
Пятнадцатого августа святыня, чудом спасенная перед самым нашествием боевиков в 2012 году, была торжественно помещена обратно в церковь, где она хранилась несколько столетий. А тогда, в феврале 2012 года, весь мир облетели кадры, на которых боевики с ехидной ухмылкой позировали перед храмом, напялив на себя одежды священников и глумясь над церковной утварью. Теперь эти страшные дни остались позади, но они оставили после себя немало черных следов — и на улицах, и в церквях, и в душах людей.
Накануне торжества во дворе храма трудились десятки волонтеров — подметали территорию, развешивали флаги, размещали иконы. Утром 15 августа церемония началась с праздничного шествия. Впереди шел знаменосец с сирийским государственным флагом, за ним — люди с флагами общины и простые жители Хомса. Двух девочек переодели в костюмы ангелов. В акции приняли участие Патриарх Антиохии и всего Востока и другие видные христианские деятели Сирии, а также губернатор провинции Хомс Талаль Аль-Барази. Яркая процессия несла радость на израненные улицы.
Небольшой храм был переполнен, а многие пришедшие были вынуждены остаться во дворе.
Пояс Богородицы был помещен в специальную капсулу, как и раньше. Люди потянулись к реликвии, столпилась очередь из желающих прикоснуться к святыне, поцеловать ее. Волонтеры, организовавшие охрану, были вынуждены вмешаться, чтобы не создавалось хаотичного столпотворения.
Однако возвращен Пояс был в сам храм, а не туда, где хранился до трагических событий. Потому что пристройка, в которой он был ранее, выглядит теперь вот так.
Нуждаются теперь в ремонте и другие подсобные помещения храма. В них — поломанная мебель, валяющиеся в беспорядке книги и иконы, пули и пустые гильзы.
Но произошло главное — город теперь свободен, святыня вернулась на свое место, в сердцах жителей вновь поселилась надежда на нормальную жизнь.
Теперь только один из окраинных районов Хомса, даже, скорее, пригород, Аль-Ваар, находится под властью боевиков так называемой "оппозиции". Но и оттуда поступают позитивные новости. Ведутся переговоры о локальном замирении. 21 августа пришла радостная весть об освобождении двух женщин, ранее похищенных террористами. Мерват Ода и Маха Сунбуль были выпущены на свободу в результате переговоров, которые велись старейшинами племен.
Мне удалось побеседовать с одним из жителей города Хомс — Ибрагимом Аль-Ахмадом, который прекрасно говорит по-русски. Из разговора видно, что горожане надеются на лучшую жизнь.
— Расскажите, пожалуйста, о том, как развивалась ситуация в Хомсе.
— События, происходившие в городе Хомс, особенно за последние два года, были очень кровавыми и несли опасность всем жителям. Было много жертв, много страданий. События коснулись всех сфер жизни, особенно экономики. Жители Хомса заплатили очень большую цену. Но в последние месяцы, после освобождения города Аль-Ксейр, ситуация в западных районах города стала лучше.
— Что вы можете рассказать о терактах, совершаемых в Хомсе?
— Поражения, которые террористы несли от рук армии, особенно около Хомса, а также в районе Каламун, были очень тяжелы для этих бандитов. В результате возросло число нападений на мирное население. Боевики взрывали машины, взрывали бомбы, совершали все виды преступлений против жителей. Это говорило об их поражениях в боях. Особенно много терактов было в районах Аз-Захра, Акрама, сильный взрыв прогремел около местной поликлиники. Очень много жертв среди мирных граждан, множество повреждений нанесено зданиям, улицам, машинам, магазинам.
— Как изменилась ситуация в Хомсе после того, как из его центральной части вышли бандиты?
— Общее впечатление таково: в Хомсе стало жить гораздо лучше, гораздо проще, чем раньше. Люди практически перестали слышать взрывы. Жизнь возвращается к прежним временам, как это было до войны. Это отразилось на настроении всех жителей города и его окрестностей. Стало хорошо. Добро все-таки победило.
— Что бы вы могли сказать по поводу прошедших в Сирии выборов президента?
— Прошедшие выборы были фактически референдумом о будущем страны. Большинство населения — более 70 процентов — пошли на избирательные участки. Это очень хороший результат. Большинство избирателей — 88 процентов — проголосовали за нынешнего президента Башара Асада. Это показывает, что люди оказали доверие этому президенту и этой власти. Все желают от президента продолжения самой решительной борьбы с терроризмом. В то же время необходимо бороться с некоторыми явлениями, которые мешают жизни народа.
— Как прошли выборы конкретно в Хомсе?
— В Хомсе, наверное, самый большой процент проголосовавших за президента -97-98 процентов в пользу Башара Асада. Таким образом жители города ответили на утверждения, будто бы Хомс является "столицей революции". Вот таков ответ на подобную "революцию": воля народа оказалась на стороне государства и президента Башара Асада.
— Что вы можете сказать о ситуации в Сирии в целом?
— Если говорить о ситуации в целом, то против Сирии ведется глобальная война. Спонсоры этой войны — Катар и Саудовская Аравия. Режиссер этой войны, ее администратор — это Соединенные Штаты. Все террористы в мире работают под прикрытием США. Сирия же получает очень важную внешнюю поддержку от России и от Ирана, а также от Китая. Особенно это важно в области экономики, чтобы Сирия могла держаться против врагов, против этих террористов, которые приехали из более 80 стран мира. В последние месяцы чувствуется, что ситуация развивается в пользу сирийской армии и сирийского государства. Это происходит, в частности, благодаря поддержке друзей из других стран и, конечно, благодаря силе сирийского народа и армии.
— Происходящее в Сирии так или иначе коснулось жизни каждой семьи. Как отразилась данная война на вашей жизни?
— Я думаю, что каждая сирийская семья, каждый гражданин понесли большой ущерб. Кто-то потерял близких, кто-то был ранен, кто-то утратил дом, машину… С начала войны все подорожало более чем на 400 процентов. Я не слышал, чтобы какая-либо семья не потеряла что-либо в результате этой войны, и я, как гражданин, не исключение. Но, слава Богу, до сих пор Сирия стоит и идет по пути к победе.
— Что бы вы хотели сказать народу России?
— Россия, как ранее Советский Союз, является великим другом Сирии. Так было на всем протяжении истории. Сейчас Россия поддерживает Сирию во всех областях — политической, экономической, военной. Я чувствую, что поддержка Россия придает сирийскому народу и государству стойкости, чтобы страна могла держаться и закончить эту войну.
Читайте также:
Хомс, Сирия: Израненный город не сломлен
Маалюля, Сирия: Пасха под пулями варваров
Арабские ветра на самостийной Украине