Несмотря на заверения лидеров стран ЕС, что они в санкциях против РФ движутся единым фронтом, на самом деле противоречия растут. Национальные правительства требуют от Еврокомиссии компенсации, а премьеры стран-"тяжеловесов" обвиняют друг друга в торпедировании общей идеи. Впереди недобросовестная борьба за рынки сбыта и резкое усиление евроскептицизма.
В прошлом году Россия купила продуктов питания из ЕС на 16 миллиардов долларов, это около десяти процентов от общего объема экспорта, по данным Евростата. В прошлый четверг ЕС узнал, что совокупный ВВП еврозоны никак не изменился по сравнению с прошлым кварталом, хотя ожидался небольшой рост. Такая стагнация напрямую связана с санкционной войной. В математическом исчислении негативные последствия санкций для ЕС гораздо выше 15 миллиардов долларов или двух десятых процента от совокупного ВВП еврозоны, о которых говорит статистика.
В расчете ущерба для стран ЕС должны присутствовать также прямые эффекты от возможной потери европейских инвестиций в экономику России в 30-50 миллиардов евро. А также косвенные потери от снижения товарооборота, например, падение прибылей энергетических и других компаний, каскад дефолтов ряда компаний и, возможно, банков, падение европейских фондовых рынков на 15-25 процентов, рост безработицы на три-семь процентных пункта, дестабилизация системы расчетов, говорится в отчете Научного совета по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию при президиуме РАН. В этой связи и единая европейская валюта может попасть под давление — вплоть до падения к паритету с американским долларом или даже до уровней Югославской войны. Кроме того все социальные выплаты и бюджетные программы окажутся опять под угрозой, поскольку только рост ВВП обеспечивает их финансирование.
Мало кто будет спорить с тем, что цель этой войны, развязанной Западом, политическая, поэтому и политические последствия будут весьма серьезны. Во-первых, в ЕС растет недовольство действиями центра. Так, премьер Финляндии Александр Стубб заявил, что не намерен отвечать на санкции РФ и втягиваться в новый виток санкционной войны. Это недовольство ведет к поиску обходных путей для восстановления товарооборота с РФ.
Президент Финляндии Саули Ниинисто стал первым лидером ЕС, который после наложения санкций встретился с президентом Владимиром Путиным в Москве. Он, по сути, вступил в сепаратные переговоры, чтобы обсудить как поддержать торговый оборот между Россией и Финляндией, который уже упал на восемь процентов и обещает упасть до 25 процентов к концу года. Сепаратно ищут альтернативные пути реализации своего товара на российском рынке и отдельные производители, для этого они обратились к торговым представителям Швейцарии, которая не входит в ЕС и потому не попала под российские санкции.
Во-вторых, растут протесты внутри стран, особенно среди фермеров — самого угнетенного класса Европы. В Греции, Испании, на Кипре они проводят акции протеста, уничтожают урожай, сжигают флаги Евросоюза. Если фермеры будут не в состоянии найти альтернативные рынки для своих товаров, то в совокупности с активностью оппозиции, которая требует отмены санкций против России, они создадут угрозу возникновения новых правительственных кризисов. "До сих пор руководство Еврокомиссии выдвигало требования тем странам, которые принято называть "проблемными", чтобы они максимально использовали свои внутренние ресурсы для преодоления кризиса, потуже затягивали пояса и т.д., — сказал Pravda.Ru старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Петр Искендеров. - Однако сейчас, в условиях обострения ситуации вокруг Украины, Еврокомиссия, фактически, выступает с прямо противоположными требованиями, то есть она заставляет отдельные страны, которые сотрудничают с Россией, действовать вопреки их финансовым интересам, вопреки интересам преодоления кризиса, руководствуясь политическими соображениями".
"На мой взгляд, сейчас отдельные страны, которые тесно связаны с Россией, будут пытаться находить новые механизмы взаимодействия с нашей страной, минуя центральные органы ЕС, - продолжил Петр Искендеров. - Фактически, речь пойдет даже не о сепаратных тенденциях, а об изоляции центральных органов Евросоюза. То есть, такие страны, как Финляндия, Венгрия, Румыния, как та же Польша, могут пытаться искать обходные пути с тем, чтобы наладить сотрудничество с Россией в новых условиях, преодолевать санкции, поскольку понятно, что компенсировать потери никто не будет, поскольку на это нет средств".
И в-третьих, если слабые экономики высказывают претензии к еврочиновникам, то среди сильных намечаются межгосударственные склоки. Усугубляются разногласия между Англией и Францией. Так, премьер Дэвид Кэмерон осудил торговлю военной техникой и военное сотрудничество между Францией и Россией. В ответ его коллега Франсуа Олланд сказал, что британский премьер лицемерит, имея у себя в лондонском Сити поток российских олигархических денег. Что касается Германии, то Меркель ведет себя необычайно тихо, возможно, потому, что российский природный газ течет по трубам "Северного потока". Зачем ей вмешиваться в потенциальный конфликт между "Газпромом" и Польшей, которая снабжается по украинской трубе? Это обстоятельство возмущает польских чиновников от политики.
Раскол стран по отношению к происходящим событиям, а также падение экономик ряда стран ЕС на 15-25 процентов могут спровоцировать выход стран южной Европы из Союза, прогнозируют российские эксперты. Это же могут сделать и Великобритания с Францией, которым надо будет кормить своих безработных, а не помогать фермерам юго-восточной Европы. Как апогей возможен распад еврозоны, поскольку европейский стабилизационный механизм не рассчитан на нагрузки в сотни миллиардов евро. Но ситуация может для Евросоюза еще более осложнится, если Россия предпримет новые санкции — это продажа долговых обязательств всех государств, которые ввели санкции, отказ от возврата любых кредитов, взятых российским государством или предприятиями, конфискация западных активов, переход на азиатские валютные резервы. Последствия этих шагов для европейских экономик станут катастрофическими, особенно для Франции, Германии и Польши, предупреждает Ксавье Моро в realpolitik.tv.
"Вопрос о выходе из состава ЕС может ставиться на национальном уровне в случае прихода к власти в этих странах не только "евроскептиков", но и националистически ориентированных правительств и политических сил, такая возможность уже дебатировалась примерно два года назад в той же самой Греции. И если социально-экономическая, энергетическая ситуация в странах ЕЭС будет ухудшаться, не исключено, что в странах Скандинавии, центральной и юго-восточной Европы, в той же Греции, к власти могут прийти силы, которые решат, что издержки членства в Европейском союзе превышают позитивные моменты. Здесь, безусловно, на мой взгляд, Россия могла бы более активно проводить свою политику, устанавливать и развивать отношения с теми силами, которые принято называть националистическими, но которые по сути являются более патриотическими, чем националистическими", — сказал Pravda.Ru Петр Искендеров.
Читайте также:
Немцы обжигаются на взаимных санкциях с РФ
Пустите хохла в Европу! Европа вздрогнула
Запад отберет у России латинских цыплят?