Большую роль в разрешении российско-грузинского конфликта 2008 года сыграл тогдашний президент Франции Николя Саркози. В условиях, когда переговорный процесс на Украине зашел в тупик, не пора ли снова подумать о таком посреднике? На данный момент в Евросоюзе есть две страны, которые могли бы выступить в этой роли. Это Австрия и Финляндия.
Конфликт на Украине может быть решен, только если Финляндия или Австрия выступят посредниками между Россией, Украиной и ЕС в рамках разрешения противоречий, заявил профессор международной истории Лондонской школы экономики Владислав Зубок в интервью финской газете Aamulehti. "На мой взгляд, единственный способ спасти ситуацию — это привлечь Финляндию или, возможно, Австрию, чтобы они выступили посредниками и помогли бы Путину и Порошенко сесть вместе за стол переговоров. Украинский "особый статус" будет лучшим вариантом для мира в Европе, сказал эксперт, пояснив, что Украина не должна вступать в НАТО или рассчитывать на военную помощь США, чтобы гарантировать невмешательство России. Это "очень опасное, недальновидное и нереальное решение". По мнению эксперта, выбор Финляндии объясняется тем, что страна имеет с РФ хорошие, "особые" отношения, то есть является "естественным посредником".
"Я полагаю, что в нынешней ситуации все средства хороши, лишь бы это вело к миру, или, как говорится, к храму, — прокомментировал Pravda.Ru предложение коллеги Константин Воронов, кандидат исторических наук, завсектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН. — Конечно, здесь возникает вопрос об авторитетности посредника, его заинтересованности, его честности, его бескорыстности. Но в нынешнем политическом клинче, в котором оказались Европа, Россия и США, мне кажется, найти такого медиатора было бы хорошо. Вспомним исторический аналог 2008 года, когда такую роль посредника сыграл Николя Саркози. Даже по истечении небольшого исторического срока мы видим, что роль Саркози в прекращении закавказской войны действительно велика".
Добавим, что Финляндия много теряет от запрета на импорт в Россию ее молочной и другой аграрной продукции, об этом заявил министр финансов страны Антти Ринне. "Стало совершенно ясно, что российские санкции могут иметь драматические последствия для Финляндии, особенно в пищевой промышленности, мы столкнемся со значительными трудностями", — цитирует его телеканал YLE. Есть в Финляндии и парламентская партия, которая выступает за немедленную отмену санкций, наложенных на Россию. Это "Истинные финны". Ее представитель, председатель парламентской комиссии Финляндии по международным делам Тимо Сойни уверен, что Финляндия не должна жертвовать своими интересами ради других стран. "Россия всегда была и будет соседом Финляндии. Естественно, демократическое государство и мирная миссия важны, но не надо быть "полезным идиотом" и наступать на мину за других", — сказал Тимо Сойни YLE.
"Что касается Финляндии, в годы холодной войны страна добилась особых доверительных отношений с СССР, играла особую роль на севере Европы и вообще решила проблему своей безопасности через такой особый курс - курс финляндизации (политика осторожного нейтралитета и мелких уступок, которой придерживается небольшая страна по отношению к могущественному соседу. - Ред.). Финляндия имела договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, в том числе и в военной сфере. Но СССР этим договором избыточно не пользовался, а Финляндия имела большие преимущества, избежав конфронтации вокруг ее территорий", — сказал Константин Воронов.
Таким образом, у Финляндии действительно есть опыт особых отношений с Россией и практичекая заинтересованность. Однако премьер-министр Алесандр Стубб до последнего времени обещал "стоять единым фронтом вместе с ЕС". Вчера вечером в интервью YLE, он сообщил, что обсудил санкции во вторник по телефону с канцлером Германии Ангелой Меркель и руководством ЕС: "Я им сказал, что отвечать на санкции России мы не будем и что нашему аграрному сектору нужна определенная помощь". Понятно, что Финляндия немного осадила еврочиновников, но личность Стубба в качестве переговорщика не убедительна. Он, как говорят в Финляндии, много "твиттует", но мало делает. На прошлой неделе, согласно опросу вечерней газеты Iltalehti, из 18 тысячи респондентов на вопрос: "Доверяете ли вы премьер-министру Стуббу?" - 86 процентов сказали "нет", и только 14 процентов сказали "да".
А можно ли рассматривать Австрию и ее президента Хайнца Фишера в качестве посредника? Здесь дела обстоят гораздо лучше. Именно в Австрии Владимир Путин добился прорыва по "Южному потоку", его там приняли с государственными почестями, и Европа поняла, что изолировать Россию ни в политическом, ни в экономическом плане не получится. Австрия подписала договор о "Южном потоке" в тот момент, когда ЕС рьяно искал возможность оказать на Россию давление в связи с украинским кризисом. Это был критический момент, и Путин не может не помнить эту услугу. Двусторонние отношения давно на очень хорошем уровне. Можно, например, вспомнить, что австрийские фирмы получили самые важные и крупные заказы в Сочи. С другой стороны, Австрия — это "голубая фишка" Евросоюза, страна с развитой экономикой, промышленностью, квалифицированной рабочей силой, имеющая тесные связи с Германией.
Есть там и, как сейчас модно говорить, "пророссийские силы". Лидер оппозиционной австрийской Партии свободы призвал немедленно отменить санкции, которые Евросоюз ввел в отношении России. По словам Хайнца-Кристиана Штрахе, сельское хозяйство Евросоюза уже пострадало.
И, наконец, Хайнц Фишер считает, что антироссийские санкции не выгодны никому. Об этом он заявил по итогам переговоров с президентом России Владимиром Путиным в Вене. "Я убежден, что от санкций никто не может что-то выиграть. Санкции не являются средством получить, принести какую-то выгоду", — заявил Хайнц Фишер, отметив, что искать пути сближения и решать конфликты необходимо путем переговоров.
"Австрия добилась вывода оккупационных войск США и СССР. Тем самым великие державы на примере Австрии смогли решить эту проблему разделения сфер в Европе, - сказал Константин Воронов. - Я думаю, что большой опыт есть и может пригодиться в разрешении украинского кризиса у таких стран, как Швейцария и Ватикан. Если заинтересованный медиатор приложит такие усилия, проявит свою бескорыстность и равноудаленность от сторон, то, может, найдутся и другие страны. Важно, чтобы ему поверили воюющие стороны конфликта".
Читайте также:
Габор Штир: "Украина — ключ к ослаблению РФ"
"На юго-востоке Украины началась война с РФ"
"Санкции превращаются в общемировой психоз"