История человечества показывает, что все когда-то уже было. Вот и конфликт, подобный украинскому, тоже уже был — на Кипре, сорок лет тому назад. И если исходить из этих исторических параллелей, то судьба конфликта на Юго-Востоке незавидная. Киприоты до сих пор не могут развязать этот свой клубок проблем. Об этом — корреспондент Pravda.Ru на Кипре.
Когда закончится конфликт на Украине? Ведь, в общем-то, к миру стремятся так или иначе все государства? Но мира и единения народа теперь на Украине не будет очень долго. Причем на память приходит опять же опыт истории, потому что история всегда повторяется. Сначала как трагедия, потом как фарс, хотя и фарс этот тоже может быть трагедией. Ну, а было что-то подобное украинским событиям где-нибудь в мире? Оказывается, да, было. Причем не так-то уж и далеко: на острове Кипр, сорок лет назад.
А началось все с того, что в 1960 году Кипр получил независимость (хотя британские военные базы там и остались по этому договору навечно!) и больше уже Британии как таковой не принадлежал. До этого там жили и греки и турки, и христиане и мусульмане, и за столетия друг к другу они привыкли. Привыкли до того, что в одной деревне на одной и тоже площади стояли и православная церковь и мусульманская мечеть, хотя смешанные браки и не поощрялись. Но тут сразу и нашлись силы, которые начали говорить о том, что есть греки-киприоты, а есть турки-киприоты и что друг с другом им жить тяжело. Подчеркнем — не христиане и мусульмане — к различиям в религии люди привыкли, а люди разных культур, причем допускающие в отношении друг друга различного рода дискриминацию.
Дальше больше: появились различные националистические организации, требования уравнять в правах и большинство и меньшинством, на почве националистических конфликтов стала литься кровь. А затем на материковой Греции к власти пришла хунта черных полковников и как ее дальний отзвук в 1974 году греческие офицеры из организации ЭОКА-2 (не имевшей никакого отношения к местной кипрской ЭОКА) попытались осуществить попытку захвата власти на Кипре. Цель понятна: свергнуть президента Кипра Архиепископа Макариоса III и присоединить остров к Греции.
Читайте также: Воинов Порошенко поглотил дремучий лес
15 июля 1974 года в 8:20 перешедшие на сторону хунты военные с помощью танков атаковали президентский дворец, но Макариос III к этому времени успел скрыться в городе Пафос, откуда он затем направился в Лондон. Хунта провозгласила нового президента Кипра, но на своем посту ему удалось продержаться всего только восемь дней. Казалось бы, дело сугубо внутреннее, не так ли? Но руководство соседней Турции расценило эти события как угрозу турко-кипрскому меньшинству острова и поспешило взять его под свою "защиту". 20 июля в 5:30 утра жителей Кипра разбудили сирены воздушной тревоги. Началось турецкое вторжение по вводу "миротворческих войск", получившее название "Атилла" — по имени руководившего им турецкого генерала.
Первый этап операции начался с высадки морского десанта на рассвете 20 июля в 5-7 км к западу от Кирении. Одновременно южнее Кирении и в аэропорту столицы Кипра Никосии были выброшены воздушные десанты, а военно-морской флот Турции блокировал порты Лимассола и Пафоса и препятствовал переброске греческих войск на остров морским путем.
Уже на следующий день 21 июля 1974 года состоялось морское сражение между турецкими и греческими ВМС в районе Пафоса, во время которого греческому флоту были нанесены тяжелые потери. В ходе напряженных кровопролитных боев турецкие войска захватили Кирению, аэропорт Никосии и установили контроль над дорогой между столицей и морским портом.
Мировая общественность в данном случае сработала весьма оперативно, так что уже 22 июля, в соответствии с резолюцией ООН №353, вступило в силу положение о временном прекращении огня. Инициаторами перемирия выступили США, опасавшиеся развязывания греко-турецкой войны, ведь и та и другая страна являлись членами НАТО. Одновременно велись переговоры в Женеве между Великобританией, Грецией и Турцией при участии СССР и США, а также представителями обеих кипрских общин. Однако эта попытка решить кипрский вопрос в рамках НАТО провалилась из-за требований турецкой стороны выделить 34 процентов территории острова для создания государства турок-киприотов и 14 августа 1974 года бои возобновились опять.
Началась вторая стадия операции вторжения. Войска Турции вышли на предлагаемую ранее турецким правительством границу раздела Кипра (линия "Атилла") и установили контроль над портами городов Фамагусты, Богаз, Морфу и другими, и захватив 36,4 процентов территории острова в его северной части.
16 августа было объявлено новое перемирие. Глафкос Клеридис, в это время возглавивший страну, принял предложение Турции, заключавшееся в разделе территории по линии Лефка-Фамагуста. Огонь между враждующими сторонами был прекращен. Предполагалось, что на Кипре со временем будет создана федерация, но этого так до сих пор и не произошло.
Читайте также: "Война России и США неизбежна"
В 1975 году "администрация" оккупированных территорий в одностороннем порядке провозгласила северную территорию острова Кипр Турецким федеративным государством. А в 1983 году была провозглашена так называемая "Турецкая республика северного Кипра" — государство, непризнанное ни одной страной мира, за исключением Турции и Абхазии! Независимость ТРСК признала также Автономная Республика Нахичевань (Азербайджан), но сам Азербайджан этого решения не поддержал.
Военные действия имели трагические последствия для острова. Сотни людей были убиты и ранены, многие греки-киприоты до сих пор считаются пропавшими без вести. Тысячи жителей лишились крова, около 200 тысяч беженцев были вынуждены покинуть свои дома на севере и уйти на юг.
Сейчас "зеленую линию", разделяющую Кипр, охраняет контингент Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре (UNFICYP). Причем проблему Кипра вроде бы решают, но только решается она как-то очень плохо. В результате сегодня в НАТО есть два государства, перманентно готовящиеся воевать между собой — это Греция и Турция. Причем если у Анкары потенциальных противников очень много (в том числе даже и Россия), то для Афин Турция — единственная внешняя угроза. Поэтому эти страны выпадают из общенатовского курса на тотальное сокращение армий и на отказ от призыва.
По общему количеству боевой техники (без учета ВМС) Турция уверенно занимает второе место в НАТО после США, а Греция — третье. В то же время эти же две страны делят первенство в альянсе по такому сомнительному показателю, как средний возраст своей боевой техники. По количеству бронетехники, артиллерии и авиации 70-х, 60-х и даже 50-х годов выпуска грекам и туркам нет равных.
Читайте также: На просторах СНГ назрел пересмотр границ?
И Афины, и Анкара стремятся к обновлению техники за счет импорта и достаточно мощных собственных ВПК. Здесь, разумеется, явное превосходство на стороне Турции, экономическое положение которой весьма неплохое. Она активно сотрудничает в военной области, как с ведущими странами НАТО, так и с недавних пор с Китаем, Южной Кореей и Индонезией. Об экономическом положении Греции напоминать нет смысла, из-за этого многие ее программы вооружений "зависли" на различных стадиях реализации. Кроме того, Греция — единственная страна НАТО, приобретающая значительное количество боевой техники и вооружений в России.
Что же касается последствий для самого Кипра, то туристы из той же России отдыхают и на юге, и на севере острова, пересекать демаркационную линию можно без проблем, но лучше это делать до часа дня, поскольку именно до этого часа на КПП работает автостраховка. Можно сказать, что юг Кипра от всего этого даже выиграл, поскольку получил много новых рабочих рук. Там стал развиваться туристический бизнес, тогда как до этого отдыхать были принято именно на севере (горы защищают от жаркого ветра из Африки), а южные районы были чем-то вроде огородной житницы острова.
Читайте также: Шаг к новому мировому порядку сделан
В северной части входу и своя собственная валюта и евро, вот только почему-то там все дешевле и если бутылка пива на юге стоит один евро, то здесь, всего 0,5! То есть люди живут и живут, в общем-то, очень даже неплохо, как, скажем, вполне могли бы жить и жители юго-востока Украины. Но почему-то политикам все-таки хочется их объединения. Но где к нему ключ, в Анкаре или в Афинах, а может быть в Лондоне или Вашингтоне не знает никто! И тянется это положение вот уже 40 лет. Клубок противоречий на Украине завязался сегодня едва ли не столь же объемный, как и на этом небольшом острове. Так что, сколько лет может потребоваться для того, чтобы его распутать (если исходить вот из этого конкретного опыта истории), страшно даже подумать!
Естественно, тут можно уповать на разные международные организации, если бы не одно большое "но". Буквально только что, а именно 12 мая 2014 года Европейский суд по правам человека постановил, что Турция должна выплатить Кипру 30 миллионов евро за моральный ущерб, нанесенный родственникам арестованных турецкими оккупационными властями и пропавших без вести греков-киприотов и 60 миллионов евро за моральный ущерб блокированному на полуострове Карпасия греческому населению.
Получается, что Европейский суд в очередной раз подтверждает, что признает только одно государственное образование на острове — Республику Кипр, часть территории которой оккупирована Турцией. Вот только Турция платить не хочет, а министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу заявил, что его страна не будет выполнять решение Европейского суда по правам человека. Не намерена и все тут! И как в таком случае прикажете поступать? Какими санкциями можно ее к этому принудить? Так что и кипрско-турецкий конфликт и конфликт между юго-востоком и западом Украины это теперь очень надолго.