Посол Белоруссии: у каждого своя демократия

Посол Белоруссии в России Иван Петришенко в гостях у Pravda.Ru

Белоруссия в негласном соревновании бывших республик СССР — бесспорный лидер: только она смогла достичь показателей 1991 года в экономике. Сравните: Украина едва ли дотягивает до половины… Только ли дело в личности руководителей? Об этом — продолжение беседы в "Клубе главного редактора" Pravda.Ru Инны Новиковой и посла Белоруссии Игоря Петришенко.

Читайте начало разговора: "Европа должна помнить, кто обеспечил ей мир"

— Я недавно в Facebook увидела очень красивые фотографии вечернего Минска, очень красивый город. И там все в огнях, в синеве, и подпись: "Вечер в деспотичной Белоруссии"… Наверное, люди ее поставили с иронией, потому что действительно очень красивый город. И вы ведь у нас старожилы в вопросе санкций, потому что экономический крах Белоруссии предрекают, наверное, как лет пятнадцать точно.

— Как Республика Беларусь начала проводить самостоятельную и независимую внутреннюю и внешнюю многовекторную политику, с тех времен и начались нападки.

- Начались прогнозы о будущем близком крахе, о тирании. Поделитесь, пожалуйста, с нами, как вы все эти годы жили? И в чем секрет того, что под санкциями страна достигла таких результатов?

— Вы увидели страну. Мы там специально к вашему приезду ничего не готовили…

— Ну, вы не могли город там к нашему приезду приготовить никак.

— Поэтому мы живем так не только в столице, но в каждом областном, районом центре, в каждой деревне, то есть мы развиваем свою страну.

— Мы проехали, видели чистые деревни, хорошие дома.

— Конечно, нелегко было, когда страна была вынуждена пуститься в самостоятельное плавание в 1992 году, то есть когда был период так называемого "парада суверенитетов". Только в 1994 году мы избрали путь — сильную президентскую власть. И после этого страна начала поступательно, по чуть-чуть развиваться, набирать темпы и формировать собственную экономику. Формировать отрасли, модернизировать их. И мы в 2003 году вышли на уровень, как сейчас принято говорить, "лучшего 1991 года", когда Белоруссия находилась в составе Советского Союза.

Тогда, в 91-м году, был высший подъем экономики, мы его превысили в 2003-м. И сейчас мы уже, по-моему, в три-четыре раза превысили тот уровень, те показатели.

Мы видим, как нас критикуют.

— Чаще всего не конструктивно…

— Наверное, иногда, если критикуют сильные мира сего, значит, наверняка мы делаем правильно. Если будут подхваливать где-то, значит, это для того, чтобы мы утратили бдительность. А мы не должны утрачивать бдительность, мы должны развивать собственную страну, именно по тем объективным постулатам, которые мы сами приняли. И мы видим, что нам их необходимо развивать.

Кстати, нас критикуют за якобы отсутствие демократии. У каждой страны свои традиции развития демократии и понимание этой демократии. Я только один пример хочу привести. У нас раз в пять лет проводится Всебелорусское народное собрание, на котором действующая власть отчитывается перед народом, рассказывает о том, что она сделала за истекшие пять лет, и принимает соответствующую программу развития собственной страны на очередные пять лет. Эти программы поступательно претворяются в жизнь: строится жилье, новые предприятия…

Мы выпускаем значительную часть машиностроительной продукции. По "БелАЗам" мы занимаем треть мирового рынка. Буквально пару дней назад в Новокузнецке выставлялись наши "БелАЗы". Так вот, наша, по-моему, 90-тонная машина, с электромеханической коробкой передач, завоевала гран-при.

Мы выпускаем десять процентов мирового рынка тракторов. Для нашей страны десять миллионов тракторов — это очень много, нам не нужно столько тракторной техники, но тем не менее, то, что нам досталось от нашей большой страны, мы это не распродали.

— Бережно используете. И не поделили. Не просто эксплуатировали, но и инвестировали в эти предприятия.

— Мы сообща принимаем решения. Народ эти решения видит, видит практическое воплощение их в жизнь, видит пользу для благосостояния, для собственного развития, для собственной, в конце концов, безопасности. То, что он может выйти в любое время суток в город и там не начнут его стрелять, грабить. То, что может с детишками, с внуками гулять в парке, встречаться с друзьями — вот это и есть демократия, это и есть свобода.

Но это не значит, что должны быть вседозволенность и иждивенчество. Каждый человек должен частичку себя посвятить тому, чтобы страна развивалась. Будет хорошо стране, экономика будет развиваться, будет лучше и человеку.

К нам кто-то с другой планеты не прилетит и не выстроит нашу позицию, наше отношение, мы должны сами это все выстраивать.

Поэтому, да, мы в санкционном визовом списке, там порядка 219 сейчас осталось наших должностных лиц. Ну, ничего, развиваемся. Санкции были в отношении наших предприятий также приняты.

Санкции санкциями, а у нас по уровню товарооборота под 30 процентов выходит с Евросоюзом. Где-то под 50 у нас — с Российской Федерацией. И на десять миллиардов экспорта продукции мы поставляем в Евросоюз. Ну о каких санкциях здесь можно говорить?

— Получается, они просто щеки надувают и просто стращают, но не забывают о своей выгоде…

— Да, и многие компании сюда с удовольствием инвестируют, и пришли, и работают в нашей стране, потому что комфортный законодательный климат. Нет лишних поборов. То, что написано в законе, — вот то и, будь добр, выполняй, и будет тебе замечательно и хорошо.

— Вы сказали об отчете перед народом раз в пять лет. Вы помните, раньше были пятилетки?… И позже было признано, что это очень удачная и правильная форма ведения хозяйства, пять лет — это долгосрочная перспектива, и в то же время она достаточно осязаемая, реальная, такая самая правильная.

— Вот это именно такая форма народной демократии, которая у нас установлена.

Да и все остальные планы функционирования государства, программа правительства, они именно подтягиваются под реализацию тех задач, которые приняты на Всебелорусском народном собрании.

— Ну, вот жалко, что в России такого нет. Одно время говорили много про то, что надо возрождать именно пятилетки. Поговорили-поговорили — и как-то все успокоились.

— Мы многим с нашими российскими друзьями, коллегами делимся. И нам приятно отметить, что многие позитивные моменты, которые у нас нашли практическое применение, находят реализацию у наших российских и других партнеров.

Мы не закрыты, мы с удовольствием, искренне, по-белорусски делимся всем тем, что мы прошли, что мы наработали. И даже, может быть, даем совет, чтобы наши друзья не совершали тех тактических и мелких ошибок, которые где-то мы допускали.

— Вот и нас пугают-пугают санкциями, а мы видим, как Белоруссия развивается, что санкции, наоборот, дали и стимул, и толчок к собственному развитию и к собственным возможностям.

— Эти санкции, к тому же, простимулировали еще более тесное интеграционное взаимодействие Республики Беларусь с Российской Федерацией. И в рамках союзного государства, и в рамках Евразийского экономического союза с участием Казахстана, и в рамках Содружества Независимых Государств. Кстати, мы председательствуем в этом году, с учетом того, что Украина, по ряду своих объективных причин и обстоятельств, не смогла осуществить председательство. Мы эту эстафету подхватили…

В рамках различного рода интеграционных образований, производственной кооперации сложившаяся ситуация дала дополнительный толчок более предметно посмотреть на резервы нашего взаимодействия с Россией, найти нераскрытые возможности. И сегодня уже можно говорить о хороших результатах.

— Игорь Викторович, а сколько граждан Белоруссии работают в России. Вот из Украины есть данные — пять миллионов.

— Тех союзных отношений, которые есть у России с Республикой Беларусь, ни в одной стране, не только нового масштаба, но и постсоветского пространства, — нет. Мы видим реальные достижения в области обеспечения равенства прав граждан Белоруссии и России. Россияне, находясь на территории Республики Беларусь, не чувствуют себя иностранцами. Наш глава государства Александр Григорьевич Лукашенко любит подчеркивать всегда: россиянин чувствует себя в Белоруссии даже лучше, чем у себя дома. Это действительно так. Это касается и медицинского обеспечения. И в правах на получение образования, высшего, среднего, никаких ограничений нет. И в плане приобретения недвижимости, тем более.

То огромное достижение, которое есть у нас и к которому люди уже привыкли как к данности, это стоило огромного труда сделать в 1995 году, снять таможенную границу, отменить пограничный контроль. Например, поезд Минск — Москва идет обычно только в ночное время, и не надо на границе подниматься, проходить паспортный, таможенный контроль и т. д. Это огромное достижение, это комфорт для людей.

— Да, мне было странно лететь в Минск с российским паспортом, я просто удивилась.

— То же самое и по авиарейсам. Это все огромное достижение. И поэтому никаких барьеров и объективных препятствий как для россиян, так и для белорусов нет. И вот эта историческая сложившаяся свобода в передвижении, в контактах, в семейных узах — это объективный процесс. И действительно, наши два государства создали благоприятный для этого климат. И многие белорусы едут в Россию на учебу, едут работать.

— Кстати, из России тоже едут.

— И из России тоже едут, да-да. Много студентов приезжают к нам, много приезжают на работу. Но, конечно, многие едут в Россию с учетом того, что возможности вашей страны гораздо больше в реализации различного потенциала. Это не значит, что у нас нет возможностей для приложения этих сил наших граждан, но и запрета нет. Человек определился, посмотрел, устроился на работу, поработал, снова вернулся. Некоторые наши строители также приезжали сюда, к вам, когда были определенные экономические колебания, приехали, поработали, посмотрели и снова вернулись домой. В общем, по данным Федеральной миграционной службы, наших трудовых мигрантов у вас где-то порядка 300 тысяч.

— Ну, это абсолютно реальная цифра.

— Согласен, абсолютно реальная цифра. У многих наших граждан есть право на упрощенный порядок приобретения гражданства: женились, замуж вышли… Здесь не должно государство чинить какие-либо препятствия, где людям жить. Думаю, это нормальный объективный процесс, и у нас действительно нет повальной миграции, какая могла бы быть, если бы работой и занятостью обеспечивала только Российская Федерация. У нас есть, где работать дома. Так что названная цифра в пределах естественных миграционных колебаний.

— Я вот недавно специально в Facebook вела дискуссию с преподавателем Вильнюсского университета. И он сказал, что у всех, кто имеет какие-то экономические отношения с Россией, всегда проблемы. И что даже Белоруссия от вас теперь отвернулась. Белоруссия поняла, что с вами, с Россией, невыгодно иметь экономические отношения. Я понимаю, необязательно всех комментировать и отвечать на всякие глупые утверждения, ну вот тем не менее…

— Я на этот вопрос хотел бы ответить вот что… Мы ни от кого никуда не отворачивались. Мы идем тем курсом, который для себя определили. И в 1995 году, 14 мая, на Всенародном референдуме, мы взяли курс на братский союз с Россией, на единение. Это решение остается в силе, оно планомерно реализуется нашим главой государства, всеми ветвями власти. Аналогичные подходы мы видим и от Российской Федерации.

Поэтому здесь абсолютно нет никаких таких аспектов. Повторюсь, мы проводим многовекторную линию. Мы развиваем сотрудничество с братской Россией именно в этом контексте, в рамках союзного государства. Наши экономики взаимно переплетены. Для примера скажу: в нашем тракторе, знаменитом МТЗ, порядка 50 процентов комплектующих из Российской Федерации. Это наш совместный продукт. Аналогично и в комбайнах, которые мы производим, и в "БелАЗах".

Белоруссия, единственная, наверное, на постсоветском пространстве, согласованно проводит и координирует внешнеполитические направления бывших республик СССР. Это программа согласованных действий в области внешней политики. Она принимается и утверждается президентами раз в два года на заседании высшего Государственного совета союзного государства.

Окончание беседы главного редактора Pravda.Ru Инны Новиковой с чрезвычайным и полномочным послом Республики Беларусь Игорем Петришенко читайте в ближайших выпусках.

Читайте также: