В прямом эфире видеоканала Pravda. Ru из Стокгольма побывал известный публицист Исраэль Шамир. Поверьте, мало кто понимает ситуацию в Палестине лучше, чем он. Что на самом деле произошло между Израилем и Палестиной? Кто из них прав и кто виноват? Как разрешить этот затянувшийся конфликт? И кто сможет стать гарантом мира для этой одной страны?
— Мало кто понимает ситуацию в Палестине лучше тебя. Что и почему там происходит?
— Очередная война против Газы. Она безоружна, практически. Окружена со всех сторон колючей проволокой. Бомбить ее безопасно. Конечно, такое искушение есть у израильского правительства, взять и по ней прекрасно отбомбиться. Израиль любит бомбить Газу и раз в несколько лет устраивает такие большие бомбежки. Такие периодические чистки устраиваются. Конечно, на этот раз были и реальные обстоятельства. Девять месяцев шли долгие переговоры между израильским правительством и палестинцами под эгидой Керри. Они окончились полным крахом.
Палестинцы тогда решили помириться между собой. До этого два главных политических движения — ХАМАС и ФАТХ — враждовали. Одни сидят на Западном берегу Иордана, другие — в Газе. Тут они помирились и создали общее правительство. Для Израиля это был страшный удар. Израиль хотел, чтобы и дальше палестинцы между собой ссорились. Разделяй и властвуй — это еще никто не отменял.
Следующий удар Израиль получил, когда Соединенные Штаты, Европа и Россия стали сотрудничать с новым палестинским правительством, несмотря на страшный вопль Израиля, который этого очень не хотел.
И вот тут подворачивается случай. Пропадают три молодых израильских поселенца. Вместо того, чтобы их искать, Израиль устраивает огромную масштабную карательную акцию на Западном берегу, десятки людей убивает, сотни бросает в тюрьму, причем начинается с парламентариев.
Потом Израиль начинает войну против ХАМАСа, бомбежки сектора Газа и пытается таким образом создать напряжение между Газой и ХАМАСом. ХАМАС понемножку терпит. И вроде это все так слабо продвигается. Но тут Израиль начинает перегибать палку.
Молодые религиозные евреи страшным жестоким образом похищают и убивают палестинского подростка. Они его похитили посреди бела дня, увезли в лес около Иерусалима, там истыкали ножами, запытали, потом сожгли заживо. А израильская полиция сразу говорит: "Нет, мы не знаем, кто это, мы не знаем, что это". И сразу же по СМИ, по социальным сетям друзья Израиля стали говорить, что его убили сами арабы, потому что он был гомосексуалистом: "Вы же знаете, какие гомофобы, эти проклятые арабы". И так бы это все ушло в никуда.
Но оказалось, что у палестинцев есть копия видеозаписи, которая все это время находилась в полиции. Там были видны лица тех, кто похитил подростка. Когда появилась публикация на сайте "Антифады" в Соединенных Штатах, тогда у полиции выбора не было. Полиция начала аресты. Пошли волнения в Иерусалиме. Полиция начала очень жестоко разделываться с митингующими, и одновременно усиливаются бомбежки против Газы. Тут Газа начала отвечать. Это медленное нарастание, оно тоже помогло Газе справляться с ситуацией.
Потому что в предыдущую войну Израиль ударил внезапно, неожиданно, одним махом убил 350 палестинцев и разбил все арсеналы ракет. Но на этот раз, в период медленного нарастания, жертв было не так много, ракеты уцелели, и палестинцы понемножку отвечают. То есть происходит такая артиллерийская дуэль. Конечно, силы совершенно не равны. Там сейчас более 50 палестинцев убиты, а в Израиле пока никто не пострадал. (Информация на 10 июля 2014 года. — Прим. ред.)
— Неужели они не понимают, что нужно политическое решение?
— Глубинка в Израиле не чувствует этого. Людям все это неприятно, но реального удара нет. Это то же, что чувствуют русские люди по поводу Славянска. Не так чтобы все это было актуально. Все еще далеки от того, чтобы у Израиля возникла воля к политическому решению. Я думаю, что решить проблему Палестины и Израиля можно просто.
Просто должно быть равенство. Израиль и Палестина — это все-таки одна страна, которая условно делится на территории, оккупированные и не оккупированные, подмандатные и не подмандатные. На самом деле без этого можно прекрасно обойтись. Там нужны равенство, общий парламент, общие выборы, одно государство. И все больше людей приходит к пониманию этого. Не надо изобретать велосипеды. Равенство во всем мире — это самое лучшее решение всех проблем.
Читайте также: