Очередной гость видеостудии Pravda.Ru — историк, кандидат исторических наук Олег Айрапетов. Он уже выступал в прямом эфире нашего видеоканала. В этот раз Олег Айрапетов и главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова обсуждали последние новости. Темы затрагивались самые разные, но разговор в итоге все равно перешел на Украину и противостояние РФ-Запад.
- Американцы в очередной раз задержали за рубежом нашего гражданина. На этот раз — сына депутата Селезнева, обвиняемого в хакерстве, даже не задержали, а просто похитили и вывезли с Мальдив. Видимо, теперь заграница стала опасным местом, особенно для политиков и их родственников?
— Мне кажется, что предосторожность излишней не бывает. Соединенные Штаты уже давно, а в в последнее время особенно, ведут действия, которые поставили крест на том, что мы называем международным правом или правом вообще. Мы уже привыкли к тому, что без всяких доказательств, каких-то реальных причин можно вторгнутся в государство, повесить публично руководителя. Можно с дронов наносить удары по территориям, по группам людей, где якобы может скрываться какой-нибудь террорист. Потом выясняется, что нет там никакого террориста. Можно показывать по телевизору, как вертолет просто расстреливает людей. Это, по их мнению, люди низшего сорта, которых можно расстреливать.
Нам остается радоваться, что граждан Российской Федерации не убивают просто так. Не идет отстрел, пока что во всяком случае. Наших граждан похищают. То есть, мы находимся в такой полупривилегированной касте. А есть люди, которых нельзя не похищать, не убивать открыто. Если их убивают, то скрытно. Мне кажется, дело идет к тому, что почти каждого человека на нашей планете могут объявить кем угодно без каких-либо доказательств.
В свое время Герман Геринг сказал: "кто еврей, а кто не еврей у меня в министерстве, решаю я". Сейчас кто террорист, а кто не террорист, решает такой дяденька за океаном. Он нажимает на кнопочку, и все — человек объявляется террористом. Если вы заявляете какие-то позиции, то в страны НАТО нужно въезжать с осторожностью, с опаской. Особенно в страны англо-саксонского мира. Возвращается практика холодной войны.
Читайте также: Мародеры от истории украли Украину
— И в Германии — очередной шпионский скандал. Такое позорище.
— Что парадоксально, это же беспрецедентный случай. Раньше было жесткое противостояние между двумя глобальными мировыми центрами силы и власти. И естественно, никаких противоречий между Германией, которая выступала в качестве младшего партнера, и США быть не могло. Они были единым фронтом. А вот сейчас единого фронта не наблюдается. На территории условного союзника не ведут разведывательную борьбу. Хотя как сказать… Говорят, что израильтяне — союзники США, однако они ведут разведдеятельность на их территории. И их агентура, в случае провала, жестоко наказывается.
— С чем связана смиренная позиция Ангелы Меркель, почти полное подчинение США во вред своим интересам?
- Есть вещи совершенно очевидные. На территории Германии существуют и действуют американские военные базы. Это уже говорит о том, кто — партнер старший, ведущий, а кто — ведомый. Германия, безусловно, является великой державой. Однако не имея своих ракетно-ядерных технологий, ядерного оружия, она не является сверхдержавой. Хотя, безусловно, входит в клуб наиболее серьезных, крупных, развитых государств мира. В настоящее время, когда Вашингтон снова явно ставит на грубую силу, на насилие, то все это перестает играть какую-то роль. Тут важно — кто сильнее.
Очевидно на немцев есть определенные каналы влияния. Они вскрывают противоречия более глубинные, чем просто противоречия между Германией и Соединенными Штатами. Это всего лишь часть намечающихся противоречий между континентальной Европой и США.
Читайте также: Киев: светскую хунту дополнит церковная?
— Есть мнение, что весь конфликт на Украине был спровоцирован Европой, даже не Германией, а странами типа Польши и Литвы. А потом они побежали к Америке: "папа решай ситуацию". Это тоже усугубляет раздражение между Америкой и Европой. Америка недовольна тем, что ее втянули. Они не признаются. Что дальше?
— Ага… Все свидетельствует о том, что Литва, Польша это устроили? Понятно, что американцы сейчас скажут: мы не хотели. Разве не приезжали туда директор ЦРУ и вице-президент в решающие моменты?! Что Нуланд как-то там действовала — тоже не имеет значения? Естественно — Литва. Вот оказывается, кто является действительно сверхдержавой. Самостоятельной, способной действовать, принимать решения, у нее есть средства и возможности, чтобы разворачивать структуры этих лагерей, подкармливать это все, вооружать. Это вот кто оказывает все делает… Так давайте дружить с Вильнюсом, если все это делает Литва, а не Вашингтон. Значит, нам быстро надо договариваться с литовцами и с поляками. Что вы от них хотите? Чтобы они сказали: мы несем ответственность за десятки тысяч беженцев…
— Какие десятки? 450 тысяч уже.
— Они признают десятки. Они даже за это не готовы отвечать. Вы же видите, как выступает Псаки: ничего нет, все замечательно…
— Война не только приблизилась к границам России, но и не раз перешла ее. Обстрелы уже идут регулярно. А мы делаем возмущенные заявления, 1001 китайское предупреждение…
- Американцы, конечно, ни в чем не заинтересованы, абсолютно стоят в стороне и горько плачут по поводу своей судьбы, спровоцированные "великой могучей Литвой". Но они четко и ясно нам грозят войной в случае активизации нашей позиции по Украине. По моему, это — недвусмысленно, а довольно очевидно. Символично, что приближается столетие Первой мировой войны. И мир это столетие встречает чрезвычайно, практически на пороге Третьей мировой войны. Я думаю, что осенью "какая-нибудь великая Литва" попытается спровоцировать какие-то выступления на территории России. Конечно, США будут совершенно к этому непричастны. Это будут делать только литовцы и часть поляков. Думаю, что просто будет активизация нашей пятой колонны, возможно, на юге России и, разумеется, в Москве.
Напомню, как появилось выражение "пятая колонна". Шла гражданская война в Испании. Фашисты наступали на Мадрид четырьмя колоннами. И генерал Де ла Мол говорил: мы выступаем четырьмя колоннами, а в Мадриде за нас еще будет сражаться пятая колонна. Надо сказать, что страны мировой демократии в то время как раз тоже поддерживали фашистов и очень активно способствовали победе Франко. Гораздо опаснее не открытые злодеи, а те люди, которые маскируются под псевдогуманистическими лозунгами. Нельзя называть себя гуманистом, нельзя говорить о любви к человеку, не замечая массовых убийств, нельзя бороться за свободу слова, не замечая, как на Украине просто кулаками и прикладами решается вопрос о свободе слова.
Есть люди, которые просто не скрывают своих надежд на то, что внутри нашей страны начнется гражданский конфликт. Открыто об этом говорят. Вот это и есть опасность. Если у нас в стране, власть допустит определенные ошибки, которыми воспользуется вот эта пятая колонна, это будет гораздо опаснее террористов.
Читайте также: "Странно, что все забыли про Чернобыль"
— Как вы оцениваете сейчас самостоятельность нынешней украинской власти?
- В 1931 году один из лидеров польских националистов Роман Дмовский писал, что если когда-нибудь Украина отпадет от России, то превратится в пространство, где соберется всякий интернациональный сброд для того, чтобы грабить ее и управлять ей. И что руководить Украиной будет сброд из евреев, русских и армян. То есть он удивительно точно предсказал то, что сейчас происходит. Там некоторые определения, ну просто убийственно точны. Идею ультранационализма оседлали люди, не имеющие никакого отношения к украинской нации.
На Майдане объявили борьбу против олигархов во власти, против коррупции, против несправедливости. Олигархи сейчас не просто во власти. Они управляют. Вся власть их. И возникает вопрос, где эти олигархи хранят свои деньги? Где находятся активы Порошенко, Коломойского?… Я сомневаюсь, что на Украине. Собственно говоря, все принципиально важные решения, нацеленные на обострение положения на Украине, всегда принимаются после визитов крупных деятелей Соединенных Штатов в Киев.
А Саакашвили — советник Порошенко. А решение Порошенко, что будут сокращены то ли вообще ликвидированы инвестиции в науку, и эти деньги будут потрачены на закупку и производство оружия. Уже настолько все знают, что в науку надо инвестировать, в образование, иначе страна умрет. Известно, отставание в образовании на один год — гарантированное отставание на 5-6 лет в развитии… Вот градус националистических настроений очень высок. Вообще весь дизайн этого конфликта создан, чтобы сплотить Украину, выплавить новую украинскую идентичность. Что способствует формированию новой идентичности? — Образ внешнего врага. "Вот у нас забрали Крым, в Донбассе русские восстают, они пришлые, чужие, сели на украинскую землю…" Идет бандеризация Украины. Она шла давно уже. Все эти 20 лет. В области образования. Запад Украины давным-давно сдвинулся на восток. 20 лет шло формирование нового поколения, но эти 20 лет Москва ничего не делала. Та же самая Польша, Литва, Франция, Германия разворачивали колоссальные программы обмена студентами, аспирантами, разные образовательные курсы и прочее, чтобы формировалось новое поколение с другой идентичностью. В это время Москва договаривалась с элитой. Вот мы даем вам возможность воровать газ и иметь с этого денежку. Это и есть основа наших соглашений. Интерес ваш есть. Такой вот принцип — вместе кушать.
Ясно, что пока будет продолжаться подход, что в формировании нового поколения культура не имеет отношение с политической точки зрения, Москва будет терпеть поражение за поражением. Невозможно надеяться на мягкую силу без разумной политики в области образования. Но сейчас ситуация уже такова, что в области образования и культуры мы уже ничего не можем сделать. Единственное что, украинские музыканты активно зарабатывали деньги в России, то теперь идет война. Когда стреляют пушки, музы молчат. Надо думать, что будет завтра, осенью, через год. Ведь этот конфликт рано или поздно в горячей форме кончится. Теперь важно, чтобы последствия этого были не столь тяжелыми. Значит, нужно готовиться к следующему этапу. Но, естественно, если мы будем встречать следующий этап, со стаканом водки и криком ура-ура-ура, то будет результат точно такой же.
— А как мы его будем встречать?
- Допустим, мне очень интересно, что происходит с образованием в Крыму. Там ведь велась целенаправленная политика по смене учительского состава. В школы направлялись учителя выпускники западно-украинских педагогических институтов, университетов. То есть шла насильственная украинизация русского населения Крыма. Там далеко неоднозначное положение и с крымскими татарами. Там совершенно сложное и неясное положение до сих пор с телевещанием. Там показывают украинские каналы, а российские каналы не везде идут полностью. То есть там — масса проблем. Школьный учебник — это проблема. 20 лет над населением Крыма Киев издевался. Было четко ясно, что с этими людьми вообще ничего сделать невозможно. Тогда начали просто шпынять по мелочам.
Крымчанам приставили пистолет киевские власти и 20 лет их держали под пистолетом. И в конце концов людям это страшно надоело. Сейчас нужно делать социологические опросы, выяснять больные точки, направить на решение проблем ресурсы. Это совокупность целого ряда проблем. Политика в национальном вопросе требует аккуратности, понимания перспективы, продуманной культурной составляющей.
Конечно, ориентироваться на мнение Европы или США бессмысленно. Никакого диалога нет. Никаких общечеловеческих ценностей нет. Никаких ценностей мировой демократии нет. Никакой свободы слова тоже нет. Все это сказки.
Читайте также: Новороссия: Россию вынуждают ввести войска
— Международного права тоже нет. Есть право силы.
— Есть международный произвол.
— Кто сильнее — тот и прав.
— О чем можно говорить?! Посмотрите, что произошло в Ираке, а сейчас опять началось в Палестине. В правление Хусейна в разы людей было убито меньше, чем при американских оккупантах. И в разы меньше, чем сейчас убивают практически каждый день. Произошла катастрофа, она растянется на много лет. Конца и края не видно. То же самое — мирный проект в отношении арабо-израильского конфликта. Израиль был вынужден принять меры, предлагаемые Вашингтоном. Как-то вывели ситуацию на уровень контролируемого холодного мира. И вот результат. Вспышка насилия, и ситуация возвращается. А дальше что? Больше жертв. Все больше населения втягивается в этот конфликт.
- И тоже не видно ни конца, ни края…
— И опять же это результат действия в отношении Ливана и Сирии. Это все больше радикализация. Идея государства халифата. Собственно говоря, и Израиль поддерживал это. И вот теперь возвращается обратно туда же. Твоим же, как говорится, тебе же по сусалам.
- Получается, куда не ткнешь, везде огонь, везде война…
— Я просто думаю, о горячих головах. Надо понимать насколько хорошо сейчас, насколько дорого то спокойствие, тот мир внешний и мир гражданский внутренний, в котором мы живем. Любой шаг к его разрушению могут привести к потери всего того, к чему люди привыкли. Им кажется, что это всегда… Люди вот жили на Украине — им и в голову не могло придти, что может произойти такое. Я с ужасом думаю об этих обстрелах. А как там будет потом? Осенью-то что будет? Судя по всему, посевная кампания провалена. Но у Украины есть запасы зерновые. Если они не распроданы…