Недавно глава МИД Сергей Лавров посетил Баку. Затрагивалась и каспийская проблематика, и Нагорный Карабах. Как разрешить вопрос по Карабаху? Говорят ли столь частые контакты об активизации отношений Москвы и Баку? Об этом на видеоканале Pravda.Ru кандидат исторических наук, проректор Высшей школы социально-управленческого консалтинга Олег Кузнецов.
Недавний визит министра иностранных дел России в Азербайджан был плановым. За 20 лет сложился формат взаимоотношений внешнеполитических ведомств двух стран. Министр иностранных дел Азербайджана приезжает в Россию каждые два года, на следующий год следует ответный визит главы российского МИДа. Такая практика длится уже 19-й год. Точно так же, как и последующий визит Сергея Лаврова в Ереван — столицу Армении, противоборствующую в нагорнокарабахском конфликте, по сложившейся уже за много лет традиции, совершается через неделю после посещения Баку.
— Ряд азербайджанских СМИ прокомментировали визит следующим образом: Россия наконец-то поняла, что значит для мирового сообщества национализм, который перерастает в нацизм. После Украины Россия это отлично увидела. Кроме того, азербайджанцы опять обвинили Армению в создании моноэтнического государства без русского языка.
— Любой конфликт сопровождается идеологической войной. Больше всего врут во время войны и во время выборов. Но это не официальная позиция Азербайджана. Карабахский вопрос в повестке дня визита, естественно, занимал одно из ключевых мест. Естественно, обсуждались и многие другие очень важные аспекты. Потому что сейчас Россия вынуждена искать некоторые альтернативы изменившимся векторам внешней политики в условиях украинского кризиса. Россия столкнулась с консолидированным мнением Европы, выраженном в целом ряде санкций, негативных действий в отношении нашей страны, поэтому наша страна объективно вынуждена искать других партнеров или возобновлять или расширять партнерские связи, которые существовали до этого.
Визит Владимира Путина в Пекин, подписание глобального газового контракта с Пекином, безусловно, самый главный шаг. В отличие от европейских стран, Азербайджан никогда не присоединялся к санкциям. Наоборот, предложил расширить сотрудничество. Благо — есть, что предложить в качестве альтернативы. Азербайджан обладает развитой системой трубопроводов, как нефтяных, так и газовых. Вполне возможно, что в качестве альтернативы транзиту российского газа через Украину и "Южному потоку", мог обсуждаться и вопрос транзита российского газа через Азербайджан и Турцию на Балканы. Технически это абсолютно несложно.
Читайте также: Десантники из Баку нацелились на Карабах?
И я не исключаю, что логистика доставки газа через азербайджанскую трубопроводную систему, через территорию Турции на Балканы, может оказаться дешевле и выгоднее потерь, связанных с несанкционированным отбором Украиной российского газа при его поставке в Западную Европу. Поэтому не исключаю возможности, что единая трубопроводная система Азербайджана и Турции будет задействована для прокачки российского газа.
Еще один важный нюанс. На последнем петербургском энергетическом форуме между государственной нефтяной корпорацией Азербайджана и Роснефтью было подписано несколько договоров о сотрудничестве. Они расширяют спектр сотрудничества, предполагают строительство, создание совместного предприятия, разработку нефтяных и газовых месторождений не только на территории Азербайджана, но и в третьих странах, например, в Ливии. То есть Азербайджан показал себя очень серьезным экономическим партнером в сфере углеводородов.
Второй очень важный вопрос, который обсуждался, это поставки российского вооружения. Существуют разные оценки стоимости контрактов: от двух до шести миллиардов долларов на ближайшие два-три года. Соответственно, Россия не может в условиях глобального экономического кризиса отказаться от такого пополнения своего национального бюджета.
И, естественно, обсуждался вопрос вокруг Нагорного Карабаха. Эту тему обсуждали с глазу на глаз министры иностранных дел, и каких-то официальных отчетов по этому поводу не последовало. Это дало почву для возникновения целого ряда слухов и домыслов. Но поскольку каких-либо изменений в официальной позиции нет, то де-факто сохраняются прежние позиции.
Россия выступает за территориальную целостность Азербайджана, за двухстороннее урегулирование нагорнокарабахского конфликта самым разным путем, включая предоставление самой широкой автономии оккупированным территориям в составе Азербайджана. Позиция Азербайджана также неизменна, они готовы предоставить самую широкую автономию новым территориям, вплоть до федерализации своего государственно-правового устройства.
У них есть Нахичеванская автономная республика. Вполне возможно, по образцу этого будет создана Карабахская автономная республика. Может быть, будет создана федерация в составе, допустим, четырех частей. При личном общении с азербайджанскими государственными деятелями и с политологами, они возможность федерализации страны не исключали. Хотя говорят все-таки больше об автономизации отдельных частей. Собственно, приблизительно такая же модель сейчас предложена Украине. Это тренд мирового масштаба, он лежит на поверхности.
— Что нового в отношениях Москвы, Еревана и Баку. Возможно ли решения транзитной проблемы для Армении? Что меняется с подписанием соглашения об ассоциации Грузии с ЕС?
- Сейчас происходят консультации между представителями грузинского истеблишмента и самыми высокими российскими политическими кругами. Грузия при нынешнем президенте не рвется оголтело в ЕС. Грузия на перепутье. И она не интересна Евросоюзу по причине своей экономической стагнации, можно сказать, даже упадка. Это не лакомый кусок для сбыта и не рынок трудовых ресурсов, как Украина. Это изначально убыточный дотационный регион, которых в Евросоюзе очень-очень много. И никто дестабилизировать ситуацию, как на Украине, не будет в угоду реализации своих геополитических интересов. Поэтому на подписание соглашения об ассоциации Грузии с ЕС можно закрыть глаза.
Читайте также: Нахичевань - земля азербайджанцев
Пока мы сидим и думаем, каким образом сохранить или восстановить контроль в Закавказье, Азербайджан сделал много шагов для превращения своей страны в регионального экономического лидера. Создана тройка: Анкара-Тбилиси-Баку. В ноябре прошлого года завершилось формирование единой электроэнергетической системы трех стран. Армения в нее не включена. Также она не включена в ранее созданные структуры по транзиту газа и нефти.
Хотя изначально Азербайджан предлагал транзит, строительство нефтегазопровода через оккупированную территорию Арцаха, но этого не произошло по вине армянских политиков. То есть за последние 20 лет сложилась система экономической изоляции Армении. Виной тому — несговорчивость Еревана. Поэтому проблема транзита реально существует.
— Конфликт Армении и Азербайджана из-за Нагорного Карабаха длится уже десятки лет. Между тем в Армении идет убыль населения, в Азербайджане, наоборот, прирост. Демографическая ситуация повлияет на развитие или разрешение проблемы?
— Я думаю, что демографическая ситуация, безусловно, будет влиять на перспективу конфликта. Потому что в Азербайджане сейчас большой прирост молодежи. Безусловно, молодые люди воспитаны в определенном патриотическом духе. А из Армении молодежь бежит. Пройдет еще 2, 3, 5 лет, и в Армении не будет молодежи для того, чтобы защищать оккупированную территорию. Возникает вопрос: как ее удерживать? Нужны иностранные военные наемники, или придется отказаться от оккупированной территории, так как не будет достаточного количества молодых граждан Армении для обеспечения оборонной инфраструктуры. Конечно, демографический спад в Армении — это главная потенциальная угроза для сохранения статуса оккупации над захваченными территориями.
— После Лаврова в Азербайджане побывал и Дмитрий Рогозин. Это как-то связано с украинским конфликтом, поиском военно-промышленного сотрудничества вместо украинского? Или у этого визита другие цели?
- Увязывать именно украинский кризис с визитом Дмитрия Рогозина я бы не стал. Он возглавляет российскую делегацию в составе межправительственной комиссии Россия-Азербайджан. Это рабочий орган, который опять же cобирается два раза в год. Как вновь назначенный руководитель российского представительства, он должен был совершить официальный визит.
Во-вторых, Россию и Азербайджан связывают многомиллиардные оборонные контракты. Рогозин является вице-премьером правительства, который регулирует оборонно-промышленный комплекс. Закупки Азербайджаном новейших систем вооружения дали загрузку оборонно-промышленному комплексу, но эта загрузка настолько высока, что встал вопрос о соблюдении сроков контрактов и сроков поставок.
Читайте также: Алиев принимает меры против собственного Майдана
Вполне возможно, что в первую очередь обсуждались как раз вопросы оборонно-промышленного комплекса и поставок российского вооружения в Азербайджан. Актуально и вовлечение предприятий Азербайджана для выполнения государственных заказов России. В отличии от многих постсоветских стран, Азербайджан не только сохранил экономический потенциал, но и вместе с иностранными государствами, например, с Израилем и ЮАР, освоил производство высокотехнологичной военной техники.
Израиль в Азербайджане с участием азербайджанских специалистов производят беспилотные летательные аппараты, БПЛА. ЮАР передал технологии производства бронеавтомобилей. Достаточно серьезный судоремонтный потенциал в Азербайджане. Самое главное — там есть рабочие руки, квалифицированные люди, которые способны производить комплектующие детали. Технические специалисты Азербайджана могут реально по уровню своей квалификации исполнять заказы для оборонно-промышленного комплекса России.
— Являются ли Азербайджан и Армения серьезными экономическими партнерами для Российской Федерации?
- Азербайджан, безусловно, да. Он находится на море нефти. Под Каспийским морем — море нефти. Присутствие России в экономике Азербайджана достаточно высоко. Особенно опять же в сфере углеводородов по разным оценкам — до 15 процентов. Россия развивает газовый комплекс Азербайджана. Это тоже объективный факт. Поэтому, с точки зрения экономики, это огромное подспорье.
Армения — территория с практически нулевыми природными ресурсами, с отрицательным ростом населения. Она живет за счет дотаций со стороны диаспоры. Ну, и плюс за счет скидок на поставки энергоресурсов из России. Поэтому быть экономическим подспорьем для России Армения не может по определению. От миллиарда то полутора миллиардов долларов в год ежегодно армянская диаспора выводит из России на поддержание своих родственников, соотечественников на территории Армении.
— А с политической точки зрения?
— Армения находится в изоляции между достаточно враждебными государствами. Турцию Армения постоянно обвиняет в армянском геноциде. С Азербайджаном у нее — нерешенные территориальные споры. Армения — это медвежий угол Закавказья, сам загнавший себя в состояние экономической и политической изоляции. Это достаточно сильное обременение на плечах России. Мы готовы протягивать руку дружбы. Мы самодостаточные и достаточно сильны сейчас. Тем более в России произошла консолидация на основе патриотизма российского общества, которое поддерживает политическое руководство нашей страны. Это объективный факт, все говорят о "русской весне", о русском возрождении.