Высказывания министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского, обнародованные в результате "кассетного скандала", наводят на мысль о том, что кто-то пытается не столько свалить нынешнее правительство Дональда Туска, сколько играет на понижение влияния Польши, а следовательно, и США. В Польше активно обсуждается "российский след".
Если есть сомнения, что такое влияние присутствует, то надо вспомнить, кто подписывал знаменитый протокол от 21 февраля об урегулировании ситуации на Украине с правительством Януковича. Это были министры иностранных дел Германии, Франции и Польши, так называемый "Веймарский треугольник", созданный для проведения совместной политики в Восточной Европе. Польшу в том трио представлял министр иностранных дел Радослав Сикорский. Именно он является главным фигурантом "кассетного скандала".
Напомним, что польское издание Wprost начало публикацию результатов многочасовой прослушки польских чиновников, сделанных в одном из элитных ресторанов Варшавы. В одном из разговоров Сикорский высказывает мнение о том, что в Польше "нет государственности", поскольку три четверти банков принадлежат иностранцам. В другом в нецензурной форме отзывается об американских союзниках. Вот перевод с заменой непечатных слов. "Ты же знаешь, что польско-американский союз ничего не стоит, — говорит Сикорский, обращаясь к бывшему министру финансов Яцеку Ростовскому. — И даже вредит, потому что создает Польше ошибочное чувство безопасности. Мы поссоримся с немцами, с Россией и будем считать, что все отлично, потому что мы сделали одолжение американцам. Мы неудачники. Полные неудачники".
Читайте также: Конрад Ренкас: Польша свой Майдан пережила
"Дипломатическая катастрофа", так охарактеризовали польские аналитики эти высказывания (или "реальный взгляд на политику", по мнению российского МИДа). Примечательно, что Сикорский позволяет себе подобные характеристики, являясь главным проводником интересов США в Европе. Именно на интересы Польши в Восточной Европе опирались США при разработке "Восточного партнерства". Именно Польша сейчас больше других европейцев хочет "остановить российскую потенциальную агрессию" на Украине и в Польшу. В частности, министр обороны Томаш Семоняк санкционировал размещение в польском городе Ляска эскадрильи американских истребителей F-16. А тот же Сикорский неоднократно высказывался за заморозку российско-европейского сотрудничества, в частности, проекта "Северный поток", назвав его проектом "Молотова — Риббентропа".
"Польша имела и имеет больше амбиций на занятие постов второго эшелона еврокомиссии, однако польская заявка на лидирующие роли в ЕС не совсем адекватна польским возможностям, — сказал Pravda. Ru Николай Межевич, профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). — И вот в данном случае "кассетный скандал", действительно, является определенной иллюстрацией того обстоятельства, что Польша неадекватно оценивает свою роль. Двойственность польской позиции может быть критично воспринята европейскими и другими политиками и американцами, которые, наверное, так же и оценивают ситуацию, как прозвучало в разговоре, но не озвучивают это публично".
В Польше активно обсуждается вопрос, кому выгоден этот скандал, в основном делается упор на внутриполитическую борьбу между правящей партией "Гражданская платформа" и оппозицией в лице партии "Закон и справедливость". Обсуждается и "российский след". Но участие российских спецслужб отметем сразу, поскольку, какое бы правительство в Польше ни пришло к власти, главный тренд останется одним и тем же — это антироссийская политика. Гораздо перспективнее поискать в скандале след разведки Германии. Мотивация легко просматривается — это борьба за влияние в формирующихся после майских выборов в европарламент органах еврокомиссии.
Читайте также: Майдан в Польше будут делать спецслужбы
О том, какая это борьба, свидетельствуют страсти, разыгравшиеся по вопросу назначения на пост главы европейского правительства бывшего премьер-министра Люксембурга Жан-Клода Юнкера. Великобритания, работающая в англосаксонской связке на дезинтеграцию ЕС, в лице премьера Дэвида Камерона, яростно протестовала, но большинством голосов был утвержден ставленник Германии. Сейчас разворачивается борьба за два других ключевых места — еврокомиссара по энергетике и верховного представителя по иностранным делам.
Здесь Германия и ее бизнес-элита очень не хотели бы видеть польских кандидатов — соответственно Ежи Бузека (сейчас этот пост занимает немец Гюнтер Эттингер) и Сикорского (Кэтрин Эштон). Что касается Сикорского, то теперь его шансы невелики. По второму назначению Германия настаивает, что Эттингер должен остаться на посту, чтобы завершить переговоры с Россией и Украиной по вопросам цен на газ и обеспечить поставки сырья в Европу, пишет немецкая пресса.
Очевидно, что Германия хочет видеть своих людей, а не ставленников США на ключевых постах в еврокомиссии. Эту политику проводит сменившееся внешнеполитическое руководство страны во главе с представителем от социал-демократов Франком-Вальтером Штайнмайером. Концепция внешней политики Штайнмайера по отношению к России теперь называется "изменение через взаимозависимость", напоминая о названии программы "изменения через сближение" Эгона Бара, ближайшего советника Вилли Брандта, которого часто называют "архитектором новой восточной политики". Именно Брандт сумел в 70-х годах наладить отношения с Советским Союзом, его называли "тайным другом Брежнева", и он был одним из соавторов первого потепления отношений между СССР и Западом.
Очевидно, что Германия готова для проведения новой "новой восточной политики", об этом говорит постоянное торможение инициатив США по введению европейских санкций в отношении РФ. Германия не хочет в угоду США вредить своим бизнес-интересам в России. То есть, за последние годы там сформировалась элита, которая почувствовала что не надо слепо следовать за евроатлантическим партнерством.
Читайте также: Знает ли Туск о бандеровцах в Польше
Значение Веймарского треугольника Германии, Франции и Польши после провала февральских договоренностей падает, каждый тянет в свою сторону. Франция во вторник приняла 400 российских моряков для обучения на кораблях "Мистраль". К тому же, европейские тяжеловесы после отмены перемирия начинают понимать, что война на Украине затягивается, угрожая Европе второй Сирией, и поляки не те люди, которые будут ее останавливать.