Президент Порошенко 26 июня представил Верховной раде Украины проект новой Конституции. Строго говоря, никакого личного представления не было: новоиспеченный гетман предпочел в этот день выступать перед депутатами не собственной страны, а благословенного Запада на заседании ПАСЕ в Брюсселе. Туда президент поехал подписывать мазохистки-кабальное соглашение об ассоциации с ЕС. Такая, более чем убедительная иллюстрация патриотизма первого лица якобы независимой Украины.
Тем не менее письменные предложения об изменении основного закона в Раду-таки были предоставлены — пусть и заочно. И сразу же стали объектом интенсивного обсуждения.
В целом можно сказать, что шоколадный король в президентском кресле решил укрепить свою личную власть, при этом создав видимость децентрализации власти, как некой замены ненавистной для Киева федерализации.
С этой целью предполагается ликвидация областных и районных государственных администраций и замена их исполкомами соответствующих Советов, которые будут возглавляться их главами. На первый взгляд — вот оно, вожделенное перераспределение полномочий, которого якобы только и добивались все последние месяцы жители восставшего Донбасса.
Однако на деле до реальной самостоятельности регионам, как до неба пешком. Даже чисто формально, в каждой области и районе будет находиться представитель президента, призванный координировать работу местных органов власти, наблюдать за ее законностью, и т. д.
Причем, ответственность за нарушение этой самой законности выглядит явно несимметрично. Так, если око государево заметит какую-то оплошность со стороны исполкома, решение этого органа тут же приостанавливается, и спор передается в Конституционный Суд. И если местные власти неправы, их ожидает неизбежное увольнение и перевыборы.
Читайте также: Порошенко отдаст власть народу не говорящему по-русски
А вот если ошибся "человек президента" — его от силы немного пожурят за неуместную активность. Кстати сказать, если ранее губернаторов глава государства, хотя бы формально назначал после подачи кандидатур премьер-министром, то должных заменить их представителей Порошенко собирается назначать единолично. Немаловажная деталь — в условиях чрезвычайного или военного положения именно этой президентской вертикали будет принадлежать вся полнота власти.
Но описанные выше нюансы касаются лишь формально-организационных моментов. Между тем, на пути реального регионального самоуправления стоит еще и правительственная вертикаль. Когда почти все отделы нынешних госадминистраций, а в будущем и исполкомов назначаются вышестоящими министерствами. И их руководители больше смотрят на начальство в центре, нежели на местах, уволить то их местные боссы не могут.
Ну и самое главное, на "колоссальный прорыв в местном самоуправлении" в лучшем случае планируется оставлять четверть собираемых в регионах налогов и сборов. Остальные бюджетные деньги, конечно, тоже рано или поздно на места дойдут, но лишь в виде щедрот центрального правительства. Которые еще надо заслужить хорошим поведением и лояльностью к официальному Киеву.
Одним словом, когда пан Порошенко, скрежеща зубами, называл идею федерализации бредом, он был совершенно искренним в своей ненависти к этому начинанию. Потому что предложенная им децентрализация — это жалкая пародия на региональную самостоятельность. И потому никоим образом не может удовлетворить ни восставший Донбасс, ни даже регионы, подконтрольные местным князькам, вроде Коломойского, откровенно посылающих Киев подальше в его попытках рулить всем и вся.
Впрочем, только косметическими изменениями местного самоуправления президент в проекте своей Конституции не ограничился. Им было сделано несколько важных поправок для усиления своей власти в центре. Так кандидатуру премьера на утверждение Рады, выдвинутую депутатским большинством, Порошенко хочет не автоматически вносить, а всего лишь учитывать. Что подразумевает возможность и ее отклонения по каким-то причинам.
Читайте также: Кадровик Порошенко раздает портфели
В самом же законодательном органе гетман собирается упразднить важнейший элемент его работы — "императивный мандат" народных избранников. В настоящее время депутат, избранный по списку той или иной партии, обязан при формировании коалиции голосовать согласно решению своей фракции. А в случае принятия новой редакции может голосовать как угодно. Очень удобное изобретение для быстрого сколачивания пропрезидентского большинства с помощью перебежчиков из других, даже враждебных политических сил.
Но для обеспечения таких перебежек главе государства необходим хороший кнут. Что с того, что народные избранники лично неприкосновенны? У них же есть бизнес, родственники, которых можно прессовать, пока парламентарий не додумается до единственно правильного решения.
Видимо, исходя именно из такой диспозиции, президент в новой Конституции желает иметь право единоличного, без утверждения Радой увольнения Генерального прокурора, шефа Службы безопасности и главы пока еще не созданного "Бюро расследований" (нечто вроде российского Следственного комитета). А то прежний порядок, при котором отставки силовиков могли быть произведены лишь с согласия парламента, могут взрастить в их головах ненужные мысли о самостоятельности и подчинению только закону, а не звонкам из президентской Администрации.
Интересно заметить, что ради полного контроля над гражданскими силовиками, Порошенко готов отдать парламенту право назначения двух других министров из президентской квоты — иностранных дел и обороны. Видимо, шоколадный магнат резонно решил, что на обороне и внешней политике официального Киева рейтинга не нарастить ввиду их ужасающей провальности. А потому лучше спихнуть указанные кадровые назначения (вместе с ответственностью перед избирателями) на плечи премьер-министра и парламентского большинства.
Читайте также: На Украине хотят распустить Верховную раду
В заключении стоит заметить, что данные предложения украинского президента далеко не со стопроцентной вероятностью станут новым Основным законом. Для этого нужна довольно долгая процедура — голосование парламентариев минимум тремястами голосов (из 450) на протяжении двух сессий Рады, положительное заключение Конституционного суда и некоторые другие моменты.
Правда, процедурные и даже прямые конституционные нормы с февраля превратились на Украине в факультет ненужных вещей, но все же. Стало быть, новая Конституция (по закону, конечно) может быть принята не раньше осени. Между тем, с учетом тенденций нарастания кризиса еще неизвестно — будет ли что, где и кому принимать после столь длительного временного периода…